Помните книгу «Денискины рассказы», бестселлер детской литературы 60х годов? Я недавно её пролистала и узнала с другой стороны, это целая энциклопедия советского быта и семейных отношений.
Например, рассказ «Куриный бульон», самое начало:
Мама принесла из магазина курицу, большую, синеватую, с длинными костлявыми ногами. На голове у курицы был большой красный гребешок. Мама повесила ее за окно и сказала:
- Если папа придет раньше, пусть сварит. Передашь?
Я сказал:
- С удовольствием!
И мама ушла в институт.
Из этого отрывка мы узнаем, что на момент действия рассказа:
а. Курицы бывали синие, с головой и, как потом выясняется, с перьями.
б. Курица вешалась за окно, т.е. у них не было классического холодильника, скорей всего был холодильник под окном.
в. Мама дошкольника училась на вечернем.
г. Ребенка без всяких криков и охов оставляют дома одного.
Когда пришел папа <...> Я сказал:
- Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?
А он:
- Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?
Я сказал:
- Вон, за окном курица висит. Свари и съешь!
Папа отцепил курицу от форточки и положил ее на стол.
- Легко сказать, свари! Сварить можно. Сварить - это ерунда. Вопрос, в каком виде нам ее съесть? Из курицы можно приготовить не меньше сотни чудесных питательных блюд. Можно, например, сделать простые куриные котлетки, а можно закатить министерский шницель - с виноградом! Я про это читал! Можно сделать такую котлету на косточке - называется "киевская" - пальчики оближешь. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить ее утюгом, облить чесноком и получится, как в Грузии, "цыпленок табака". Можно, наконец...
Но я его перебил. Я сказал:
- Ты, папа, свари что-нибудь простое, без утюгов. Что-нибудь, понимаешь, самое быстрое!
Папа сразу согласился:
- Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Это ты ухватил самую суть. Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!
Папа даже руки потер. Я спросил:
- А ты бульон умеешь?
Но папа только засмеялся.
- А чего тут уметь? - У него даже заблестели глаза. - Бульон - это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится, вот и вся премудрость. Решено! Мы варим бульон, и очень скоро у нас будет обед из двух блюд: на первое - бульон с хлебом, на второе - курица вареная, горячая, дымящаяся. Ну-ка брось свою репинскую кисть и давай помогай!
Из этого отрывка мы узнаем, что:
а. Папа Дениски в общих чертах понимает, как варится бульон и что из можно сделать из курицы, но знания его оторваны от быта.
б. Дениска явно сомневается в кулинарных способностях папы. Скорей всего, раньше папа за готовкой бульона замечен не был.
в. Папа полон энтузиазма, варить бульон для него явно новое приключение («у него даже заблестели глаза»).
Дальше с курицей получается не очень. Папа в основном командует Дениской и они издеваются над курицей как могут.
В это время пришла мама. Она сказала:
- Что тут у вас за разгром?
А папа вздохнул и сказал:
- Курицу варим.
Мама сказала:
- Давно?
- Только сейчас окунули, - сказал папа.
Мама сняла с кастрюльки крышку.
- Солили? - спросила она.
- Потом, - сказал папа, - когда сварится.
Но мама понюхала кастрюльку.
- Потрошили? - сказала она.
- Потом, - сказал папа, - когда сварится.
Мама вздохнула и вынула курицу из кастрюльки. Она сказала:
- Дениска, принеси мне фартук, пожалуйста. Придется все за вас доделывать, горе-повара.
Из этого отрывка мы узнаем еще одну важную деталь, а именно, что приготовление курицы, которую нужно опаливать, потрошить и готовить - это совершенно нормальна вечерняя процедура.
Ну и, конечно, про семейные отношения. Прекрасный папа, который так весело все рассказывает про киевские котлеты и репинскую кисть, не может сам приготовить ужин. Лучше всего его характер и отношение к быту показаны в другом рассказе, «Хитрый способ».
- Вот, - сказала мама, - полюбуйтесь! На что уходит отпуск? Посуда, посуда, три раза в день посуда! Утром мой чашки, а днем целая гора тарелок. Просто бедствие какое-то!
- Да, - сказал папа, - действительно это ужасно! Как жалко, что ничего не придумано в этом смысле. Что смотрят инженеры? Да, да... Бедные женщины...
Папа глубоко вздохнул и уселся на диван. Мама увидела, как он удобно устроился, и сказала:
- Нечего тут сидеть и притворно вздыхать! Нечего все валить на инженеров! Я даю вам обоим срок. До обеда вы должны что-нибудь придумать и облегчить мне эту проклятую мойку! Кто не придумает, того я отказываюсь кормить. Пусть сидит голодный. Дениска! Это и тебя касается. Намотай себе на ус!
Опять делаем выводы. Судя по слову «отпуск», мама, помимо учебы, еще и работает. Вообразите, учеба, работа, сын-дошкольник и никакой помощи по хозяйству. Неудивительно, что в конце-концов мама устраивает бунт, но папа не сдается:
- Ну что, папа? Ты придумал?
- Насчет чего? - сказал папа.
- Насчет мойки посуды, - сказал я. - А то мама перестанет нас с тобой кормить.
- Это она пошутила, - сказал папа. - Как это она не будет кормить родного сына и горячо любимого мужа?
И он весело засмеялся. Но мама сказала:
- Ничего я не пошутила, вы у меня узнаете! Как не стыдно! Я уже сотый раз говорю - я задыхаюсь от посуды! Это просто не по-товарищески: самим сидеть на подоконнике, и бриться, и слушать радио, в то время как я укорачиваю свой век, без конца мою ваши чашки и тарелки.
- Ладно, - сказал папа, - что-нибудь придумаем! А пока давайте же обедать! О, эти драмы из-за пустяков!
- Ах, из-за пустяков? - сказала мама и прямо вся вспыхнула. - Нечего сказать, красиво! А я вот возьму и в самом деле не дам вам обеда, тогда вы у меня не так запоете!
И она сжала пальцами виски и встала из-за стола. И стояла у стола долго-долго и все смотрела на папу. А папа сложил руки на груди и раскачивался на стуле и тоже смотрел на маму. И они молчали. И не было никакого обеда. И я ужасно хотел есть.
Кончается в рассказе все хорошо, папа все-таки моет посуду. Не будем думать, станет ли он так делать всегда или это был первый и последний раз, лучше будем как Дениска, переживать все бытовые вопросы как приключения, без всякой морали.