«Так не бывает»

Jan 16, 2015 13:40



Читавшие «Невероятную победу» У. Лорда, возможно помнят эпизод про стрел­кá-«терминатора». А вот как эта история излагалась «сухим языком документа», в рапорте командира 6-й разведовательной эскадрильи (АВ «Энтерпрайз») капитан-лей­те­нанта У. Е. Галлахера от 20 июня 1942 г.: «5. При входе в пикирование со­рва­лась с турели спаренная пулемётная установка самолёта 6-S-8. [Стрелок-радист] АД­КИНС, Флойд Дэлберт, л/н 382-13-76, AMM2c [помощник авиамеханика, стар­ши­на 2-й статьи], удержал пулемёты на коленях во время пи­ки­ро­ва­ния и на­столь­ко успешно вёл огонь после выхода из пикирования, перемещая их вручную, что смог сбить по­хо­жий на „Мессершмитт” истребитель, атаковавший их самолёт не­мед­лен­но после выхода из нижней точки пикирования.»  

В своей книге У. Лорд добавляет драматизма: «Никто так и не понял, как ему это удалось: пулемёты весили 175 фунтов [79,4 кг], и худощавый Адкинс даже не смог приподнять их после возвращения на „Энтерпрайз”». Хотя с весом спарки он пе­ре­брал минимум вдвое - «чистый» вес каждого из облегчённых авиационных 7,62-мм пулемётов «Кольт-Браунинг» AN-M2 в кон­фи­гу­ра­ции для ту­рель­ных установок составлял 10,5 кг, спаренного станка Mark 2 Mod 3 - 6-9 кг (в зависимости от наличия или от­сут­ствия 12,5-мм бронещитков). Таким образом, общий вес спарки не превышал 30 кг. Но даже это очень много, когда сначала требуется не дать им вывалиться из пикирующего самолёта, а затем, сразу же после перегрузки в 5-6 G, вести огонь из этой громоздкой железяки с темпом стрельбы 1000-1350 выстрелов в минуту на каждый ствол. Пусть и не совсем «с рук», а оперев на борт кокпита (обе руки за­ня­ты на рукоятках управления).



Что касается истребителя, то в течении того решающего получаса над Первым Мобильным соединением по японским дан­ным было сбито 11 А6М2 «Зеро», из которых как минимум 4 - стрелкáми американских пикировщиков и тор­пе­до­нос­цев. Ко­ли­че­ство по­вреж­дён­ных неизвестно, но и оно было явно не нулевым. Возможно, один из них был сбит или по­вреж­дён имен­но Ад­кин­сом, а возможно он только отогнал «Зеро» от хвоста своего «Донтлесса», что тоже немало. Не стóит также удив­лять­ся «по­хо­же­му на „Мес­сер­шмитт”» вражескому самолёту. В тот период эти «Мессершмитты» мерещились американскому лёт­но­му составу с завидным по­сто­ян­ством. Причиной тому было слабое знание матчасти противника, а также слухи о том, что япон­цев вооружает Гер­ма­ния - а откуда ещё у «ко­со­гла­зых азиатов» могли взяться такие хорошие самолёты?!! Впрочем, вездесущие «Тигры» (и ещё более вездесущие «Фердинанды») на со­вет­ско-германском фронте - они примерно из той же оперы.

Безвозвратные потери 6-й разведовательной эскадрильи в этом вылете составили 44% - из 16 машин на «Энтерпрайз» вер­ну­лось лишь 9, ещё два экипажа смогли дотянуть серьёзно повреждённые самолёты до своих кораблей и совершить по­сад­ку на воду. Из девяти вернувшихся, две машины из-за полученных боевых повреждений оказались небоеспособны. Одной из них был «Донтлесс» 6-S-8 Адкинса, получивший многочисленные пулевые пробоины - стандартной практикой японских пилотов-истребителей была предварительная «пристрелка» из 7,7-мм пулемётов перед добивающей очередью из 20-мм пушек, их ма­лый боезапас (60 снарядов на ствол теоретически, 55 - на практике) вынуждал к подобной экономии. Судя по всему, старшина 2-й статьи Адкинс открыл огонь из своей спарки крайне вовремя. В очередной боевой вылет, состоявшийся на следующий день, Ф. Д. Адкинс и его пилот лейтенант У. Е. Пит­тман отправились уже на другом самолёте с тактическим номером 6-S-16.

В общем, один из маленьких кусочков большого сражения. Как говорится: «жить захочешь - ещё не так раскорячишься». А теперь представим, что этот документально подтверждённый - и вполне правдоподобный - эпизод появится в каком-либо художественном фильме. Мне лично сразу представилась толпа специалистов по всему на свете и авиации в частности, с ум­ным видом рассуждающая о «нелепом американском пафосе», и вообще «так не бывает». Но вот старшине уже 1-й статьи Ф. Д. Адкинсу, я уверен, было бы глубоко наплевать на мнение диванных экспертов. За «героизм, проявленный в воздушном бою в качестве стрелка [...] в ходе сражения при Мидуэе» он был до­сроч­но по­вы­шен в зва­нии, на­граж­дён «Крестом за лётные за­слу­ги» (Distinguished Flying Cross) - и положенной за эту награду прибавкой в 2 доллара к денежному довольствию :)

Использованная литература:

1. Commander, Scouting Squadron SIX, “Report of Action, June 4-6, 1942.”, June 20, 1942.
2. Walter Lord “Incredible Victory”, 1967.
3. U.S. Department of the Army “Cal. .30 Browning Machine Guns. Technical Manual TM 9-2005”, 1953.
4. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005.
5. The President of the U. S. A. “Distinguished Flying Cross Award Citation. Aviation Machinist's Mate First Class Floyd Delbert Adkins, Uni­ted States Navy.”, 1942.

Мидуэй

Previous post Next post
Up