До появления специализированных навигационных программ брался звездный глобус, ориентировался по счислимым координатам, с него накалывались соответствующие звёзды - и пошла писать губерния обратным ходом. Тю. Есть подозрение, что после "появления специализированных навигационных программ" скоро никто не сможет даже грамотно сделать этот самый "обратный ход".... Впрочем, это также касается и сухопутного ориентирования только с картой и компасом....Есть подозрения, что помнят что такое "пар-шаги" не только лишь все....
Ну, я, например, более-менее помню, как делать топопривязку на суше без джипиэсов и глонасов, одной лишь буссолью с картой. Или картой, буссолью и дальномером. Не так быстро, как когда-то, но смогу. И судя по кадрам из СВО, где народ теми буссолями активно пользуется -- эти сокральные знания ещё далеко не утеряны :) Хотя они их, скорей всего, не для привязки их используют, но тем не менее.
Ну, я, например, более-менее помню, как делать топопривязку на суше без джипиэсов и глонасов, одной лишь буссолью с картой. Вот я ловлю себя на мысли, что, наверное, буссолью воспользоваться нормально уже не смогу...С бумажной картой и компасом еще, думаю, смогу понять, где нахожусь, и куда идти, но не более....
" Впрочем, это также касается и сухопутного ориентирования только с картой и компасом.."
Раньше, благодаря успешно похеренной ныне "охоте на лис", потерять ориентировку с компасом было для пионера настолько же позорным, как прийти в школу без галстука.
У вас какая-то очень специфическая школа была. У нас школьникам на географии, конечно, давали основы картографии и ориентирования, но большинство учеников их успешно забывали сразу после окончания изучения темы. Ориентироваться в реальных условиях, а не на школьном дворе, приходилось учить практически с нуля в туристическом кружке. А охотников на лис я вообще видел только взрослых. Пеленгатор еще же и спаять надо было, а оно сильно не всем школьникам доступно, даже если по готовым схемам и чертежам делать.
"У нас школьникам на географии, конечно, давали основы картографии и ориентирования, но большинство учеников их успешно забывали сразу после окончания изучения темы."
У нас на географии никогда ориентировке не учили. Сначала было природоведение, а для старших классов то, что потом называли ОБЖ. Как в оригинале оно называлось - уже не вспомню. Там вопрос то не в школах даже - зарница, орлёнок и лисы проводились под эгидой ДОСААФ. Если городская организация была нормальной, то всё было - от курсов по вождению, до кордового моделизма.
"А охотников на лис я вообще видел только взрослых. Пеленгатор еще же и спаять надо было, а оно сильно не всем школьникам доступно, даже если по готовым схемам и чертежам делать."
С восьмого класса емнип. Но там дистанция была сильно упрощенная, по моему километра два или около того. Мы сами пеленгаторы не делали - пользовали то, что более старшие делали в кружках радиолюбителей.
А вы со Станцией юных техников при Доме пионеров не путаете? Секции радиоспорта (та самая "Охота на лис") и кордового авиамоделизма в нашем городке были именно там. А ДОСААФ давал только стрельбу из мелкашки и вождение.
Нет, не путаю. "Лисы" были именно от ДОСААФ. Это ведь не просто радиоспорт - это без пяти минут будущий призывник с прикладными навыками радиопеленгации. Очень полезное умение )
Думаю, энтузиасты того или иного вида движухи где могли - там и трудоустраивались. Зависело от начальства ДОСААФа/Дома пионеров/городской администрации/пионерлагеря и возможности конкретного педагога до них достучаться и добиться ставки.
У нас ДОСААФ был живой, но как ёжик - птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. Пришел сам - молодец, тебя и с парашютом научат, и водить, и всё прочее. Не пришел - да и хер бы с тобой, не хочешь - не надо. Приходило на удивление не так уж и много народу. Ан масс подросткам почему-то было интереснее пиздиться улица на улицу, нюхать Момент, пить пиво и мацать девок.
>Как в оригинале оно называлось - уже не вспомню. НВП оно называлось. Я еще застал, Калаш разобрать-собрать, противогаз надеть, из пневматики пострелять, в 11 классе возили в часть из Калаша стрелять. За год до меня еще мелкашки в школе были, но мне уже не досталось.
>С восьмого класса емнип. У нас не было в ДОСААФе. Мошт где-то кружок был, но я не искал особо, не знаю. Думаю, у вас просто увлеченные граждане были, вот и организовали. Но такие сильно не везде водились. Хороший увлеченный педагог, который может пацанов своим хобби заинтересовать и удержать надолго - редкость.
"За год до меня еще мелкашки в школе были, но мне уже не досталось."
Мне тоже в школе не перепало. Но можно было сходить в тот-же ДОСААФ, взять какую-то бумажку и с ней идти в городской тир. Я не знаю какая там была договоренность, но после этой бумажки можно было ходить в этот тир два раза в неделю и делать по пять выстрелов. А если показываешь хороший результат, сверху давали еще десять.
"Думаю, у вас просто увлеченные граждане были, вот и организовали." Не граждане, а военком. ДОСААФ он ведь только вывеской был молодежно-спортивный, а по сути подчинялся комиссариату. И если военкому было не "по барабану", под эгидой ДОСААФ будут и парашутные вышки и военные-игры и даже секции боевого самбо.
А за ним и директора школ будут подтянуты, чтобы обеспечить это всё участниками. Объявления на родительских собраниях, ништяки для школоты и вот это вот всё. У нас все члены спортсекций на физкультуру вообще не ходили. Я например был в конькобежке и автоматом получал пятёрки в четверти.
зависело от школы, местности и тыды - в 5 классе стал ходить на кружок радиодела в нашем военном городке - так нам предложили ещё и "охоту на лис" - пара человек дошла в дальнейшем до республиканского уровня и вроде пеленгаторы у нас заводские были [но утверждать не буду - всё-таки 30 лет прошло]
Тю. Есть подозрение, что после "появления специализированных навигационных программ" скоро никто не сможет даже грамотно сделать этот самый "обратный ход".... Впрочем, это также касается и сухопутного ориентирования только с картой и компасом....Есть подозрения, что помнят что такое "пар-шаги" не только лишь все....
Reply
Reply
Вот я ловлю себя на мысли, что, наверное, буссолью воспользоваться нормально уже не смогу...С бумажной картой и компасом еще, думаю, смогу понять, где нахожусь, и куда идти, но не более....
Reply
Reply
Раньше, благодаря успешно похеренной ныне "охоте на лис", потерять ориентировку с компасом было для пионера настолько же позорным, как прийти в школу без галстука.
Reply
А охотников на лис я вообще видел только взрослых. Пеленгатор еще же и спаять надо было, а оно сильно не всем школьникам доступно, даже если по готовым схемам и чертежам делать.
Reply
У нас на географии никогда ориентировке не учили. Сначала было природоведение, а для старших классов то, что потом называли ОБЖ. Как в оригинале оно называлось - уже не вспомню. Там вопрос то не в школах даже - зарница, орлёнок и лисы проводились под эгидой ДОСААФ. Если городская организация была нормальной, то всё было - от курсов по вождению, до кордового моделизма.
"А охотников на лис я вообще видел только взрослых. Пеленгатор еще же и спаять надо было, а оно сильно не всем школьникам доступно, даже если по готовым схемам и чертежам делать."
С восьмого класса емнип. Но там дистанция была сильно упрощенная, по моему километра два или около того. Мы сами пеленгаторы не делали - пользовали то, что более старшие делали в кружках радиолюбителей.
Reply
Reply
Reply
Reply
Приходило на удивление не так уж и много народу. Ан масс подросткам почему-то было интереснее пиздиться улица на улицу, нюхать Момент, пить пиво и мацать девок.
>Как в оригинале оно называлось - уже не вспомню.
НВП оно называлось. Я еще застал, Калаш разобрать-собрать, противогаз надеть, из пневматики пострелять, в 11 классе возили в часть из Калаша стрелять. За год до меня еще мелкашки в школе были, но мне уже не досталось.
>С восьмого класса емнип.
У нас не было в ДОСААФе. Мошт где-то кружок был, но я не искал особо, не знаю. Думаю, у вас просто увлеченные граждане были, вот и организовали. Но такие сильно не везде водились. Хороший увлеченный педагог, который может пацанов своим хобби заинтересовать и удержать надолго - редкость.
Reply
Мне тоже в школе не перепало. Но можно было сходить в тот-же ДОСААФ, взять какую-то бумажку и с ней идти в городской тир. Я не знаю какая там была договоренность, но после этой бумажки можно было ходить в этот тир два раза в неделю и делать по пять выстрелов. А если показываешь хороший результат, сверху давали еще десять.
"Думаю, у вас просто увлеченные граждане были, вот и организовали."
Не граждане, а военком. ДОСААФ он ведь только вывеской был молодежно-спортивный, а по сути подчинялся комиссариату. И если военкому было не "по барабану", под эгидой ДОСААФ будут и парашутные вышки и военные-игры и даже секции боевого самбо.
А за ним и директора школ будут подтянуты, чтобы обеспечить это всё участниками. Объявления на родительских собраниях, ништяки для школоты и вот это вот всё. У нас все члены спортсекций на физкультуру вообще не ходили. Я например был в конькобежке и автоматом получал пятёрки в четверти.
Reply
Reply
и вроде пеленгаторы у нас заводские были [но утверждать не буду - всё-таки 30 лет прошло]
Reply
Leave a comment