23-24 августа 2014. Наконец-то мы снова собрались и вырвались в Рускеалу. В прошлый раз были тут зимой, тогда мы чудесно погуляли по парку и обшарили весь лед замерзшего провала. На этот раз времени хватило на полный осмотр парка в светлое время суток. На этот раз решил не писать много текста, зато будет много фоток. Немного про дорогу. Зимой был длинный и очень изматывающий участок грунтов от Приозерска до Лахденпохьи, и потом еще кусок серпантина-зубодробилки. По состоянию на август 2014 года там хорошего качества асфальт! Не на всем протяжении, но довольно долго я ехал по идеальной дороге 100-110 и удивлялся, как преобразилась дорога за каких-то полгода. Надеюсь, достроят целиком. В целом же, летом вполне проезжаемо на легковушке. В межсезонье грунтовка представляла собой слой вязкой жижи в добрых 5 см.
Поехали!
Старт у продуктового магазина. Как водится, дружно проспали. Погода была хмурой и ничего хорошего не предвещала.
По пути до Приозерска пару раз попадали под сильный ливень, но все же удалось оторваться от хмурой тучи. Мы двигались с ней в противоположных направлениях и выезд из грозы был очень контрастным, дождь как-будто выключили. Мы ехали по абсолютно сухой дороге, а дворники еще смахивали воду с стекла.
Приозерск встретил нас ясным небом и теплом и внезапным для нас рыцарским турниром в Крепости "Корела"
Средневековая Корела была самым северо-западным городом Руси[1]. Крепость была заложена на рубеже XIII и XIV вв. новгородцами на острове реки Узерве (Вуоксы) для защиты северо-западных рубежей республики от шведов. Деревянные стены 1310 года постройки через 50 лет погибли в пожаре настолько сильном, что «городчане только душами осташася»[2].
По сообщению летописи Авраамки, в 1364 году, при восстановлении крепости после пожара, в ней появилось первое каменное сооружение: «в Корельском городкепосадник Яков поставил костёр каменный»[3]. Долгое время бытовало мнение, что эта круглая в плане башня сохранилась до наших пор[4]. Однако проведённыеА. Н. Кирпичниковым в 1970-х годах раскопки показали, что единственная существующая на территории детинца башня - постройка шведского времени, которая может быть датирована 2-й половиной XVI века[1].
C 1330-х Корела управлялась литовскими княжичами Наримунтом и Патрикеем. Во время Ливонской войны, в 1580 году, обветшавший детинец был захвачен шведами, которые отстроили его заново. По Тявзинскому миру1595 года крепость вернулась к России. Василий Шуйский пообещал Корелу с уездом Делагарди за помощь в усмирении Смуты. Однако местное население отказывалось признавать условия договора, и в итоге шведам пришлось силой подчинить себе крепость в 1610 году. В отсутствие регулярных войск, для защиты Корелы было собрано ополчение из местного населения. На защиту крепости встали 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И. М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова иепископа Сильвестра. С сентября 1610 года по март 1611 года продолжалась осада крепости войсками Делагарди, завершившаяся полным истощением сил защитников и сдачей Корелы. В результате, на протяжении столетия, с 1611 по 1710 гг., крепость оставалась шведской и именовалась Косельгольм. В 1710 году, во время Северной войны, крепость была отвоёвана у шведов, а к окончанию Русско-шведской войны 1808-1809 годов утратила свое приграничное значение. В XIX веке служила тюрьмой для политзаключённых (в частности, здесь держали семью Емельяна Пугачёва и декабристов).
Вуокса у стен крепости К концу XIX века Кексгольм был провинциальным городком в составе автономного Великого Княжества Финляндского. С декабря 1917 года он был переименован в Кякисалми. В составе Финляндии город пережил экономический подъем: активно развивалось железнодорожное сообщение с финскими и российскими городами, создавались новые лесопильные заводы, а также крупный целлюлозный завод Вальдгофа. К декабрю 1930 года в центре города была воздвигнута величественная Лютеранская кирха.
Мы обошли крепость вокруг, нашли пригорочек, с которого успешно попали в крепость и добрых полчаса бродили по ее территории. А потом с удивлением для себя обнаружили, что вход платный :) Не знаю, сколько мы сэкономили, но вышло забавно. Взяли крепость сами того не подозревая :) Надо сказать, что тут чувствуется дух старины, который неплохо поддерживается администрацией.
Каким образом на территории крепости "прописалось" это чудо, осталось загадкой.
Кассира мы видели только со спины
Ворота, которые некогда стояли на входе крепости. Обиты шведскими латами по приказу Петра I в честь победы.
Далее мы сделали небольшую остановку в Сортавале с целью размяться, подъехали к воде. Наткнулись на занятные гибриды из Газели и фиг значет чего еще.
Небольшое судно на воздушной подушке. Или Газель с пропеллером?
Трасса уходит вдаль
Прибыли. Рускеала, сувенирные лавки.
Прикупил забавную сову. Продавщица сказала, что делают из прессованой мраморной крошки. Выглядит как вырезанная из монолита.
Вид на карьер
Уютные дорожки вокруг карьера. Территория парка.
.
Вход в штольню...
...и выход из неё
Над карьером натянут трос под уклон, ко которому можно спуститься вниз. Пролетая метрах в 30-40 над водой. Я не смог пройти мимо!
Далее прошлись по экспозиции, к которой не дошли зимой из-за нехватки времени
Так добывают камень. Берут и отпиливают нужный кусок.
Местные кроты очень суровы
Немного видов карьера с левого берега:
И снова немного асфальта по пути на хутор.
Собственно, хутор "Елки"
Наше пристанище
И наши жилища. Кот местный, отгонял мух и комаров от палатки. За что был щедро вознагражден шашлыком.
Я решил спать в этой палатке. Разложил салон и спал как барин.
Котейке в машине тоже понравилось
Закат над хутором
Утром к нам пришли гости. Обычный обитатель хутора пришел на запах еды.
Все любят котиков!
Далее заехали к местам, где снимался фильм "А зори здесь тихие". Сам фильм пока так и не посмотрел.
Целая река кваса!
Ну и дорога домой, по которой мы несколько раз попадали в грозу и пару раз даже убегали от тяжелой грозовой тучи. Выходные удались на славу. Пройдено 650 км.