Ниже речь опять пойдёт о деньгах. Вот только, в отличие от предыдущеих постов на эту тему, боюсь, это будет интересно лишь ну совсем упоротым флотофилам. В общем, я предупредил, а кто не спрятался и пошёл под кат - я не виноват.
Ещё во время обсуждения заметки «
Кораблики vs танчики» возник вопрос, почему авианосцы типа «Эссекс» обошлись дяде Сэму в три раза дороже, чем авианосцы типа «Йорктаун», хотя их водоизмещение различалось всего на 37%. Тогда я честно сказал, что не знаю (потому как «Эссексы» - это сильно не «мой период» Тихоокеанской войны), и пообщал при случае разобраться. Руки всё не доходили, но вдруг на днях про это вспомнили в обсуждении у Ф.В. Лисицына...
Итак, мы имеем дело с двумя типами американских авианосцев. Первые из них остановили японский блицкриг в 1942 г. (ценой потери двух из трёх имевшихся), а вторые обеспечили затем победу в Тихоокеанской войне.
Корабль
«Хорнет» (CV-8)
«Эссекс» (CV-9)
Разница
Изготовитель
Судостроительная компания Ньюпорт Ньюз (штат Вирджиния)
Стапельный период
30.03.39 г. - 14.12.40 г. (625 дн.)
28.04.41 г. - 31.07.42 г. (459 дн.)
-166 дн.
Достройка и испыт.
14.12.40 г. - 20.10.41 г. (310 дн.)
31.07.42 г. - 31.12.42 г. (153 дн.)
-157 дн.
Всего постройка
30.03.39 г. - 20.10.41 г. (935 дн.)
28.04.41 г. - 31.12.42 г. (612 дн.)
-323 дн.
Полная цена
$ 22 000 000
$ 68 930 000
+$46 930 000
Нашу задачу значительно упрощает то, что данные корабли были построены на одной и той же верфи (которая, кстати, и до сих пор благополучно делает авианосцы) и вошли в строй с разницей всего в год. Поэтому мы можем исключить из рассмотрения такие факторы, как различающиеся в зависимости от возможностей конкретной верфи технологии строительства, а также влияние внешних экономических факторов типа инфляции/дефляции.
Что бросается в глаза в первую очередь (кроме гигантской разницы в цене, естественно), так это значительное сокращение сроков постройки. И это притом, что и сам «Хорнет» строили гораздо быстрей его предшественников: например, постройка предыдущего авианосца того же типа, CV-6 «Энтерпрайз», заняла 1396 дня, то есть более чем на год дольше. Насколько это сказалось на увеличении цены сказать трудно, однако в разнице цен на однотипные «Энтерпрайз» и «Хорнет» ($2 млн.) вклад этого предыдущего сокращения сроков как-то не заметен, а если и присутствует, то речь идёт о не особо больших суммах.
Далее нам поможет то, что цена постройки корабля в США складывалась из так называемой «контрактной цены», которую платили частной или государственной верфи за закупленные ими металл и машины, а также за собственно постройку корпуса и монтаж оборудования. При этом броня, вооружение и специальное оборудование (системы управления огнём, радиооборудование, радары и т. д.) в эту цену не входили и оплачивались американской казной отдельно. Поэтому рассмотрим обе составляющие общей цены по отдельности и попробуем понять где и за счёт чего вылезли такие различия в итоговых суммах.
Данные по корпусам и машинам
Корабль
«Хорнет» (CV-8)
«Эссекс» (CV-9)
Разница
ВИ (сухое)
19 038 т
24 073 т
+5 035 т
Вес корпуса
14 451 т
18 521 т
+4 070 т
Вес машин
2 770 т
3 123 т
+353 т
Котлы
9 × Babcock & Wilcox (27,2 атм, 342°C)
8 × Babcock & Wilcox (38,5 атм, 450°C)
+
Турбины
4 × 1 ступ. ТЗА Parsons Marine
4 × 2 ступ. ТЗА Westinghouse
+
Общая мощность
120 000 лс
150 000 лс
+30 000 лс
Скорость макс.
32,5 узла
33,0 узла
+0,5 узла
Контрактная цена
$ 19 000 000
$ 43 669 000
+$24 669 000
Как мы видим, различие в весе металлоконструкций корпуса не настолько велико, чтобы быть причиной серьёзного увеличения цены. Зато любопытно сравнить контрактную цену «Эссекса» с контрактной ценой строившегося одновременно и на той же самой верфи «Newport News Shipbuilding & Drydock» линкора BB-58 «Индиана», второго корабля типа «Саут Дакота». Линкор имел практически идентичную энергетическую установку (размещённую также по эшелонной схеме) из 8 котлов повышенного давления и температуры (те же 38,5 атм, 450°C) и четырёх новых уже двуступенчатых турбозубчатых агрегатов (ТЗА), развивавшую схожую мощность на валах - 130 000 лс. В итоге стоимость корпуса и машин линкора (без брони и башен его «сухое» водоизмещение было близким к новым авианосцам) составляла очень похожую на «Эссекс» сумму в $49 540 000.
Всё это заставляет предположить, что разница в цене корпуса и машин «Хорнета» и «Эссекса» была в основном обусловлена именно более эффективной и дорогой ГЭУ последнего. На ту же мысль наталкивает контрактная цена лёгких крейсеров типа «Атланта». ГЭУ этих кораблей представляла собой ровно «половинку» ГЭУ «Эссекса» - 4 котла и две турбины точно тех же типов и общей мощностью 75 000 лс, а так как на этих крейсерах практически отсутствовало бронирование и ПТЗ, то процент «вклада» стоимости ГЭУ в контрактную цену намного выше. В результате стоимость корпуса и машин этих кораблей составляла $12 226 000, или $24 452 000 за пару.
Данные по защите, вооружению и оборудованию
Корабль
«Хорнет» (CV-8)
«Эссекс» (CV-9)
Разница
Вес брони
922 т
997 т
+75 т
Универ. орудия
8 × 127-мм/38
12 × 127-мм/38
+4
Зенитные автоматы
16 × 28-мм/75
32 × 40-мм/56
+16
Зенитные пулемёты
24 × 12,7-мм/90
46 × 20-мм/70
+22
СУАЗО
2 × Mk 37
2 × Mk 37, 2 × Mk 4, 8 × Mk 51
+10
Радары
SC
SC-2, SK, SG
+2
Итого
$3 000 000
$25 261 000
+$22 261 000
Бронирование, как мы видим, увеличилось незначительно, а вот по вооружению разница очень серьёзная. Количество 5" универсалок увеличилось, причём 8 из них были теперь смонтированы в двухорудийных башнях, гораздо более дорогих, чем открытые одиночные установки. Вместо четырёх 28-мм счетверённых зенитных автоматов «Эссексы» получили вдвое большее количество более эффективных (но и более дорогих) 40-мм «Бофорсов». Малокалиберное зенитное вооружение также было почти удвоено, причём с заменой .50 «Браунингов» на 20-мм «Эрликоны».
Также были серьёзно усилены системы управления зенитным артиллерийским огнём (СУАЗО). Все 8 «Бофорсов» получили по собственному ПУАЗО Mk 51, а в дополнение к паре Mk 37, управлявших огнём универсалок, добавились ещё два уже радарных Mk 4. Ну и собственно радары: если на «Хорнете» имелся единственный радар ПВО метрового диапазона типа SC, то на «Эссексах» стояло уже два следующего поколения, плюс дециметровый поисковый SG.
Всё это, конечно, стоило денег. И не освоенные ещё толком в серии «Бофорсы», и, тем более, новая электроника, что стоила тогда совсем бешеных денег. Но всё равно, получившаяся разница в цене вооружения и оборудования, даже превышающая полную стоимость авианосца предыдущего типа - не перестаёт впечатлять.