Как мы ездили на Соловки. Часть 13. Савватьево и Секирка.

Dec 12, 2011 20:24

7 июля проснулись от жары и духоты в палатке. Пока готовили, приехала семья на велах с сыном подростком. Они ездили на Секирную гору, а на обратном пути свернули куда-то не туда и приехали к нам. Стоянка наша прямо у тропинки, которая уходит в холм и в глубь острова к болотам, мимо нас не проехать. Семья эта хотела по этой тропинке выехать в поселок, поэтому они расстроились, что придется поворачивать назад.

Вадик остался рыбачить, а я и Андрей поехали смотреть Савватьево и Секирную гору. От нашей стоянки до поворота на Савватьево 5 км включая 1 км от озера до дороги. С этого поворота наконец-то начинается нормальная дорога, здесь же туристов возят. Сначала приехали в Савватьево. Ничего особенного я незапомнила. Церковь, крест, деревья, под которыми нельзя стоять из-за нежных корней, разрушенный дом... Вроде все.
























Вот сам савватьевский скит. Когда-то его сделали тюрьмой.













На перекрестке в сторону Секирной мимо проехали на прокатных велах два мужика, прилично одетые такие, не по-походному. Разговаривали они о том, что им надо ехать по хорошей дороге, они выбирали куда повернуть, чтобы на нее попасть.

Мы доехали до лестницы на Секирную гору. Лесник обещал примерно 360 ступеней и что никто не может сосчитать их точное количество, разброс в числах в сотню ступеней. Еще эта лестница должна быть очень высока для подъема, поэтому туристы по ней вверх почти не ходят, и очень страшная для спуска, потому что очень крутая в некоторых местах. Велы пристегнули в лесу в нескольких метрах от дороги, чтобы в глаза не бросались. Лестница на самом деле крутая и очень длинная. Поднялись наверх, тяжеловато. И страшно блин! Высоко!




Зато сверху шикарный вид! Внизу море леса и море Белое.







На горе Вознесенский скит и смотровая площадка. Снова встретили москвичей Аню и Лешу, это забавно, мы ведь не сговаривались, а так часто пересекались.




Со смотровой площадки в бинокль Андрей увидел как далеко-далеко рядом с косой что-то плещется. Разглядеть невозможно, то ли волны о камень бьют, то ли белухи играют. Нам конечно же хотелось, чтобы это были белухи, и когда стал появляться еще одни такой всплеск, мы окончательно в это поверили. На самом деле было похоже, что там плещется пара китов. Так что я перестала жалеть, что не попаду на мыс Белужий. Тем более по рассказам москвичей, которые ходили туда, это место и на мыс-то не похоже, большая долгая каменистая отмель. Белух они не видели, только слышали.







Вон за той песчаной косой они плескались.







На Секирке познакомились с Мариной. Я видела ее на второй день в поселке. Хотя мне больше запомнилась мне не Марина, а на ее фотоаппарат. Это действительно был пинхол да еще и с инфра-красным фильтром. Фото вышло не очень удачным, поэтому внешность Марины останется загадкой.




Она снимала серию о севере и Соловках. Тут можно посмотреть ее работы. Девушка оказалась очень общительной, так что мы болтали несколько минут. На гору она поднялась второй раз, потому что вспомнила, что ошиблась в расчетах экспозиции, и теперь идет переснимать кадр, пока свет не ушел.




А мы решили, что пора возвращаться и пошли спускаться к велам. Я считала ступеньки и на сотой подумала, что хорошо бы взять координаты Марины,чтобы посмотреть ее фотографии. Андрей поддержал. Вернулись, но возле скита нигде ее не было.







Оказалось, что рядом есть кладбище заключенных, погибших на Секирке. Несколько простых крестов на условных могилах.







Немного про Секирку. Гора считалась одним из самых страшныхмест в соловецком лагере. Здесь была штрафная командировка, откуда мало ктовозвращался. Людей сюда отправляли на загиб (смерть). Жили заключенные в зданиицеркви, которое не отапливалось даже зимой, грелись они свои общим теплом, напримерночью спали друг на друге в три слоя, меняясь местами через некоторыепромежутки времени. Иногда люди в нижнем слое не выдерживали вес сверху изадыхались. Днем заключенные должны были сидеть на скамьях неподвижно. Кормилиих совсем плохо, ведь они не работали. Одним из наказаний был спуск связанногозаключенного с лестницы. Конечно, выжить после этого невозможно. Это так, вкратце.




Вот это Марина и снимала (по ссылке тот же кадр с ее камеры).







Марина обрадовалась, когда увидела мою коллекцию фотоаппаратов (ими у меня всегда был заполнен рюкзак) - она «не единственный псих на этом острове» :) Друзья фотографы обзывали ее страшным ругательством - называли ломографом =D Я удивилась количеству ее пленки - 50 роликов среднего формата!

Марину я так и не сняла. Я вот вообще смотрю на свои кадры, у меня так мало людей, сейчас я не понимаю, почему я никого не снимала…Стесняюсь что ли…

Спускаясь я насчитала почти ровно 300 ступеней.

Видели место, где камнями выложены разные памятные людямнадписи. Интересно, что некоторые лежат уже несколько лет, и они целы.







По дороге назад нам навстречу проехали те два мужика, которых видели в Савватьево. Вадик подтвердил, что они приезжали на нашу стоянку. Очень хорошую дорогу они себе выбрали =D С топографическим кретинизмом без навигатора по Соловкам лучше не ездить.







В лагере поели и сразу спать. Я так и не отошла от северной дороги, ноги гудели, даже пустой вел было тяжело крутить. Вадик ничего не поймал и снова расстроился. Все ему было не так на острове - магнита нет, друга нет, рыба не ловится, деревья все молодые, потому что старые вырубили вовремя СЛОНа.

Часть 1. От Питера до Беломорска.
Часть 2. Город Беломорск
Часть 3. Пристань.
Часть 4. Петроглифы.
Часть 5. Белое море.
Часть 6. Первый день.
Часть 7. Кремль.
Часть 8. Крепость.
Часть 9. Голубые дороги.
Часть 10. На Большую Муксалму.
Часть 11. С Муксалмы в Соловки.
Часть 12. "Кругосветка".

места, нимсло, фотографии, велосоловки

Previous post Next post
Up