Это была третья японская постановка "Элизабет", кот. я увидела (после версий 2002 и 2005 гг.), но первая, которая меня впечатлила и пробрала аж до костного мозга :) и до сих пор остается любимой.
Роль Смерти здесь исполняет Шизуки Асато (она же Зунко). Ее вокал, очень красивый, сильный и глубокий, производит неизгладимое впечатление :). Она может петь низко, почти как мужчина, а может плавно переходить на высокие ноты. Эмоции выражаются тоже, в основном, голосом, вербально.
Сильно запоминаются глаза, они одни живут на лице Тода, за исключением их, лицо практически не выражает эмоций, напоминая скорее прекрасную застывшую маску. Это создает впечатление некоторой холодности и отстраненности.
Вообще, насколько я понимаю японский менталитет, у настоящего мужика должна быть морда кирпичом лицо не должно выражать эмоций, чтобы ни случилось. А Зунко очень хорошо умеет имитировать мужское поведение: походкой, жестами, интонациями. Хотя ее герой не ходит - он шествует. Именно так :).
Но странное дело, в конечном итоге Тод Зунко не воспринимается как мужчина или женщина, а скорее как существо не от мира сего и не имеющее пола. Он вообще-то Смерть, для него вопросы пола как-то не актуальны. Этот Тод производит впечатление величественности и властности, действительно веришь, что он повелитель царства мертвых. Когда он появляется на сцене, начинает веять холодом %)
Остается лишь догадываться, чем его так зацепила Элизабет, хотя, возможно, фонтанирующим из нее жизнелюбием :) Это его озадачило. По крайней мере, мне так кажется.
Мои любимые песни, пожалуй, те же хиты, что и в оригинальной австрийской версии: "Последний танец" и "Тени сгущаются".
"Последний танец". Элизабет танцует на балу вместе со своим мужем Францем-Иосифом, и вдруг замечает, что время остановилось, все гости застыли как изваяния и какое-то странное освещение на этой дискотеке все потемнело. И тут на бал заявляется Тод, чтобы напомнить о себе. Они уже виделись, но она забыла его, вернувшись в мир живых. Тод рассказывает о себе и Элизабет постепенно все вспоминает. Тод властно заявляет о своих правах: как ни крутись, а "последний танец принадлежит лишь мне, наш с тобой танец назначен судьбой" (с). Вокал Зунко здесь просто фееричен своей мощностью, казалось бы, когда ТАК поешь, на это должны уходить все силы, но нет, она еще умудряется бегать и танцевать на сцене. Это производит сильное впечатление.
Да, еще один момент: когда Тод в самом начале подходит к Элизабет, на пару секунд их отражение показывают в кривом зеркале, отражение получается искаженное и размытое, у меня наверное слишком буйная фантазия, но я вижу, как черный плащ Тода растворяется и превращается в тьму, а волосы - в стелющийся в ней туман. Зеркала не врут :)
"Тени сгущаются". У Рудольфа, наследного принца, происходит горячий спор с отцом по поводу правления, власти и сложившейся в стране ситуации, после которого Рудольф пребывает в отчаянии и полном опустошении. И как раз тут к нему является Смерть, сдержав данное когда-то обещание "если ты позовешь меня - я приду".
Это очень напряженная песня, где через край бьют отчаяние Рудольфа и властность Смерти. Она прямо дышит ими. Смерть буквально тащит Рудольфа за собой
(здесь это выглядит действительно так, в то время как в других постановках скорее напоминает танец, нет той жестокости), увлекая его в нужном направлении, подбивая к бунту фразами типа: "И ты просто будешь стоять и смотреть, как гибнет этот мир? Ты, будущий император!" На самом деле Смерть преследует свои цели, так что не следует, как Рудольфу, обольщаться его патриотичными словами. Но Смерть обладает сильным ментальным воздействием и надо ли говорить, что под конец Рудольф доведен до нужной кондиции?..
Дружба со Смертью закончилась для Рудольфа фатально, он кончает жизнь самоубийством. Это показано в сцене "Майерлинг", тоже напряженная и драматичная сцена, но это не самый любимый мой Майерлинг, возможно из-за бесстрастности Смерти, который забирает жизнь Рудольфа из холодного расчета, ну и потому что это его "работа".
Элизабет рыдает над гробом Рудольфа и просит Смерть забрать и ее жизнь. Но он отказывает ей. "Ты не любишь меня, ты просто хочешь избежать мучений" (с). Дальше следует "Рондо любви и смерти", где Тод поет о своих чувствах к Элизабет, это, пожалуй, один из редких моментов, где можно увидеть Тода эмоционального, и это по-своему ценно и трогательно ;).
Я честно пыталась это заскринить, но Тод воспротивился, все получилось размыто... мистика %)
Еще запомнилась последняя "разборка" императора Франца-Иосифа и Смерти.
Император после смерти попадает в мир мертвых, где у них с Тодом происходит спор на тему "кто больше любит Элизабет". Игра на нервах. У обоих.
- Она тебя ненавидит!
- Она меня любит!
- Как она может тебя любить?! Тебя, повелителя мира мертвых!
Смерть зыркает на императора, зырк получился очень убедительным, на лице так и читается "хорошо, что напомнил, вот сейчас я тобой и займусь, покойничек!"
Франц-Иосиф, злорадно: ты до сих пор не забрал ее, потому что сам знаешь, что в конце-концов она все равно отвергнет тебя.
Этим он доводит и без того рассерженного Тода до белого каления, тот достает фамильный нож, которым когда-то чуть не самоубилась Элизабет, и передает его Лукени, чтобы он довершил начатое. Да, Смерть не может убивать своими руками, он действует либо через других людей, либо когда человек сам ищет смерти.
Конец получается своеобразно хэппи-эндный: Элизабет, намучавшись за свою долгую жизнь, после смерти радостно прыгает в объятия Тода и они оба отбывают в мир иной в клубах тумана. Все довольны и счастливы :). Ммм, пожалуй, я не буду делать скрин, а то вид двух упоенно обнимающихся девушек может вызвать неправильные ассоциации у неподготовленного зрителя :)
А в конце, когда я увидела на поклонах улыбающуюся и сияющую Зунко, у меня был небольшой шок :). Ее Тод был настолько суров, что ни разу не улыбнулся, ни ехидно, ни злорадно, вообще никак. Такие дела.
The end.