Довод (2020).

Sep 11, 2020 22:04



Последний довод королей (О фильме «Довод», 2020).

- У меня степень по физике!
- Значит, тебе будет проще.

(к\ф «Довод»)

Как известно, в прокатную судьбу этого двухсотмиллионного фильма безжалостно вмешалась эпидемия ковида. Первоначально он должен был выйти 17 июля, однако из-за эпидемии его премьеру несколько раз переносили, а потом и вовсе отложили на неопределенный срок.
Но всё когда-нибудь заканчивается, поэтому фильм всё же увидел свет.
Не вполне понятно, зачем отечественные локализаторы перевели название как «Довод», в то время как в оригинале это «Tenet» - знаковое слово из знаменитого средневекового заклинания-палиндрома «Sator arepo tenet opera rotas», которое одинаково читается как с начала, так и с конца. В принципе, переводчики прыгнули выше головы, подобрав соответственное русское слово из пяти букв, в обе стороны читающееся одинаково. Вот только для чего была проделана такая кропотливая работа - совершенно непонятно; мне как-то трудно представить, чтобы фильм под названием «Довод» оказался коммерчески успешнее фильма под названием «Тенет». Да еще и новый фильм Нолана, который уже приучил публику ко всяким непонятным философским штукам в своем творчестве.
Тем более что внутри картины само заклинание раздергано на составляющие, причем эти осколки возникают неоднократно: фамилия главного русского антагониста - Сатор, фамилия одного из действующих лиц - Арепо, а компания по беспошлинной перевозке и хранению культурных ценностей называется «Ротас». Прямо как в той старой рекламе с Распутиным: «А если вы поворачиваете этикетку, я вам подмигиваю!»
Нолан старательно подмигивает нам, чтобы мы оценили, что он тоже знает это заклинание, что он такой же, только без хвоста; а если эту фразу вдруг не знаем мы - ничего страшного. «Довод», как и «тенет» в оригинальном кино, не означает ровным счетом ничего, кроме кодового слова. Вполне можно смотреть, и не обладая сакральным знанием. И это еще раз к вопросу о полной бессмысленности русскоязычного перевода названия, который к тому же нивелирует авторскую задумку.
На сегодняшний день это, пожалуй, лучший фильм Нолана. Как зрелище он великолепен: отлично поставлен с участием хороших актеров и в нем очень есть на что посмотреть. Многие простецы из публики жалуются после просмотра, что ближе к концу якобы уже совсем запутались, кто на ком стоял; но это, по-моему, не соответствует действительности. Давно уже не было у Нолана такого во все стороны продуманного и понятного фильма. А вот многие из прежних реально стоило смотреть с карандашиком, чтобы не запутаться в сюжетных линиях.
Поскольку режиссер завоевал массовую славу как тонкий художник и певец необычного, объясняемого достижениями науки, совершенно не удивительно, что новое кино снова о таком же. Теперь Нолана заинтересовало явление временной инверсии - контрамоции. Некие злодеи, орудием которых является русский торговец оружием, используют в своих грязных делах странные инверсированные боеприпасы - которые сначала наносят ущерб, а лишь затем в первозданном виде вщелкиваются в оружейные магазины. Да и вообще преступникам, знающим, чем закончится тот или иной инцидент, очень выгодно порой жить в обратную сторону - прекрасно зная, к чему всё идет, и используя это важное знание в прошлом. Спецслужбы полагают, что это означает смертельную войну со злоумышленниками, которые скрываются от возмездия в будущем. Матерый спецагент берется найти ходы к оружейному барону через его жену, даже не подозревая, что понемногу это дело станет его личным делом…
Совершенно завораживающей выглядит сцена, в которой две роты спецназа добиваются одной цели - но одна из них действует в настоящем времени, а вторая - в инверсированном, то есть для нее все события происходят от конца к началу. Причем если для первой необходимо выполнить задачу, то для второй общая задача уже выполнена, и ее цель - без особых потерь вернуться к месту высадки, что тоже не так просто. При этом обстрел по ним ведется как в нашем направлении времени, так и в обратном. Здания, разрушенные из гранатометов одной группой, восстают из праха для другой, и так далее. Такого любопытного безумия мне еще не попадалось.
Нолан вновь выступил сценаристом для своего фильма, постаравшись закольцевать все торчащие концы. И все-таки некоторые торчат совершенно непристойным образом. Скажем, не очень понятно, каким образом будущие поколения намерены побороть свои экологические проблемы, развернув время вспять и уничтожив тем самым своих собственных дедушек. Единственная мотивация этому более чем странному поступку, которую я услышал - «Они в это верят». Ну, допустим. Но почему религиозные взгляды, основанные на вере во что-то малопонятное, становятся официальной причиной перезапуска течения времени для людей трезвомыслящих? Внятного ответа на это я не получил.
И такой момент: инвертированные не способны дышать «обратным» воздухом с другой стороны. Каким образом тогда перезапуск направления течения времени решит экологические вопросы?! Этот момент, наверное, следовало бы продумать более тщательно.
Злобных потомков из будущего мы в фильме так и не увидим - активно действуют только их современные нам инвертированные эмиссары. Так что при таких вводных не исключено, что и вся история про злобных потомков - просто фейк. Но все персонажи охотно в нее верят со слов совершенно посторонних людей и ведут себя так, словно это свято доказанное утверждение.
Ребенок главной героини играет одну из центральных ролей в сюжете. Для мотивации героини он очень важен и является причиной сюжетообразующих поступков. Но нас с этим трогательным подростком не знакомят, что непременно сделал бы любой режиссер рангом пониже, ему не дают произнести ни слова, его вообще показывают только издали. Как сопереживать этому незнакомцу в таких условиях, совершенно непонятно.
Вообще, как демонстрируют другие фильмы Нолана, с детьми он особо не ладит и изображать их не любит. Это не плохо и не хорошо - за исключением того единственного фильма, когда это совершенно необходимо.
В общем, смотреть новый фильм Нолана стоит. В целом это хороший боевик, если не отвлекаться на раздражающие мелочи и нестыковки, приведенные в рецензии. Как отдыхательное зрелище он более чем приемлем; а если учитывать, что он, в отличие, допустим, от многочисленных «форсажей», еще и несколько приподнимает праздного зрителя за шиворот над обыденностью и привычной системой координат, так и вовсе хорошо весьма.
Это тот Нолан, которого все мы знаем и любим - снова принципиально нерешаемые психологические парадоксы «Мементо», «Начала», «Престижа» и «Темного рыцаря». Хотя в этот раз режиссер, пожалуй, решил несколько пощадить мозги зрителя и снял нечто, больше похожее на традиционный фантастический боевик с оружейными баронами и «девушками Бонда». Но сделал это, по своему обыкновению, блистательно.

кино

Previous post Next post
Up