Oct 24, 2012 12:35
Наконец заставила себя посмотреть фильм «Волчок» Сигарева. Нечасто я сажусь за такие фильмы. По правде сказать, я и Ларса фон Триера не могу смотреть, хотя казалось бы…) что уж говорить, например о Лознице или Балабанове, или вот о Сигареве. Скажем, «Счастье мое» я никому не посоветую смотреть, там как-то все плохо вообще, и после фильма кроме бессонницы никаких приобретений вы не получите. Исключение - это эпизод с солдатами эпохи Второй мировой, хотя, скорее всего, можно списать на бескрайнюю мою любовь к Константину Шелестуну.
Волчок же сосредоточен на очень конкретной проблеме и история там очень личная и понятная - даже если вы не гулящая мать-алкоголичка. В интервью Авдотье Смирновой Василий Сигарев говорит о том, что интересно было посмотреть на развитие/взросление ребенка вот в таких-то таких-то условиях, на самом деле главная героиня фильма - это мать, а не дочь. Мать, абсолютно глупа, в том смысле, что она не видит любви своего ребенка. Она «хочет жить», а на самом деле проводит жизнь в бесконечном угаре (что, в конечном итоге, неотличимо от погружения в работу, ухода за собой или любого иного увлечения молодой женщины).
Мне фильм напомнил с одной стороны (по материалу) Галибина, а с другой (по форме) экранизацию «Старшего сына» Вампилова. Во многих местах театр просвечивает, что для меня в кино всегда плюс . Но Сигарев в самой пьесе не дотягивает, и непонятно что там с чем конфликтует. Бегство от себя самой вот такой, какая есть? - нет… Любовь матери к дочери и одновременно неумение любить? - нет, это четко видно всего лишь в двух сценах - когда мать бросает дочь на вокзале и говорит себе: «Тихо, сука!», чтоб не заплакать и в одной из самых сильных сцен, где дочь пытается приласкаться к матери так, как делают это ее любовники, а мать отшвыривает ее и после этого плачет. А в основном мать будто отыгрывается на дочери за свою невозможность «жить».
Это ощущение неопределенности конфликта связано именно с предлагаемыми обстоятельствами угара, где зритель не видит точек опоры главной героини, потому что ее действия почти все время обусловлены алкогольным опьянением или похмельем. А ведь дело совсем не в том, что Василий Сигарев осуждает матерей-алкоголичек. Дело в одиночестве. Режиссер вполне ясно показывает это одиночество через девочку, но вот главной героине чего-то не хватает. Смотреть фильм местами очень неприятно, но есть потрясающие сцены. Просто невероятная сцена, где мать рассказывает дочери, что она ее на кладбище нашла, и что та была волчонком (тут еще и операторская работа) Оператор и художник в картине очень хороши. А Яна Троянова потрясающе играет, и образ очень узнаваем.
Вообще-то, фильм мне понравился, насколько вообще мне может понравиться подобного рода кино.
Друзья, буду благодарна, если кто-то захочет обсудить фильм и объяснить мне мое ощущение неопределенности))
кино