Читаю книжку "Реабилитированные историей. Автономная рспублика Крым. Книга пятая". Есть там одно замечательное дело по обвинению Бедрина Василия Авраамовича. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 25 ноября 1944 года на основании ст. 58-1 «а» УК РСФСР он был подвергнут заключению в ИТЛ на 10 лет. Этим постановлением он был обвинен в измене Родине [1].
Как следует из заявления Главному прокурору РККА жены Бедрина Людмилы Васильевны от 27 августа 1946 года:
Мой муж, Бедрин Василий Авраамович, по социальному происхождению казак Семипалатинской области, после смерти матери воспитывался у крестного отца, через которого закончил Павлогорадское училище в 1912 году, а в 1917 году школу прапорщиков. Находясь на территории Колчака, у последнего находился на службе около 8 месяцев, а в 1919 году в районе Семипалатинска с казачьим эскадроном, в полном вооружении перешел на сторону РККА, в которой пробыл кадровым командиром по 1924 год. В период нахождения командиром запаса работал у себя в Павлограде в военкомате завхозом, с 1926 по 1931 гг., в г. Омске шофером по 1936 год, с 1937 года в Судакском доме отдыха Госплана завхозом, с 1940 г. - зав. конторой Союзтранса грузовой колонны г. Судака. До занятия немцами Крыма все время был передовиком производства, предан своей Родине, делу партии, не скрывая своего прошлого происхождения [2].
Далее идет рассказ о сыновьях и история семьи Бедриных.
В январе 1942 года в Судаке высадился морской десант РККА, во время которого Бедрин принимал активное участие в штабе десанта и проводником по горным дорогам. В нашем доме был организован медпункт, где я с мужем и сыновьями оказывала первую помощь раненым командирам и красноармейцам. теми, кто мало-мальски был заподозрен в помощи десанту, в числе их оказался и муж, которого расстреливали в ночь на 19 февраля 1942 года. Видимо, судьба или счастливый случай, что Бедрин в числе расстрелянных оказался только изрешечен из автомата, получив 25 ран, истекая кровью, он дополз до дома. Из этой группы остался в живых Синельников Сергей, но впоследствии от потери крови он умер [3].
/…/ Факт расстрела моего мужа любой здравомыслящий человек не способен имитировать (как показано в следственном деле. - Л. В.)
По моему глубокому убеждению, Бедрин явился жертвой доноса, клеветы и оговора [4]».
Итак, обратим, внимание, жена Бедрина заявляет, что ее муж был изрешечен.
Далее идет заявление сына Бедрина Александра на имя Калинина с просьбой об освобождении отца[5,6].
В 1948 году Василий Авраамович Бедрин обращается (23.01.) с жалобой к Верховному прокурору СССР:
Факт моего расстрела расценили как имитацию расстрела по доносу бывшего немецкого шпиона Ткачева П. Г. (осужден Военным Трибуналом в 1944 году за измену Родине на 10 лет), который оговорил меня как якобы агента румынской разведки.
Военный Трибунал Таманского полевого суда отказался от рассмотрения моего дела по причине отсутствия состава преступления. Дело передали в Особое Совещание, которое основывали на одностороннем показании и моем прошлом происхождении и подозрении имитации расстрела, и осудили меня на десять лет лишения свободы как изменника Родины, которым я никогда не был и не буду.
Постановление Особого Совещания считаю неправильным по следующим мотивам:
1. Предварительное следствие велось односторонне. Показания лиц, давших сведения, характеризующих меня как патриота своей Родины, не оформлялись протоколом.
2. Справкой лечившего меня врача и Судебно-медицинской экспертизы опровергнута имитация расстрела.
3. Служба моя на врагов никем не доказана. /…/ Болезненное состояние не позволило мне быть в рядах партизан и ограничило меня помощью партизанам в снабжении и связи с ними [7].
В настоящее время - инвалид по состоянию здоровья. К какому-либо труду совершенно не способен и не привлекаюсь к каким-либо работам» [8].
Отсидев полностью весь срок - 10 лет, В. А. Бедрин выбирает в качестве места жительства г. Майкоп Краснодарского края и уезжает туда на постоянное место жительства. Об этом свидетельствует выданная ему начальником лагеря справка:
Справка выдана Бедрину Василию Авраамовичу, осужденному Особым Совещанием при НКВД СССР 25. 11.44 г. на 10 лет без поражения в правах по ст. 58 п. 1 «а» в том, что он отбыл наказание в местах заключения по 24 апреля 1954 года и следует в избранное им место жительства город Майкоп Краснодарского края /Адыгейская автономная область/. Подпись начальника лагеря [9].
4 января 1962 года заместитель прокурора УССР И. Ардерихин пишет протест по делу
Василия Авраамовича Бедрина с просьбой отменить Постановление Особого Совещания
при НКВД СССР от 25.11.44 г., считая его неправомерным. Вот его доводы:
- «/…/ В вину вменялось то, что при отходе частей Красной Армии он был завербован Судакским РО НКВД для работы в тылу врага и со специальным заданием оставлен в г. Судаке. Полученное задание не выполнил, а рассказал о своей связи с органами НКВД знакомому ШПАК, чем разгласил государственную тайну. 15 января 1942 года во время высадки десанта Красной Армии в г. Судак принял участие в помощи десанту. При отступлении десантников Бедрин в начале вместе с ними, но на второй день, не желая вести борьбу с противником, он из десанта дезертировал и возвратился в г. Судак.
В феврале 1942 года Бедрин был арестован гестапо за помощь десанту. На допросах гестапо он выдавал известных ему военнослужащих РККА, участвовавших в десанте и назвал фамилии лиц из числа жителей г. Судака, всего 6 человек.
19 февраля 1942 года Бедрин в числе других арестованных из тюрьмы был вывезен на расстрел. Но в ту же ночь вернулся окровавленным домой, сообщая неправдоподобные данные, что он случайно спасся.
Органы НКВД пришли к выводу, что его расстрел инсценирован полицией в каких-либо целях [10].
Дополнительная проверка, проведенная в 1957-1958 гг. по его делу, показала, что обвинение Бедрина не нашло своего подтверждения. Дополнительной проверкой установлено, что в начале февраля 1942 г. Бедрин арестован был гестапо за связь с партизанами, а 19 февраля 1942 года вместе с другими арестованными был вывезен за город для расстрела.Во время расстрела он получил несколько ранений, но остался жив и добрался до дома.Этот факт ареста и расстрела, подтвердили 7 свидетелей, жителей села. Судебно-медицинская экспертиза в июне 1944 года и ноябре 1957 года показала, что на теле Бедрина обнаружено множество поверхностных ранений, нанесенных либо мелкими осколками от разрыва гранаты, либо тупым металлическим предметом.
Предательская деятельность Бедрина ни материалами предварительного следствия, ни дополнительной проверкой не установлена, а это обвинение построено на предположениях органов следствия.
Прошу отменить Постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 25.11.44 г. и дело за недоказанностью обвинения прекратитьПодпись [11].
Итак, прокурор Ардерихин:
1)Не рассматривал обвинение Бедрина в дезертирстве из десанта.
2)Аналогично он поступил с обвинением в разглашении гостайны.
3)Прокурор не заметил показаний Ткачева, которые, по словам Бедрина, были в деле, а пишет, что "обвиение основано на предположениях следствия." Тут уж врет либо Бедрин, либо сам прокурор.
Но самое главное - жена осужденного утверждает, что он был изрешечен из автомата. Сам он утверждает, что получил 25 ранений.
Но все имеющиеся на деле ранения поверхностные и похожи на ранения от мелких осколков гранаты. Как-то очень упорно гестаповцы его расстреливали, а, главное, аккуратно. Как в анекдоте: "33 ранения в голову, мозг не задет"(с) Вкупе с показаниями Ткачева то вполне доказывает версию об имитации расстрела.
Уже 17 января 1962 года Президиум Крымского облсуда принимает постановление по
делу Бедрина, в котором принимает протест зам. Прокурора УССР И. Ардерихина, счи-
тая, что он подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Материалами следствия и дополнительной проверки установлено, что в начале февраля 1942 года Бедрин немецким гестапо был арестован за связь с партизанами, а 19 февраля с другими советскими гражданами вывезен из города для расстрела [12].
Во время расстрела он остался жив и добрался до дома. Этот факт подтвердили свидетели - жители Судака - 7 человек (Сергеева, Лобода и другие).
Факт многочисленных ранений подтвержден Судебно-медицинской экспертизой в ноябре 1957 года.
Предательская деятельность Бедрина ни материалами предварительного следствия, ни дополнительной проверкой не установлена, а обвинение построено на предположениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 313 Закона о судоустройстве Украинской СССР Президиума Крымского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
Удовлетворить протест заместителя Прокурора Украинской ССР. Постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 25.11.44 г. отменить и дело в отношении Бедрина В. А. прекратить за недоказанностью обвинения» [13].
Но при этом такие дела уже не стесняются публиковать.
Источники:
1.Государственный архив в Автономной Республике Крым (Далее - ГААРК). - Ф. р-4808. - Оп. 1. -
Д. 011659. - Л. 194.
2. Там же. - Л. 81.
3. Там же.
4.Там же.
5.ГААРК. - Ф. р-4808. - Оп. 1. - Д. 011659. - Л. 80.
6.Там же.
7.Там же. - Л. 84.
8.Там же.
9.Там же. - Л. 89.
10.Там же. - Л. 194.
11. Там же. - Л. 195.
12.Там же. Л.196.
13.Там же. Л.196.