Oct 17, 2006 00:08
Раби Йегуда говорил: «Будь осторожен в учении, ибо невольное легкомыслие в учении будет стоить тебе так же как преднамеренное пригрешение».
Раби Шимон говорил: «Есть три короны: корона Торы, корона священнослужителя и корона царя - но корона доброго имени возвышается над ними»
По поводу первого высказывания: будь осторожен в учении, не вставай со стула пока не убедишься что понял весь материал до конца и у тебя не осталось открытых вопросов. Если же ты проявил легкомыслие, лень, отсутствие прилежания, то вполне может быть что закончив учиться у тебя создастся впечатление что ты все понял (собственно в этом очень легко себя убедить), хотя твое понимание будет не совершенным, а может быть даже неправильным. Смысл высказывания в том, что если в результате тебе придется отвечать на вопросы по поводу учения, и твой ответ будет неправильным, то ты не сможешь оправдать последствия твоего неправильного ответа неумышленной ошибкой. Ты будешь нести ответственность как за преднамеренное пригрешение. Как следствие мишны - лучше промолчи если не уверен что знаешь абсолютно правильный ответ.
По поводу второго высказывания: три короны - это три сословия, к которым Тора обязывает нас относиться с уважением. Корона Торы - это мудрец, или, по словам рава Бертануры, пожилой человек (что эквивалентно, по его мнению), как сказано "ве хадарта пней закен". Две остальные короны понятны сами по себе. Что же такое корона доброго имени и почему она возвышается над всеми тремя коронами, которые напрямую упоминаются в Торе?
Почему оба высказывания соединены в одну мишну? Может быть потому что осторожность в учении и влечет за собой "корону доброго имени"? Если все вокруг знают тебя как человека вдумчивого, который слов на ветер не бросает, хорошо знает то о чем говорит, отвечает на вопросы четко, правильно и помогает людям своими знаниями, то за ним закрепляется доброе имя, то есть он получает корону, которая стоит дороже чем корона Торы, священослужителя и царя? Но тогда непонятно почему доброе имя выше чем знания Торы? Может быть под короной Торы имеется в виду человек который много учиться но не помогает другим, не приветливый, не отзывчивый, не пускающий свои знания на пользу людям?