О фэнтези Светланы Александровны, которые собраны в трёх постах и находятся по тегу "фэнтези", у меня пока не сложилось окончательное представление по времени их написания, именно это почему-то хочется разгадать - не только время публикаций.
Однако об одном, самом лиричном и личном в этом любимом писательницей жанре напишу сейчас. Этот рассказ, написанный ранее, она перепечатывала два дня и опубликовала на Прозе.ру 14.12.14. Светлана Беляева 2.
Будущая писательница на фотографии, где ей одиннадцать лет - очаровательная девочка, любимая доченька благополучной семьи, похожая своим благополучным видом на Верочку Мамонтову с картины Серова "Девочка с персиками".
Почему вдруг вспомнилась Вероника Мамонтова? - Они ровесницы на портрете и на фотографии и обе любимые дочери в семьях, и обе темноволосые девочки с нежными личиками обеим по одиннадцать лет.
Потом судьбы этих девочек сложились не так счастливо, как можно было ожидать:
Вероника вышла замуж, родила троих детей, но в тридцать два года умерла от пневмонии.
Судьбу Светланы Александровны сломала война: лишила отца, который умер от голода в оккупированном фашистами Пушкине; оторвала от дома и сначала бросила в немецкие лагеря на три года и три месяца, а потом - в ссылку в суровый Алтайский край на одиннадцать лет, где в тяжелейших бытовых условиях умерла бабушка, Эльвира Юрьевна Магнушевская ( Эльвира-Иоаннетта), а Светлана заболела малярией, затем тифом. На лице уже взрослой девушки отразились тяготы, которые ей пришлось испытать.
Смотрю на её чёрно-белую фотографию с матерью, Маргаритой Константиновной после их возвращения в Ленинград: С.А. здесь около тридцати, впечатление, что её лицо вырезано грубым каменотёсом и обработано алтайским суровым климатом. Она милая, но что-то, что привлекает к девушкам молодых людей - утрачено. Однако, огрубевшие черты лица не мешали С.А. всегда быть высокодуховным человеком.
В "Семейной саге" (eva-sova07.narod.ru раздел "Память"), также в "Я не знаю, чего хочу" (16.02.17. Проза.ру), в "Наших дорогах"(29.01.17. Проза.ру)
С.А. рассказывает, что когда ей исполнилось 20 лет она влюбилась. Влюбилась в наладчика станков, который "ходил уточкой", был малообразованным парнем, который и не стремился к образованию, а к Светлане относился только по-товарищески.
Она задавалась вопросом, за что его любила и сама отвечала себе, что любят не за что-то, а просто потому что любят. Однако у парня, которого писательница называет "залёточка" были два несомненных достоинства: голубые глаза и белокурые волосы. В "Наших дорогах" о нём: "Влюбилась я в наладчика станков, деревенского белобрысого парнишку с голубыми глазами. Ростом он был не велик, да ещё ходил, как уточка, вразвалку. Я много читала, да от родителей много знаний получила, а он интеллектом не блистал. Но ведь любят человека не за что-то, а порой вопреки здравому смыслу." И немного выше, здесь же:"Были у меня и подруги, но родственную душу я проискала всю свою жизнь".
Смотрю на фотографию Светланы Александровны, которую она разместила на Прозе.ру, и не могу понять, зачем ей понадобилось та́к афишировать свой преклонный возраст, который виден на фотографии, явно студийной, где постарались заснять её так, чтобы запечатлеть мельчайшие детали лица очень пожилой женщины в больших очках.
Наконец, меня осенило: писательница хотела, чтобы на фотографии был виден цвет её глаз. У неё зелёные глаза!
Она хотела, чтобы поняли, какие у неё изумительные, необыкновенные зелёные глаза; какая она сама необыкновенная!..
Глазами такого же цвета Светлана Беляева наделила и свою героиню Элис (Алиса, Ассоль, Светик, Лика, Лада и Элис - это имена, которыми она называла своих героинь с автобиографичными чертами). В зеленоглазой, изящной и хрупкой Элис таится недюжинная сила, которой она может сдержать толпу, может исцелить любимого. А любимый у Элис, конечно, светловолосый, а в прошлом - золотоволосый и синеглазый, падший на Землю ангел Элизбар (Элис).
Но вот в жизни писательницы не было ни родственной души, ни взаимной любви с синеглазым и золотоволосым, а в её рассказе - есть. Вот, каким должен был быть человек, которого могла полюбить Светлана Беляева - ангелом, который умеет извлекать из трубы "божественные мелодии, которые исполняются на небесах". А она "была очень миниатюрна... Но ещё больше его поразили её большие зелёные глаза, устремлённые в его сторону. В них было что-то гипнотическое. Хотя она сидела от него довольно далеко, он ощутил их бездонность. Женщина сидела, положив на раскрытые ладони голову и внимательно слушала музыку. И Элису вдруг показалось, что от неё к нему тянутся невидимые нити...".
Вот они - большие зелёные глаза. Вот для чего понадобилось идти в студию и делать это цветное фото: чтобы показать, о ком идёт речь, когда появляется героиня с зелеными глазами.
Итак, миниатюрная, изящная зеленоглазая Элис, обладающая магнетизмом и падший ангел светловолосый и синеглазый Элизбар (сокращённо тоже Элис) - герои поэтического, наполненного звуками божественной трубы и рабочего города фэнтезийного рассказа "Изгнанник".
Светлана Беляева - наделённая недюжинными способностями Элис, и возлюбленным её мог быть только ангел, пусть и сброшенный,но ангел. Вот почему в реальной жизни писательница осталась одинока...
Обычно читатели смотрят, кто из них какой рассказ читал и тоже берут его почитать, но ни разу не заметила, чтобы кто-то взял этот рассказ "по рекомендации", а он того стоит: Вот что написала в комментарии к "Изгнаннику" 29.05.20 рецензент Татьяна Фёдорова 🎆:
"...Прочитала рассказ "Изгнанник",- произвёл сильное впечатление.
Тема - наша жизнь на Земле глазами Ангела, низвергнутого Богом из Рая за пренебрежение своими обязанностями.
Превратившись в человека, он сталкивается со множеством житейских проблем."Жизнь была жестока и беспощадна. Люди были хитры, изворотливы, лживы и жадны. Подозрительность граничила здесь с детской доверчивостью, застенчивость - с нахальством и богатство - с нищетой." К его удивлению, ему помогают люди, которые сами нуждаются в помощи. Ему многое предстоит понять. Но самое главное он понял: значение любви на Земле заключается не в словах, а в действии, и все тяготы человеческой жизни стоят хотя бы одного поцелуя любимой женщины.
И замысел, и его воплощение художественными средствами жанра - это работа настоящего мастера". 🎆