Если в предыдущей заметке я хотел показать насколько это дорогое удовольствие - военно-морской флот, то на этот раз попробуем разобраться, что именно было самым дорогим. А ещё попробуем сравнить это со стоимостью другой боевой техники и вооружения того периода. Но на этот раз будем действовать не в лоб, сравнивая цены «за единицу», а применим относительный показатель, а именно цену «условной тонны» водоизмещения или массы. Все построенные или заложенные в межвоенный период корабли мы на этот раз рассматривать не будем, а ограничимся тремя ключевыми, этапными типами для каждого из основных классов кораблей. Для ориентировки по времени у каждого типа указан год принятия в состав флота головного корабля серии.
Усреднённые полные цены постройки кораблей данных типов я уже приводил в предыдущем посте, однако водоизмещение этих кораблей может показаться вам незнакомым и непривычным. В различных справочниках в подавляющем большинстве случаев приводятся лишь «стандартное» (Standard, AKA Washington Displacement) и «полное» (Full Load или Deep Load) водоизмещение кораблей. Изредка можно встретить ещё и «нормальное» (Normal). Однако все эти цифры включают в себя не только собственно корабль, но также и его экипаж, запасы продовольствия и пресной воды, воду для котлов, топливо для этих котлов и/или дизельных двигателей и дизель-генераторов, бензин для самолётов, смазочные материалы, плюс боекомплект (в ряде случаев ещё и балласт) - только в разных соотношениях. А в нашем случае логичней будет использовать «порожнее» водоизмещение (Light Displacement или Light Ship) - более или менее «чистое» водоизмещение корпуса с надстройками, машинами, бронёй и вооружением, то есть приблизительный аналог пункта «масса пустого» (Empty Weight) для самолётов или танков.
Классы и корабли
В/И
Полн. цена
Цена 1 т.
Классы и корабли
В/И
Полн. цена
Цена 1 т.
Линкоры:
Авианосцы:
Тип «Норт Кэролайн»
1941
35 040 т.
$52 000 000
$1484
Тип «Лексингтон»
1927
34 067 т.
$28 100 000
$825
Тип «Саут Дакота»
1942
34 575 т.
$60 000 000
$1735
Тип «Йорктаун»
1937
19 037 т.
$20 000 000
$1050
Тип «Айова»
1943
43 944 т.
$92 120 000
$2096
Тип «Эссекс»
1943
24 074 т.
$68 930 000
$2863
Тяжёлые крейсеры:
Лёгкие крейсеры:
Тип «Пенсакола»
1928
8689 т.
$13 000 000
$1496
Тип «Бруклин»
1937
9352 т.
$15 000 000
$1604
Тип «Нью-Орлеан»
1934
9353 т.
$14 000 000
$1497
Тип «Атланта»
1941
5730 т.
$23 300 000
$4066
Тип «Балтимор»
1943
12 576 т.
$39 340 000
$3128
Тип «Кливленд»
1942
7566 т.
$31 090 000
$4109
Эсминцы:
Подводные лодки:
Тип «Фаррагут»
1934
1248 т.
$3 750 000
$3004
Тип «Попэс»
1935
1187 т.
$4 500 000
$3791
Тип «Гливз»
1940
1670 т.
$7 000 000
$4192
Тип «Тэмбор»
1940
1392 т.
$5 000 000
$3592
Тип «Флетчер»
1942
1868 т.
$11 090 000
$5937
Тип «Гэйто»
1941
1443 т.
$6 290 000
$4359
В глаза бросаются две закономерности. Во-первых, непрерывное повышение цены этой самой «условной тонны» водоизмещения. Причём видно, что это вызвано не столько ростом водоизмещения кораблей, сколько удорожанием оборудования. В частности, с конца 1930-х годов начался (сначала на эсминцах, а затем и на более крупных кораблях) переход на новые более производительные и экономичные котлы со значительно увеличенными давлением и температурой (с 27,2 атм и 342°C до 38,5 атм 450°C), а также двухступенчатые турбины вместо одноступенчатых. Что ожидаемо вело к удорожанию данных механизмов. Кроме того, входившие в строй начиная с 1942 г. корабли сразу получали значительно усиленную ПВО (а в случае эсминцев и лёгких крейсеров - ещё раньше была усилена и ПЛО), а также СУАО и СУЗО новых моделей и в большем количестве, не говоря уж стоившей тогда просто космические деньги радарной технике.
Ну а вторая закономерность - чем легче корабль, тем дороже его «условная тонна». Причины очевидны: у лёгких кораблей гораздо меньший процент водоизмещения приходится на сравнительно недорогие металлоконструкции корпуса и надстроек, соответственно повышается доля веса, приходящегося на гораздо более дорогие машины, вооружение и специальное оборудование. Единственной загадкой лично для меня остаются авианосцы типа «Эссекс» - я так и не смог понять чем обусловлен аж трёхкратный по сравнению с предшественниками скачок в цене в их случае. Попробую с этим ещё разобраться.
А теперь попробуем сравнить полученные цифры а с аналогичными показателями другой боевой техники. Льщу себя надеждой, что мне первому пришла в голову настолько бредовая идея - считать в погонных тоннах «Гаранды» и «Нордены» :) Цены на данную технику также являются усреднёнными, хотя в их случае динамика изменения выглядела с точность до наоборот - танки и самолёты штамповались многотысячными сериями (а та же стрелковка вообще миллионными), и по мере оптимизации производства их цена значительно снижалась. Так, например, прототип и предсерийные экземпляры пикировщика SBD «Донтлесс» стоили около $85 000, а последние SBD-6, вышедшие из цехов «Дугласа» в 1944 г., обходились американской казне уже в $29 000. Но рекордсменом в данном отношении скорей всего стали знаменитые радиолокационные взрыватели VT Mark 53 для 127-мм снарядов - их цена за период 1942-45 гг. сократилась с $732 до $18 за единицу, то есть в 40 раз!
Тип техники
Модель
Масса пустого
Средняя цена
Цена за 1 т.
Средний танк
M4A2 «Шерман»
28,7 т.
$45 000
$1567
Тяжёлый танк
M26 «Першинг»
39,2 т.
$83 300
$2125
533-мм торпеда
Mark 14 Mod. 3A
1,3 т.
$10 000
$7692
Бомбардировщик
SBD-4 «Донтлесс»
2,9 т.
$42 000
$14 482
Бомбардировщик
B-17 «Ф. Фортресс»
16,4 т.
$250 000
$15 244
Самозар. винтовка
М1 «Гаранд»
0,0044 т.
$83
$18 863
Радиовзрыватель
VT Mark 53
0,0022 т.
$45,5
$20 682
Ручной пулемёт
BAR M1918A2
0,0086 т.
$319
$37 093
Бомбовый прицел
Mark 15 «Норден»
0,02 т.
$8000
$400 000
Золото
($35 за тройскую унцию, 1944 г.)
$1 125 285
В общем, кораблики - не такие уж они и дорогие, по большому-то счёту. Они просто большие :)
На кофе и сигареты автору :)