Про нашу жизнь...

Dec 09, 2011 16:45

Бертольд Брехт

Если бы акулы были людьми

- Если бы акулы были людьми, - спросила господина К. маленькая дочка его хозяйки, - относились бы они тогда лучше к маленьким рыбкам?
- Конечно, - ответил тот. - Если бы акулы были людьми, они бы построили в море огромные садки для маленьких рыбок, со всевозможной пищей внутри - как с растениями, так и с животными. Они бы заботились о том, чтобы в этих садках всегда была свежая вода и проводили бы абсолютно все санитарные мероприятия. Если бы, например, какая-нибудь рыбка поранила свой плавник, ей бы тотчас соорудили повязку, чтобы она не покинула акул раньше времени. Чтобы рыбки не были печальными, время от времени проводились бы большие водные праздники; ведь весёлые рыбки намного вкуснее унылых. Естественно, в этих больших садках были бы также школы. В этих школах рыбки бы учились, как надо вплывать в пасти акул. Им была бы нужна, к примеру, география, чтобы они могли найти больших акул, которые где-то лениво лежат. Главным было бы, естественно, моральное воспитание рыбок. Им бы внушали, что самое Великое и Прекрасное - это когда рыбка радостно жертвует собой, и что все они должны верить акулам, прежде всего, когда те говорят, что они заботятся о светлом будущем. Рыбкам прививали бы мысль, что это будущее обязательно настанет, если только они будут учиться послушанию. Своих сородичей склонных к подлости, материализму, эгоизму или марксизму рыбки должны остерегаться и немедленно докладывать акулам, если одна из них проявит такую склонность.
Если бы акулы были людьми, они, конечно, вели бы друг против друга войны, для того, чтобы захватить чужие садки и чужих рыбок. Воевать в этих войнах они бы отправили своих собственных рыбок. Они внушили бы своим рыбкам, что между ними и рыбками другой акулы есть огромная разница. Рыбки, провозгласили бы они, как известно, немые - но они молчат на совершенно разных языках и, следовательно, вообще не могут понять друг друга. Каждая рыбка, убившая в бою пару других, вражеских, на другом языке молчащих, рыбок, получила бы в награду маленькую медаль из водорослей или даже орден Морской Звезды.
Если бы акулы были людьми, у них, естественно, тоже было бы искусство. Появились бы замечательные картины, на которых в великолепных красках были бы расписаны акульи зубы и их пасти - прямо как сады для прогулок, - в которых можно беззаботно трепыхаться. Театр на дне моря показал бы, как доблестные рыбки восторженно влывают в пасти акул, а музыка была бы такой прекрасной, что под эти звуки маленькие рыбки, во главе с оркестром, убаюканные самыми приятными мыслями, мечтательно устремились бы прямо в пасти акул. Появилась бы, конечно, и религия, если бы акулы были людьми. Она бы учила, что подлинная жизнь начнется для рыбок только в животе у акул.
Между прочим, если бы акулы были людьми, рыбки перестали бы, как сейчас, быть равными. Некоторые из них получили бы должности и были бы главнее прочих. Тем, что немного побольше, дозволялось бы лопать тех, что поменьше. Для акул это было бы даже выгодно, ведь они чаще получали бы на обед большие куски. Крупные, имеющие посты, рыбки заботились бы о порядке... Появились бы учителя, офицеры, инженеры по строительству садков и т.д.
Короче говоря, если бы акулы были людьми, в море наконец появилась бы культура.
Previous post Next post
Up