И ещё раз про деньги

May 29, 2017 18:23



Если в предыдущей заметке я хотел показать насколько это дорогое удовольствие - военно-морской флот, то на этот раз попробуем разобраться, что именно было са­мым дорогим. А ещё попробуем сравнить это со стоимостью другой боевой тех­ни­ки и вооружения того периода. Но на этот раз будем действовать не в лоб, сра­в­ни­вая цены «за единицу», а применим относительный показатель, а именно цену «ус­ло­в­ной тонны» водоизмещения или массы. Все построенные или заложенные в меж­во­ен­ный период корабли мы на этот раз рассматривать не будем, а ог­ра­ни­чи­м­ся тремя ключевыми, этапными типами для каждого из основных классов ко­раб­лей. Для ориентировки по времени у каждого типа указан год принятия в состав флота головного корабля серии.  

Усреднённые полные цены постройки кораблей данных типов я уже приводил в предыдущем посте, однако во­до­из­ме­ще­ние этих кораблей может показаться вам незнакомым и непривычным. В различных справочниках в подавляющем бо­ль­шин­с­т­ве случаев приводятся лишь «стандартное» (Standard, AKA Washington Displacement) и «полное» (Full Load или Deep Load) во­до­из­ме­ще­ние кораблей. Изредка можно встретить ещё и «нормальное» (Normal). Однако все эти цифры включают в себя не только собственно корабль, но также и его экипаж, запасы продовольствия и пресной воды, воду для котлов, топливо для этих котлов и/или дизельных двигателей и дизель-генераторов, бензин для самолётов, смазочные материалы, плюс боекомплект (в ряде слу­ча­ев ещё и балласт) - только в разных соотношениях. А в нашем случае логичней будет использовать «порожнее» во­до­из­ме­ще­ние (Light Displacement или Light Ship) - более или менее «чистое» водоизмещение корпуса с надстройками, машинами, бро­нёй и во­о­ру­же­ни­ем, то есть приблизительный аналог пункта «масса пустого» (Empty Weight) для самолётов или танков.

Классы и корабли

В/И
 Полн. цена 
Цена 1 т.

Классы и корабли

В/И
 Полн. цена 
Цена 1 т.

Линкоры:
Авианосцы:

Тип «Норт Кэролайн»
1941
35 040 т.
$52 000 000
$1484
Тип «Лексингтон»
1927
34 067 т.
$28 100 000
  $825

Тип «Саут Дакота»
1942
34 575 т.
$60 000 000
$1735
Тип «Йорктаун»
1937
19 037 т.
$20 000 000
$1050

Тип «Айова»
1943  
43 944 т.
$92 120 000
$2096
Тип «Эссекс»
1943  
24 074 т.
$68 930 000
$2863

Тяжёлые крейсеры:
Лёгкие крейсеры:

Тип «Пенсакола»
1928
   8689 т.
$13 000 000
$1496
Тип «Бруклин»
1937
   9352 т.
$15 000 000
$1604

Тип «Нью-Орлеан»
1934
   9353 т.
$14 000 000
$1497
Тип «Атланта»
1941
   5730 т.
$23 300 000
$4066

Тип «Балтимор»
1943
12 576 т.
$39 340 000
$3128
Тип «Кливленд»
1942
   7566 т.
$31 090 000
$4109

Эсминцы:
Подводные лодки:

Тип «Фаррагут»
1934
   1248 т.
  $3 750 000
$3004
Тип «Попэс»
1935
   1187 т.
  $4 500 000
$3791

Тип «Гливз»
1940
   1670 т.
  $7 000 000
$4192
Тип «Тэмбор»
1940
   1392 т.
  $5 000 000
$3592

Тип «Флетчер»
1942
   1868 т.
$11 090 000
$5937
Тип «Гэйто»
1941
   1443 т.
  $6 290 000
$4359

В глаза бросаются две закономерности. Во-первых, непрерывное повышение цены этой самой «условной тонны» во­до­из­ме­ще­ния. Причём видно, что это вызвано не столько ростом водоизмещения кораблей, сколько удорожанием оборудования. В частности, с конца 1930-х годов начался (сначала на эсминцах, а затем и на более крупных кораблях) переход на новые более производительные и экономичные котлы со значительно увеличенными давлением и температурой (с 27,2 атм и 342°C до 38,5 атм 450°C), а также двухступенчатые турбины вместо одноступенчатых. Что ожидаемо вело к удорожанию данных механизмов. Кроме того, входившие в строй начиная с 1942 г. корабли сразу получали значительно усиленную ПВО (а в случае эс­ми­н­цев и лёгких крейсеров - ещё раньше была усилена и ПЛО), а также СУАО и СУЗО новых моделей и в большем количестве, не го­во­ря уж стоившей тогда просто космические деньги радарной технике.

Ну а вторая закономерность - чем легче корабль, тем дороже его «условная тонна». Причины очевидны: у лёгких кораблей гораздо меньший процент водоизмещения приходится на сравнительно недорогие металлоконструкции корпуса и надстроек, соответственно повышается доля веса, приходящегося на гораздо более дорогие машины, вооружение и специальное обо­ру­до­ва­ние. Единственной загадкой лично для меня остаются ави­а­но­с­цы типа «Эссекс» - я так и не смог понять чем обусловлен аж трёхкратный по сравнению с предшественниками скачок в цене в их случае. Попробую с этим ещё разобраться.



А теперь попробуем сравнить полученные цифры а с аналогичными показателями другой боевой техники. Льщу себя на­де­ж­дой, что мне первому пришла в голову настолько бредовая идея - считать в погонных тоннах «Гаранды» и «Нордены» :) Це­ны на данную технику также являются усреднёнными, хотя в их случае динамика изменения выглядела с точность до на­о­бо­рот - танки и самолёты штамповались многотысячными сериями (а та же стрелковка вообще миллионными), и по мере оп­ти­ми­за­ции производства их цена значительно снижалась. Так, например, прототип и предсерийные экземпляры пи­ки­ро­в­щи­ка SBD «Донтлесс» стоили около $85 000, а последние SBD-6, вышедшие из цехов «Дугласа» в 1944 г., обходились аме­ри­кан­с­кой казне уже в $29 000. Но рекордсменом в данном отношении скорей всего стали знаменитые радиолокационные взрыватели VT Mark 53 для 127-мм снарядов - их цена за период 1942-45 гг. сократилась с $732 до $18 за единицу, то есть в 40 раз!

Тип техники
Модель
Масса пустого
   Средняя цена   
Цена за 1 т.

Средний танк
M4A2 «Шерман»
     28,7 т.  
  $45 000
    $1567

Тяжёлый танк
M26 «Першинг»
   39,2 т.
  $83 300
    $2125

533-мм торпеда
Mark 14 Mod. 3A
     1,3 т.
  $10 000
    $7692

Бомбардировщик  
SBD-4 «Донтлесс»
     2,9 т.
  $42 000
 $14 482

Бомбардировщик
B-17 «Ф. Фортресс»
   16,4 т.
$250 000
 $15 244

Самозар. винтовка 
М1 «Гаранд»
0,0044 т.
        $83
 $18 863

Радиовзрыватель
VT Mark 53
0,0022 т.
     $45,5
 $20 682

Ручной пулемёт
BAR M1918A2
0,0086 т.
      $319
 $37 093

Бомбовый прицел     
Mark 15 «Норден»
   0,02 т.
    $8000
$400 000

Золото
($35 за тройскую унцию, 1944 г.)

$1 125 285

В общем, кораблики - не такие уж они и дорогие, по большому-то счёту. Они просто большие :)

На кофе и сигареты автору :)

справочные материалы, что почём

Previous post Next post
Up