В одной из передач с участием
А.В. Исаева меня очень умилил один продвинутый слушатель, решивший «срезать» докладчика крайне каверзным вопросом: «Как известно, план операции - это карта, под которой обязательно стоит подпись автора. Видел ли ваш „эксперт“ такую карту с планом операции „Уран“ и подписью Жукова?» С одной стороны, понятно, откуда растут ноги у таких наивных представлений, а с другой - очень жаль, что настоящие планы, особенно стратегического или оперативного уровня, это вовсе не карты с красивыми цветными стрелочками, а всего лишь скучные тексты с большим количеством номеров соединений, дат и всяких топонимов. Никакой тебе, блин, эстетики. В лучшем случае карты и схемы начинаются на более низком уровне планирования.
Тем не менее, планы операций - это очень занимательное чтиво. Хотя бы с точки зрения «что планировали - что получилось в реале». Но ещё интересней процесс планирования - почему решили действовать именно так. А вот с этим всё гораздо сложней. Если результат всегда оформлен в виде самогó плана и вытекающих из него приказов, то собственно планирование в основном ведётся путём устных обсуждений в штабах. И чаще всего мы знаем о них лишь из мемуаров, а это очень своеобразный, мягко говоря, источник. Хорошо если что-то остаётся в виде служебной переписки, радио- или телеграфных переговоров. И совсем праздник, когда соображения, которыми руководствовались, оказываются оформлены в виде отдельного документа.
Благодаря «важнейшему из искусств» многие искренне считают, что военные планы выглядят вот так.
К чему это всё. Недавно в Фейсбуке с лёгкой руки М. Тимина проходил «архивный челендж». Все побежали, и я побежал - ещё в январе оцифровал, сверстал и выложил на своём сайте несколько новых документов по Мидуэю. И парочка из них относятся как-раз к процессу планирования операции американской стороной.
Один исходит из штаба Тихоокеанского флота США и называется
«Оценка ситуации. Атака гавайских и аляскинских баз.» Другой уровнем пониже, за подписью командира 2-го Патрульного авиакрыла, посвящён более частному вопросу:
«Задействование авиации в связи с атакой противника на Мидуэй», где рассматривается вопрос использования авиации наземного базирования как для разведки, так и для собственно обороны атолла. Владеющим вражеским наречием рекомендую прочесть эти любопытные документы, а здесь изложу наиболее заинтересовавшие лично меня в своё время детали.
«Оценка ситуации. Атака гавайских и аляскинских баз.»
- В преамбуле документа в самых лучших традициях не обошлось без цитирования ценных указаний вождя и учителя любимого начальства в лице главкома ВМС США Э. Кинга :)
- Про то, откуда взялась информация о планах противника было запрещено писать даже в послевоенных исследованиях с грифом «секретно» чуть не до конца 1950-х годов. В Оперативном плане по Мидуэйской операции (с грифом «совершенно секретно») это тоже не упоминается. А вот во внутриштабном документе без всяких грифов открытым текстом написано: «Нашими единственными источниками информации по данной проблеме являются RI и CI [Radio Intelligence и Communication Intelligence]. Не исключено, что противник вводит нас в заблуждение.»
- Приводится два варианта оценки сил противника, один генштаба ВМС, другой штаба Тихоокеанского флота, заметно отличающиеся друг от друга. И оба неправильные. Например, про то, что японцы задействуют ещё и весь свой 1-й флот (а это скромненько так 7 линкоров во главе с «Ямато», плюс эскорт из АВЛ, 3 КРЛ и 21 ЭМ) они и не подозревали. Любопытно, изменились бы их планы при наличии этой информации.
- Собственные боеспособные линкоры - тоже, кстати, семь - было решено не задействовать по причине недостатка кораблей для их эскорта, и прежде всего - из-за невозможности адекватно прикрыть их с воздуха. Перестроенный из гражданской посудины эскортный «Лонг-Айленд» таким адекватным прикрытием не считали. Поэтому было решено даже не перегонять эти корабли с западного побережья в Пёрл-Харбор, так как рассматривалась вероятность ещё одного авиарейда.
- Из этих же соображений к началу заварухи Пёрл-Харбор должен был быть полностью освобождён от кораблей и судов.
- Ну а самое интересное, это табличка, в которой штаб Тихоокеанского флота просуммировал слабые и сильные стороны данной ситуации. Как для себя, так и для противника. И её я, пожалуй, приведу целиком.
Что из себя тогда представлял первый американский эскортный авианосец AVG-1 «Лонг-Айленд».
Сильные стороны
НашиПротивника
1. Неплохие представления о намерениях противника.
2. Возможность узнавать об изменении этих намерений.
3. Достаточно сильная авиация наземного базирования.
4. Преимущества обороны укреплённых позиций.
5. Возможность усиления Мидуэя.
6. Наличие подлодок в данном районе.
7. Сильная база в Пёрл-Харборе.
8. Адекватная логистика.
1. Преимущество в линкорах и авианосцах.
2. Достаточное количество десантных сил и транспортов.
3. Подготовка и боевой опыт в десантных операциях.
4. Возможное превосходство палубных истребителей.
5. Больший, чем у нас радиус действия палубной авиации.
6. Эффективные авиационные боеприпасы.
7. Владение инициативой по причине превосходства в силах.
Слабые стороны
НашиПротивника
1. Мы можем действовать лишь на истощение противника.
2. Возможно мы не сможем задействовать АВ «Йорктаун».
3. Мы не можем обеспечить нашим линкорам адекватное
прикрытие от подлодок и авиации.
4. Неясна эффективность армейской авиации.
5. Наши подлодки не умеют работать подразделениями.
6. Сложности в координации с силами Армии на Аляске.
1. Действия на большом удалении от своих баз.
2. Необходимость организации новых баз.
3. Сложности в организации снабжения.
4. Невзможность оперативного изменения планов.
5. Ударные соединения скованы наличем транспортных.
«Задействование авиации в связи с атакой противника на Мидуэй»
- Объясняется из чего исходили, определяя сектора и дальность воздушной разведки с атоллов Мидуэй и Джонстон, а также количество необходимых для этого «Каталин». Результатом стал вот этот грандиозный по охвату план разведывательных вылетов (очень сильно кликабельно):
- Объясняется для чего на Мидуэй загнали толпу B-17 и четвёрку B-26 с торпедами вместо более уместных палубников, некоторый резерв которых в Пёрл-Харборе имелся. Армейские самолёты планировалось использовать прежде всего для атак за пределами дальности самолётов палубных типов с Мидуэя.
- Ещё один пункт ставит жирную точку в нашем давнем споре с eugen_pinak. Там прямо предусматривается использование B-17 «Летающая крепость» для ударов с основных Гавайских островов по району Мидуэя и возвратом в точку вылета. Правда, в специальной модификации: с уменьшенной до тонны бомбовой нагрузкой и дополнительными бензобаками в освободившемся бомбовом отсеке, что увеличивало боевой радиус до 1200 миль.
- Предлагается запретить армейским лётчикам атаковать любые подлодки, так как скорей всего это будут свои. Запретили, но не помогло. Шестёрка «Летающих крепостей» всё равно радостно вывалила два десятка 1000-фн бомб на некий «лёгкий крейсер», который затем «ушёл на дно в течении 15 секунд». Подлодка «Грэйлинг» смогла-таки в экстренное погружение.
- Предлагается пока запретить все учебные сбросы авиаторпед дабы их хватило в критический период.
И так далее. В общем, крайне интересные документы. И кроме того, у меня сложилось стойкое ощущение, что авторы как минимум двух известных исследований по Мидуэю их либо не читали, либо по каким-то причинам проигнорировали.
P.S. Ну и ещё раз огромное спасибо всем, кто отозвался на мою просьбу о помощи.