Обсуждение воздушной мощи какой-либо страны часто сводят к количеству самолётов, мощности их моторов, максимальной скорости, вооружению и прочим табличным данным. Забывая народную мудрость: «дело было не бобине - долбо... сидел в кабине.» Словом то, что самая важная деталь самолёта всегда расположена между приборной доской и спинкой сидения. В Первую мировую безусловным мировым лидером в области морской авиация была Великобритания. Затем вперёд вырвались две другие крупнейшие военно-морские державы - США и Япония. Но для этого мало было построить авианосцы и наштамповать много самолётов - к ним требовались ещё и подготовленные пилоты.
Слишком дорогие «заготовки»
Пока аэропланов было мало, для них хватало кадровых морских офицеров. И тут в обеих странах действовала практически одинаковая система. Любой выпускник военно-морского училища - что американского в Аннаполисе, что японского в Этадзиме - уже имеющий как минимум первое офицерское звание, мог подать рапорт и после годового обучения в лётной школе получить «крылышки» пилота или лётчика-наблюдателя.
Кадровые офицеры-лётчики одной из первых групп морской авиации США и летающая лодка Curtiss AB, 1914 г.
Важное отличие состояло в том, что ещё при зарождении морской авиации в США тамошним авиаторам удалось продавить правило, согласно которому любые командные должности, связанные с авиацией, могли занимать лишь офицеры, имевшие подготовку как минимум лётчика-наблюдателя. Карьерные перспективы в быстро растущей службе - неплохой дополнительный стимул для привлечения будущих лётчиков в эту очень опасную тогда специальность. У их японских коллег такой морковки перед носом не было.
Однако использовать в качестве «заготовок для лётчиков» кадровых офицеров, на обучение которых уже потрачено четыре года в элитном училище, имеет смысл лишь в случае подготовки будущих командных кадров. Для массового пилота это слишком накладно. К тому же этих офицеров было не так много: училище в Аннаполисе в межвоенный период выпускало около 600 энсинов в год, училище в Этадзиме - в среднем 250 сёи. А ведь кому-то и на кораблях служить надо.
Японские кадровые офицеры-курсанты лётной школы на фоне палубного истребителя Nakajima A2N, 1935 г.
Следующим очевидным решением было готовить лётчиков из кадровых старшин флота. Морскую службу они уже знают, базовые технические знания тоже есть - так что потребуется гораздо меньше времени на их обучение. И в обеих странах появились соответствующие программы - Enlisted Flight Training в США и Содзю Рэнсюcэй в Японии - также с годовым сроком обучения. Офицерского звания по окончании не полагалось.
Но с ними была ровно та же проблема. Старшин, конечно, намного больше, чем офицеров. Но, тем не менее, это тоже ценные кадры, на подготовку которых тоже требуется 3-4 года для достижения хотя бы низшего старшинского ранга. И переучивание готовых профессионалов на совершенно другую специальность представлялось не очень оправданным. Эти программы так и не стали основными, а в США в 1932 г. её вообще прикрыли на десять лет.
Пилоты-старшины эскадрильи резерва ВМС США, 1932 г.
В результате сначала в Японии, а затем и в США пришли к мысли о подготовке массового пилота «с нуля». Однако к организации этого процесса они подошли очень по-разному.
Проблемы роста
Когда речь заходит о японских лётчиках Второй мировой, то обычно вспоминают две крайности. Либо великолепно подготовленных пилотов довоенной выделки, на обучение и «шлифовку» которых уходило несколько лет, либо откровенное пушечное мясо в виде камикадзе. На самом деле деградация подготовки происходила, конечно, не скачком. Но сейчас не об этом. Гораздо интересней другой вопрос: почему японских пилотов готовили так долго?
Запущенная в 1930 г. самая массовая программа «подготовки пилотов резерва» - Ёка Рэнсюcэй - первоначально занимала три года. За ней следовала программа общей лётной подготовки Хико Рэнсюcэй продолжительностью семь месяцев. И, наконец, её последняя стадия - подготовка уже на боевых самолётах - ещё 5-6 месяцев. Итого, для получения звания Итто Кокухэй - лётчик-матрос 1-го класса - японский курсант учился целых четыре года.
В этом месте обычно начинаются общие рассуждения то о пресловутом японском «перфекционизме», то о глупых (или бедных) японцах, от большого ума решивших компенсировать количество качеством и сделать ставку на компактные, зато укомплектованные лётчиками высокой квалификации ВВС флота вместо того, чтобы штамповать «крепких середнячков». Но на самом деле всё было проще и прозаичней.
Курсанты программы Ёка Рэнсюcэй на фоне учебного самолёта и Иидзука Такудзи, чьи мемуары цитируются ниже. К концу войны он дослужился аж до мичмана и стал «пастухом» камикадзе.
За время, прошедшее с «реставрации Мэйдзи», Японская империя совершила гигантский скачок, в том числе в области народного просвещения. Дело это небыстрое, тем не менее уже к началу русско-японской войны практически всё мужское население страны - в отличие от своего противника, «России, которую мы потеряли» - имело, как минимум, начальное школьное образование. А к 1930-м годам было обеспечено уже и всеобщее восьмилетнее - о чём в нашей стране могли лишь мечтать.
Не менее впечатляющими были и успехи в области индустриализации, но Япония всё ещё оставалась в основном аграрной страной, где бóльшая часть населения продолжала жить в сельской местности. И это порождало проблему, которую наглядно описал в своих мемуарах пилот Иидзука Такудзи, проходивший лётную подготовку как-раз в конце 1930-х годов.
«Все курсанты абсолютно ничего не знали о самолётах. Никто из нас не умел водить машину, трактор или хотя бы мотоцикл. Да что там водить, я и пассажиром на мотоцикле никогда не ездил - в нашей деревне это была очень редкая штука, я и видел-то их всего несколько раз. Поэтому никто из нас понятия не имел даже что такое двигатель внутреннего сгорания, так что учиться всему приходилось с самых азов.»
Опять за парту
В программу Ёка Рэнсюcэй набирали юношей в возрасте 15-17 лет, окончивших как минимум восемь классов школы. Конкурс составлял не менее 100 человек на место, плюс в процессе обучения половина отсеивалась и переводилась на курсы лётчиков-наблюдателей / стрелков-радистов. В пилоты попадали лишь лучшие из лучших как по физическим, так и по интеллектуальным показателям. Но и с таким отличным «материалом» надо было ещё работать и работать.
Самолёт первоначального обучения ВМС Японии - Yokosuka K2Y (на базе британского Avro 504, как и наш У-1)
Первые два месяца уходили на «курс молодого бойца», а затем начиналась усиленная физическая и теоретическая подготовка. Наряду с военными и техническими дисциплинами курсанты занимались ещё и по программе средней школы, которую они не закончили. Всего более 30 предметов - от японского языка с литературой и физики с историей, до навигации и радиодела. И лишь в конце второго года их подпускали к самолётам.
В 1937 г. после начала войны с Китаем программа Ёка Рэнсюcэй была урезана до двух с половиной лет. Кроме того, была запущена её вариация, куда набирали ребят постарше, уже с полным средним образованием - у них начальная подготовка занимала всего полтора года. И те, и другие получали на выходе порядка 50 часов налёта на самолёте первоначального обучения. Годовая программа общей лётной подготовки Хико Рэнсюcэй добавляла ещё 200 часов.
Основной учебно-тренировочный самолёт ВМС Японии - Yokosuka K5Y
Итого курс общей продолжительностью от двух с половиной до четырёх лет выдавал лётчиков с общим налётом порядка 250 часов, из них около ста - на устаревшем, но боевом самолёте согласно специализации пилота.
Лучше быть богатым, но здоровым…
В ВМС США подготовку лётчиков «с нуля» начали в 1935 году. Первая версия программы Naval Aviation Cadet подразумевала 18 месяцев учёбы, а затем два года службы в статусе этого самого «кадета» - примерно равного главстаршине и с весьма скромным жалованием. И лишь затем можно было претендовать на первое офицерское звание. Закончился этот эксперимент полным пшиком. Более успешная версия была запущена в 1939 г., и позволить себе такое могла только очень богатая страна.
Кандидаты в курсанты должны были иметь не просто полное 12-летнее среднее образование - High School - но и минимум два семестра колледжа или университета. А ещё у них уже должна была быть лицензия частного пилота. Чтобы облегчить выполнение последнего условия, при 12 университетах штатов были созданы специальные «подготовительные лётные школы», дававшие 40 часов налёта и эту лицензию. Причём за это надо было ещё и заплатить свои кровные 25 баксов.
Самолёт первоначального обучения авиации США - Naval Aircraft Factory N3N «Yellow Peril»
Первоначально обучение по новой программе Naval Aviation Cadet занимало год, и по окончании молодой пилот сразу получал первое офицерское звание энсина или равного ему второго лейтенанта морской пехоты. Но когда запахло жареным, и в 1940 г. в США была принята программа «Флот двух океанов» - где только авианосцев планировалось 18 штук - обучение сократили до 7 месяцев, из которых первый уходил на «курс молодого бойца», куда ж без него. Это сокращение компенсировали повышением интенсивности, что тоже могла реализовать лишь очень богатая страна с большим парком учебных самолётов.
Основной учебно-тренировочный самолёт авиации США - North American T-6 (SNJ) «Texan»
За оставшиеся полгода будущие пилоты налётывали в среднем 200 часов - без учёта полученных в предварительной гражданской школе. Из них 85 - на боевом самолёте предыдущего поколения. Но на этом обучение не заканчивалось. Отобранные для службы на авианосцах отправлялись в «группы продвинутой подготовки палубной авиации» - ещё 70-150 часов. В результате молодой американский лётчик-палубник попадал на корабль, имея порядка 300 часов налёта - даже немного больше, чем выпускник японской лётной школы, хоть и серьёзно уступая ему в плане физической и теоретической подготовки.
Не всё золото, что блестит
Так что «перфекционизм» в подготовке японских пилотов - это не более, чем миф. Длительное обучение было у них вовсе не от хорошей жизни. Американцы же, благодаря более высокому уровню образования населения, могли дать выпускникам своих лётных школ сравнимый уровень практической подготовки за гораздо меньшее время: 7-12 месяцев против 30-48 месяцев в японском флоте. А за счёт количества учебных машин - ещё и готовить намного больше лётчиков за каждый цикл.
Однако японцы озаботились этим на целых десять лет раньше. Поэтому их пилоты успевали добавить к своим 250 часам, полученным в лётной школе, ещё сотни часов налёта в строевых частях. Плюс получить боевой опыт в небе Китая, где морская авиация работала с самого начала конфликта. Так что они могли себе позволить в межвоенный период установить минимальную планку в 500 лётных часов, без которых пилот просто не мог попасть в постоянный состав палубной авиагруппы.
Пилоты палубных пикирующих бомбардировщиков перед боевым вылетом
В результате средний японский пилот-палубник начального периода войны на Тихом океане имел как минимум вдвое больше часов налёта, чем его американский коллега. Но это была «команда мечты» практически без запасных игроков. А с началом войны начались неизбежные потери лётного состава. Они были даже в безусловно выигранных сражениях, но к ним добавились Коралловое море, Мидуэй и, главное, многомесячная мясорубка на Соломоновых островах. Так что к концу 1942 г. от этой «дрим тим» оставались уже рожки да ножки.
Но только за этот же 1942 г. американская программа Naval Aviation Cadet позволила наштамповать почти 11 тысяч морских лётчиков. Больше, чем японская Ёка Рэнсюcэй за все предыдущие 12 лет её существования. Пусть подготовка этих пилотов значительно уступала японской довоенной, но это были те самые «крепкие середнячки», и их было много. Плюс сработало ещё одно американское «ноу-хау»: практически обязательная отправка опытных и успешных пилотов с фронта в лётные школы, где они могли передавать драгоценный боевой опыт.
Капитан морской пехоты Мэрион Ю. Карл (18 побед), капитан 3-го ранга Джон С. Тач (6), капитан морской пехоты Джон Л. Смит (19).
Одни из многих американских асов, что не только сбивали вражеские самолёты, но и учили этому будущих пилотов.
Японцы тоже были вынуждены лихорадочно увеличивать выпуск пилотов - в первую очередь за счёт сокращения сроков обучения. Но имеющие достаточное базовое образование кандидаты в пилоты не берутся из воздуха, равно как и учебные самолёты с инструкторами. Так что они очень быстро перешли грань, за которой последовало радикальное снижение уровня подготовки. Результат был «немного предсказуем» - бабло победило зло, система нагнула индивидуальный класс.