Nov 02, 2006 23:42
АА заметила вчера что очень полезно в разговоре, особенно с умными людьми, прежде чем сказать что-то задать себе вопрос: "Добавят ли мои слова новую информацию, или же я говорю лишь для того чтоб быть услышанным, чтоб знали что я тоже знаю?" Сегодня Бени рассказал следующую историю, которая отлично иллюстрирует ту же идею и дает намек к чему надо стремиться. Рав Иосеф Каро, сефардский раввин, живший в Цфате, написал "Шулхан Арух" - свод законов Халахи - в середине 16-го века. В то же самое время, но немного позже, подобный монументальный труд завершил также Рама - раби Моше Исерлиш - из Кракова. Узнав про Шулхан Арух, Рама не стал публиковать свой труд (!), но вместо этого откомментировал книгу рава Каро в тех местах где он был не согласен с ним. Я под огромным впечатлением.
Мы с Бени изучаем сейчас некую историю про рабана Гамлиэля и раби Иехошуа. Первый был главой поколения, второй спорил с ним, некрасиво поступил и был наказан. Народу это дело не понравилось и рабана Гамлиэля решили сместить, но кого назначить на его место? В Гмаре сказано: раби Иехошуа нельзя назначать, так как он причина снятия рабана Гамлиэля с должности. Комментаторы дают несколько объяснений такого решения - почему нельзя назначить раби Иехошуу - и очень мне понравилось объяснение Махаршо (раби Шмуэль Эйделиш). Раби Иехошуа не был назначен, чтоб никто не мог заявить что он устроил весь балаган ради того чтоб сорвать плоды и стать главой поколения.
Хафец Хаим говорил, что технология призвана дать нам лучше понять абстрактные понятия. Диктофон - помогает нам понять выражение "аин роа ве озен шомаат" - глаз всевидящий, ухо всеслышащее. И так далее...