Критика "разоблачения" статистики политических ререссий В.Земскова. Часть 3

Feb 03, 2011 18:07


Продолжение. Начало - 1, 2.
Далее, автор приводит различные справки о количестве осужденных. Цифры там одного порядка, но вообще-то все приличные люди приводят справки полностью. Выше можно увидеть, что справку Павлова о кол-ве осужденных по делам ВЧК-ОГПУ-НКВД он обозвал справкой об осужденных некими «чрезвычайными органами», хотя там ясно сказано про суды и трибуналы, и про то, что не все там  являлись контрреволюционерами. Сдается мне, что и в случае с тремя данными источниками автор заплутал в трех соснах и дает числа по разным категориям, заявляя о каком-то «расхождении».

А теперь, смотрим, зачем автору понадобились все эти шаманские пляски с бубном и разными справками:

«Эти данные показывают, что к 4 060 тыс. осужденных за контрреволюционные преступления органами ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ за 1921-1953 гг. следует добавить либо 1 074 тыс. осужденных обычными судами и военными трибуналами за 1940-1955 гг. по справке Бабухина,»<ну и так далее- прибавляем то, прибавляем се>.

Вот раз!- Автор пытается выразить твердое через чугунное, а точнее, к осужденным по делам органов ГБ прибавить контрреволюционеров.

Вот те два!- Г-н Копосов делает вид, что в статистику Руденко(3 777 тыс.) эти 1174 или сколько-там-наш-счетовод-откопал тыс. не входят. Тем не менее, входят. Если взять цифру из справки Павлова по осужденным в 1921-1928 по делам органов ГБ контрреволюционерам - 2 944 тыс. - 1 062 тыс. = 1 882 тыс., то останется 1 895(3 777 - 1 882) тыс. В них прекрасно умещаются эти 1 174 тыс. осужденных трибуналами и судами. Хотя, честно говоря, статистика в 1 882 тыс. выглядит заниженной, да и взята она из непонятно откуда взявшейся экспертной оценки на справке. Тем не менее, этот никак не отменяет факта, что цифра 3 777 тыс. из справки Руденко учитывает ВСЕХ осужденных за к-р преступления(судами, трибуналами, а также различными внесудебными органами типа ОСО или Особых Троек НКВД-УНКВД).

Затем автор зачем-то приводит цифры по 1930-1932 по СССР. Ну хорошо, нашел Хлевнюк этот документ, но какое отношение он вообще к теме имеет?

Если тут имеются в виду якобы «гигантские» цифры, то можно ознакомиться с американской статистикой.


«Вероятно, количество осужденных за контрреволюционные преступления за весь период с 1921 по 1956 годы едва ли было многим меньше, чем 6 млн., из них едва ли многим меньше 1 млн. (а скорее больше) было приговорено к расстрелу.»

И откуда на нас свалились еще 800 тыс. «каэров»? Их же только что у Копосова было 5 200 тыс.? Нет ответа. Какой синоним к слову «вероятно»? «Наверное». «Наверное, их было не 5,2 млн, наверное, их было 6 млн».

И ну трогательное игнорирование справки Руденко, где четко сказано, сколько их было, и сколько осудили к ВМН.

«следует считать жертвами репрессий, т.е. наказанными несправедливо или несоразмерно тяжести преступления в силу террористического характера режима.»

Это зависит не столько от мифического «террористического характера режима», сколько от, скажем, конкретных следаков, судей и прокуроров, которые и будут решать вашу судьбу.

Не смейтесь. Это еще не все. Сейчас самое интересное- цифра в 6 млн. кажется нашему герою маловатой. Следующую высоту он будет брать при помощи статистики ГУЛАГа.

«Опираясь на анализ данных о поступлении и выбытии узников, Э. Бэкон предположил, что между 1929 и 1953 гг. через Гулаг (включая колонии) прошло около 18 млн. заключенных.»

Ну вот опять там кто-то что-то насчитал. Несмотря на правдоподобность цифры, считать всех зеков надо по кол-ву осужденных к лишению свободы. Далее он немного порассуждал о статистике ГУЛАГа, заявляя, естественно, что ее занижали/завышали, но никак это не обосновал.

«Э. Эпплбаум по этому поводу пишет: «Хотя действительно миллионы людей были осуждены по уголовным статьям, я не верю, что сколько-нибудь значительную часть от общего числа составляли преступники в каком-либо нормальном смысле слова» (с.539). Поэтому она считает возможным говорить обо всех 18 миллионах как о жертвах репрессий.»

Мощный аргумент, особенно для исследователя. Какое отношение к исследуемой теме имеет вера Э.Эпплбаум? Она может верить во что угодно, хоть в розовых слоников на Марсе, но что это меняет?

«Но, вероятно, картина все же была более сложной.»

Спасибо и на этом)).

Честно говоря, читаю статью на этом месте, я не представлял, насколько ситуация сложная. Только не с лагерями, а с уровнем поражения мозга автора. Но читаем, что он пишет дальше.

Дальше он считает к-р заключенных по годам. И вот что пишет:

«Если экстраполировать эту пропорцию, то из 18 млн. заключенных Гулага политическими было едва ли более 5  млн.»

О да, экстраполяция рулит! А ничего так, что экстраполировать данные о качественном составе ЗК на определенный момент на все кол-во осужденных к ЛС недопустимо? Что нужно искать именно цифру осужденных?

«но и этот вывод был бы упрощением: ведь часть уголовных все-таки были де факто политическими. Так, среди 1 948 тыс. заключенных, осужденных по уголовным статьям, 778 тыс. были осуждены за хищения социалистической собственности (в огромном большинстве - 637 тыс. - по Указу от 4 июня 1947 г., плюс 72 тыс. - по Декрету от 7 августа 1932 г.),»

Да, действительно, воры, осужденные по Указу от 1947 года, заменившего в УК статью о воровстве, являются жертвами режима.

Та же клиническая картина и с другими категориями, включая Указ 7/8.

«а также за нарушения паспортного режима (41 тыс.)»

Писал выше.

«дезертирство (39 тыс.), незаконный переход границы (2 тыс.)»

Жертвы репрессий! Нет, ну надо же…

«и самовольный уход с места работы (26,5 тыс.).»

Разбирал выше.

«В дополнение к этому в конце 30 - начале 40-х гг. обычно имелось около одного процента «членов семей изменников родины» (к 50-м гг. в Гулаге их осталось всего несколько сот человек)»
Они в входили в статистику к-р  ЗК. Более того, в справках ГУЛАГа от 1946 и 1951  туда включены и СОЭ. См. например, знаменитую статью Пыхалова.

"и от 8% (в 1934 г.) до 21,7% (в 1939 г.) «социально вредных и социально опасных элементов» (к 50-м гг. их почти не осталось)"

Это и понятно, основная масса СОЭ и СВЭ была осуждена Тройками при областных управлениях РКМ, учрежденными в 1935 году. Просмотр протоколов дает понять, что политикой тут и не пахнет:

СЛУШАЛИ
     ПОСТАНОВИЛИ:
Дело № 569 Троицкого РОМ.
К., рождения 1914 г., урож[енец] с. Талдынина Троицкого р-на Алтайского края, м[ало]грам[мотный], одинокий, без опреде­ленных занятий. Паспорта не имеет.
Не судим, приводов нет.
К. с 1937 года нигде не работает, ведет бродячий образ жизни, нищенствует, занимается кражами. В октябре м-це 1937 г. у гр-на Т. украл полушубок, и ряд краж домашних вещей у колхозников.
Виновным себя признал.

Изобличается показаниями свидетеля С.
Арестован 16/ХП-[19]37 г., содержится в Бийской тюрьме

К. заключить в исправтрудла­герь сроком на пять лет, считая срок заключе­ния с 16 декаб­ря 1937 года.
Дело сдать в архив.
СЛУШАЛИПОСТАНОВИЛИДело № 562 Троицкого РОМ.
Ч., рождения 1915 г., урож[енец] с. Ельцовка Троицкого района Алтайского края, м[ало]грамотный, женат. Паспорта не имеет. Без определенных занятий.

Не судим. Имеет 3 привода. 3/V-[19]37 г. привод за хулиганство. 15/VI-[19]37 г. -"- за хулиганство. 11/VII-[19]37 г. подозрение в краже и хулиганство. Нигде не работает, систематически занимается пьянством, на почве хулиганских побуждений избивал свою жену до потери сознания, не пуская ее на колхозную работу. 8/ХП-[19]37 г. в пьяном виде вломился в клуб, поднял дебош, разогнал молодежь.
Виновным себя признал. Изобличается показаниями свидете­ля П.
рестован 16/ХИ-[19]37 г., содержится в Бийской тюрьме.

Ч. заключается в исправтрудла­герь сроком на три года, считая срок заключе­ния с 16 декаб­ря 1937 года.

Дело № 459 Павловского РОМ.
П., 1912 г. рождения, уроженец с. Гонохово Завьяловского рай­она Алтайского края, женат, малограмотный, паспорт имел, без определенных занятий.
Не судим. Приводов нет.
В 1937 году в июле месяце, будучи в не трезвом виде, выла­мывал двери у гражданки Ч., набросился на нее с ножом, в эту же ночь вломился в квартиру гражданки Ч., пытался из­бить, разогнал детей. В эту же ночь пытался сломать замок у магазина ЛПХ, но был задержан сторожем. В 1937 году в июле месяце в пьяном виде бегал по селу с топором, нападал на проходящих граждан. В 1937 году в ноябре месяце украл ружье «переломку» у гражданина Р.
Виновным себя признал. Изобличается свидетельскими по­казаниями Б., Ч., С. и др.
Арестован 16 декабря 1937 года, содержится в Барнаульской тюрьме.

П. заключить в исправтрудла­герь сроком на пять лет, считая срок заключе­ния с 16 декаб­ря 1937 г.
Дело сдать в архив.

ИЦ при ГУВД по АК. Ф. 16. Oп. 1. Д. 49. Л. 1-17. Машинопис­ный подлинник.
«Осужденные за кражу социалистической собственности, доля которых в населении Гулага составляла 18,3% в 1934 г. и 14,2% в 1936 г., сократилась до 2-3% к концу 30-х гг., что уместно связать с особой ролью преследований «несунов» в середине 30-х гг. Если допустить, что абсолютное количество краж на протяжении 30-х гг. резко не изменилось, и если учесть, что общее количество заключенных к концу 30-х гг. выросло приблизительно втрое по сравнению с 1934 г. и в полтора раза по сравнению с 1936 г., то, возможно, есть основания предположить, что жертв репрессий среди расхитителей социалистической собственности было не менее двух третей.» 
Смешно. Расхитители соцсобственности- это отдельная статья(Указ 7/8), кражи преследовались по статье 162, и доля имущественных преступлений всегда была высокой.

«Э. Эпплбаум права, что «настоящих преступников», а именно осужденных за тяжкие уголовные преступления типа разбоя и убийств, было не так уж много (в разные годы 2-3%)»

Да, других преступлений на свете не существует. Интересно, а Э.Эпплбаум пробовала знакомиться со статистикой по тюрьмам в собственной стране?

«Из примерно 18 млн. заключенных около половины (примерно 9 млн.) составляли де юре и де факто политические, причем около четверти или чуть больше - де юре политические. Казалось бы, это довольно точно совпадает с данными о количестве приговоренных к лишению свободы по политическим статьям (около 5 млн.).»

У него еще и с арифметикой проблемы. Четверть от 9 млн. - 2,25 млн.

Далее он пытается впарить какие-то данные о сроках заключения, но никак это не обосновывает. Он не в курсе, что за антисоветскую агитацию, что составляла наиболее массивную категорию к-р ЗК, давали небольшие сроки.

«(смертность на пересылке была, предположительно, довольно высокой, но сколько-нибудь точных оценок ее не существует).»

Естественно, существует, ведь она входит в общую статистику смертности в лагерях. Кол-во находящихся на пересылке тоже известно. И что мешает ознакомиться с документами ГУЛАГе о перевозке ЗК?

«Если эта цифра была ближе к 8 млн., что лучше согласуется с нашими представлениями о сравнительной длительности сроков заключения по политическим и уголовным статьям»

Вот так. Лучше сказать, что оно согласуется с идеологической ориентацией автора.

«а также и то, что гибель на пересылке была особенно частой участью именно де юре политических заключенных.»

И опять высосанные из пальца выводы.

«Как бы то ни было, порядок величин очевиден - речь идет о 10-12 млн. осужденных по политическим статьям и по уголовным статья, но по политическим мотивам. К этому надо добавить приблизительно миллион (а возможно, и больше) расстрелянных.  Это дает 11-13 млн. жертв репрессий.»

Хрясь, и с небес прилетело еще 2-3 млн. «жертв». Их же только что было 9! «Но как, Холмс?!!»(с)

статистика репрессий, фальсификации

Previous post Next post
Up