5. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
5.1. В МЕТРО
Все чаще в вагонах метро находят самодельные взрывные устройства.
В связи с этим обращайте внимание на оставленные в вагонах метро
сумки, портфели, пластиковые пакеты. При обнаружении бесхозных
предметов сообщите машинисту поезда или работникам метрополитена.
Но если взрыв все-таки произошел и поезд остановился в тоннеле,
не стремитесь, во что бы то ни стало выбраться из вагона. В тоннеле
проходят десятки электрических кабелей, они могут быть повреждены в
результате взрыва. Но дверь, возможно, лучше открыть. Если вагон
сильно задымлен, закройте органы дыхания платком и лягте на пол, *как
известно дым скапливается вверху*. Металлический корпус вагона может
быть под напряжением, поэтому старайтесь не касаться металлической
части вагона. Лучше - спокойно ожидать прибытия спасателей. Паника и
бессмысленные действия, - основные опасности в такой ситуации.
Общие правила безопасности в метро:
- никогда не стойте у края платформы. Ожидая поезда, стойте у
стенки (у колонны) станции (или, если нет стенок и колонн - в середине
станции) до момента открытия дверей поезда. В противном случае вы
рискуете попасть под колеса приближающегося поезда вследствие давки
или намеренных действий, направленных против вас;
- подходите к дверям вагона только после остановки поезда и
выхода пассажиров. Если в вагоне много людей, пропустите один-два
поезда, чтобы не быть сдавленным толпой, входите и выходите последним;
- если поезда долго нету, или в метро давка, воспользуйтесь
другими линиями метро или другим (наземным) транспортом - не
подвергайте себя лишней опасности;
- увидев упавшего на рельсы человека, немедленно пошлите
двух-трех находящихся рядом людей сообщить об этом дежурному по
станции. Одного человека поставьте на краю платформы у выхода из
тоннеля, чтобы тот подавал сигнал остановки машинисту поезда,
размахивая вверх-вниз любой яркой тканью. Если человек в состоянии сам
выбраться наружу, помогите ему, следя, чтобы он не коснулся контактной
шины с деревянным "пеналом" у края платформы;
- если человек не может быстро выбраться наружу при приближении
поезда, крикните ему, чтобы он либо бежал вперед до конца станции,
либо лег между рельсами и не вставал до отхода поезда;
- находясь на эскалаторе, исходите из того, что он в любой момент
может остановиться (или обрушится), поэтому крепко держитесь за
поручни, и будьте готовы в случае аварии перепрыгнуть на соседний
эскалатор;
- в поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение
центральным вагонам, которые в случае аварии страдают меньше, чем
головные и хвостовые;
- в вагоне, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели,
свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут
находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об
обнаружении таких предметов машинисту поезда, дежурному по станции,
работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите
стоящих рядом людей о возможной опасности;
- помните что самодельные взрывные устройства также могут быть
заложены под сиденья. Поэтому в случае взрыва ваши шансы на выживание
выше, если вы стоите а не сидите (и кроме того лучше стоять в толпе,
за другими людьми, которые в случае опасности станут щитом для вас);
- если позволяют средства, приобретите защитный капюшон "Феникс",
который обеспечит вам защиту в случае пожара или задымления (см.
раздел 10.11).
5.2. В ПОЕЗДЕ
В поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение
центральным вагонам, которые в случае железнодорожной катастрофы
страдают меньше, чем головные и хвостовые, а также придерживайтесь
следующих правил безопасности:
- выбирайте сидячие места против движения поезда, т.к. в случае
если хулиганы бросят в окно камень, у вас гораздо больше шансов что он
в вас не попадет;
- располагайтесь (особенно ночью) в тех купе, где уже кто-то
есть;
- не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие;
- запомните своих попутчиков: имена, приметы, конечные станции;
- не напивайтесь. Не принимайте угощения вовнутрь;
- держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать;
- не оставляйте двери приоткрытыми, так как это позволяет видеть
из коридора то, что происходит в купе;
- когда вы едете в плацкартном вагоне, держите документы или
бумажник в надежном месте, портфель - поближе к стене;
- самое ценное (деньги, ключи, документы) забирайте с собой даже
в туалет - в бумажнике, поясной сумке или сумке через плечо;
- на промежуточных станциях во время выхода пассажиров, воры
могут легко воспользоваться всеобщей суматохой, быстро пробежав через
вагон, поэтому держите поближе к себе сумку, пиджак и личные вещи, не
оставляйте их на соседнем сиденье.
5.3. В ТРОЛЛЕЙБУСЕ, АВТОБУСЕ, ТРАМВАЕ, ТАКСИ
Структура современных городов более ориентирована на тех, кто
передвигается пешком или в общественном транспорте. При пользовании им
следует всегда помнить следующие правила личной безопасности:
- не засыпайте и не забывайтесь во время движения, не
заглядывайтесь в окно, если на полу стоит ваша сумка или чемодан;
- если нет свободного сидячего места, постарайтесь стоять в
центральном проходе;
- не стойте около дверей, так как именно здесь вы чаще всего
можете быть ограблены кем-нибудь из выходящих;
Целая категория преступников "зарабатывает" на жизнь обкрадывая
тех, кто носит кошелек в заднем кармане брюк. Часто и внутренний
карман пиджака не является надежным местом и очищается с тем же
проворством. Порой попросту вырезается кусок материи и, таким образом,
страдает и одежда. Открытая сумочка, как и сумка, полная пакетов и
свертков, мешающих закрыть ее, служит приглашением для похитителей.
Несравнимо надежнее хранить деньги в дипломате. Помните, что
предварительные меры предосторожности гораздо более эффективны, чем
действия по обнаружению, уличению и задержанию преступника. Неплохо
зная психологию толпы, последний умело манипулирует ее настроением и
действиями. Так, если жертва попытается блокировать двери с целью
выявления похитителя, пассажиры легко вводятся в состояние возмущения,
а вор тем временем избавляется от добычи.
После выхода из салона лучше подождать, пока автобус отъедет, и
лишь потом переходить улицу. *Стоящий автобус или троллейбус обходите
сзади, трамвай - спереди, иначе вы рискуете попасть под автомобиль*.
Выходя из общественного транспорта, подождите, пока схлынет толпа или
же наоборот выйдите первым. В любом случае избегайте давки. При
пользовании эскалатором внимательно следите за детьми, за острыми и
большими предметами, о которые можно споткнуться или поранится.
Когда вы берете такси:
- старайтесь пользоваться государственными машинами, которые
внушают больше доверия;
- убедитесь в том, что счетчик работает правильно;
- следите за тем, чтобы таксист вез вас правильным и кратчайшим
путем;
- точно и четко называйте нужный адрес.
5.4. В САМОЛЕТЕ
При пользовании самолетом, следует всегда помнить следующие
правила личной безопасности:
- путешествуйте по возможности прямыми рейсами, избегая
промежуточных посадок;
- во время промежуточных остановок необходимо всегда выходить в
аэропорт, так как иногда террористы захватывают самолет на стоянке.
Кроме того, руководствуйтесь инструкциями изложенными в разделе
ЗАХВАТ САМОЛЕТА.
* * *
Многие люди верят в то, что самой безопасной зоной в самолете в
случае аварии является хвостовая часть самолета. И не без основания.
Если самолет ударяется во что-то носовой частью, люди, находящиеся
впереди, с большей вероятностью могут получить травмы по сравнению с
теми, кто находится в хвостовой части. Но при некоторых авариях,
однако, дело заключается вовсе не в этом. На самом деле до самой
аварии вы не можете быть абсолютно уверены в том, что та или иная зона
в самолете является самой безопасной, так как самая безопасная зона на
одном самолете не является таковой на другом. Кроме того, самая
безопасная зона при одном типе аварии может не быть самой безопасной
зоной при другом типе аварии. Тем не менее существуют некоторые общие
рекомендации (которые будут приведены ниже), которые могут увеличить
порог безопасности, если вам доведется попасть в аварию.
Самой безопасной зоной самолета в случае турбулентности атмосферы
по некоторым данным является носовая часть самолета, а наименее
безопасной зоной - хвостовая. Надо иметь в виду, однако, что
большинство травм, случающихся при воздействии турбулентности,
незначительны, а случаи гибели пассажиров в результате воздействия
турбулентности весьма редки.
Поэтому, так как большинство аварий с тяжелыми исходами, но при
которых возможно спасение, происходят при взлете и посадке, и
поскольку наибольшее число травм пассажиров и наибольшее число случаев
их гибели наблюдается при этих авариях, вы можете увеличить порог
вашей безопасности, если сядете в той части самолета, которая
находится под крыльями или в хвостовой части самолета. Кроме того,
кресло, расположенное ближе к выходу, в какой бы зоне самолета оно не
располагалось, более безопасно по сравнению с удаленными от выхода.
Если ваш полет пройдет над водным пространством, и если у вашего
самолета все двигатели размещаются в хвосте, тогда при посадке на воду
ваши шансы на спасение увеличиваются, если вы будете сидеть в
надкрыльной части самолета.