Прогулка по «Евромайдану»

Dec 08, 2013 22:23

Оригинал взят у andreyvadjra в Прогулка по «Евромайдану»
Сегодня на "Альтернативе" опубликовал свой репортаж с "Евромайдана". После этого, через несколько часов сайт был сломан. Вынужден публиковать репортаж здесь на ЖЖ.

Каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!

М.Булгаков «Собачье сердце»

Суббота. 7 декабря 2013. Центр Киева.

Первое, что отличает «Евромайдан» от «Майдана» имени Виктора Ющенко, это его локальность. В этот раз Киеву безразлично происходящее на Козьем болоте. Если в 2004 году «оранжевым» удалось спровоцировать массовый психоз, который наглядно выражался в тех же оранжевых ленточках на автомобилях, сумках и одежде киевлян и приезжих, то сейчас вся майданная символика не выходит за рамки майдана и Крещатика.

Вторая отличительная особенность «еврореволюции» - отсутствие маниакально-карнавальной эйфории 2004-го. Заглядываю в лица прохожих. Люди придавлены какой-то хронической усталостью. В эпицентре массового протеста то же самое. Везде тяжёлые, унылые взгляды, в которых сквозит подозрительность. Прежде всего, в тебе видят потенциального «провокатора», то есть того, кто пришёл на «Евромайдан» как тайный враг, с намерением вредить.

Погода в тему. Сыро, сумрачно и холодно.

Вот как выглядит Крещатик возле ахметовских руин ЦУМа. Здесь начинается территория оранжево-коричневой «революции».



[Spoiler (click to open)]
Возле разгромленной Киеврады толпится разношёрстая очередь замёрзших индивидов.



Многозначительно выглядят проломанные «еврореволюционерами» двери госучреждения.



В очереди на доступ внутрь захваченного здания в основном «юнакы». Такое ощущение что школы и институты свезли детей на экскурсию в КМДА.



Подростки в масках с ручным металлоискателем зачем-то проверяют входящую в здание публику (очевидно, ищут «провокаторов»). Тут чистой воды туризм. Войти, посмотреть и выйти. Очередь как на аттракцион.

Очередной украинский аттракцион - «еврореволюция».



Стены КМДА загажены наглядной агитацией, особо не отличающейся разнообразием мысли. Чувствуется дефицит креатива.







Сперва хотел заглянуть внутрь разгромленной Киеврады. Но потом вспомнил, что в кармане лежит складной нож. В сложившейся ситуации и перочинный ножик может выглядеть контрреволюционно. Отдавать шпане на входе свой «Benchmade» не захотелось. Правильность моего нехотения подтвердил вышедший из здания парень, безуспешно требовавший вернуть ему его нож. Что с воза упало, то пропало. Революция…

На ступеньках Киеврады стоят два потрёпанных жизнью мужика из какого-то (судя по плакатам) провинциального «Задрюпинска». К ним подошла гуляющая пара. Насколько я понял, мужчина и женщина из Прибалтики.



Поинтересовались у протестантов с плакатами, что здесь происходит. «Чел» в ушанке принялся объяснять, но из его объяснения стало очевидно, что он и сам не понимает, что здесь происходит. В конце концов, ему на помощь пришёл революционный тинэйджер, который на школьном английском пояснил прибалтам, что они являются свидетелями «еврореволюции». От этого объяснения у иностранцев вытянулись лица. Думаю, что разгромленное административное здание, превращённое в проходной двор, при желании можно было принять за «Смольный». Но это слабо ассоциируется с их Европой, где порядок и законность превратились в манию.

Между тем «чел» в ушанке начал «грузить» прибалтов своими воспоминаниями о прошлом, в котором, как оказалось, он с товарищем очень не любил Советский Союз. По его словам, не любил даже больше, чем жители Прибалтики, а потому сейчас они имеют право евроинтегрироваться не меньшее чем они…

Тут моё внимание привлекает шумная группа граждан надрывно поющих песни. Подхожу ближе. «Чоловик» явно галицийской наружности самозабвенно, под баян, гармонь и ручной «синтезатор», завывает о славных партизанах УПА и их великих подвигах. Его небольшая, но внимательная аудитория слушает с благодарностью. Некоторые даже пытаются подпевать.



Очевидно, для жителей Галиции ОУНовцы были первыми украинскими евроинтеграторами, рубившими не только головы поляков, но и окно в Европу.

Невольно вспомнил булгаковское «Собачье сердце»:

«Глухой, смягчённый потолками и коврами, хорал донёсся откуда-то сверху и сбоку.

Филипп Филиппович позвонил и пришла Зина.

- Зинуша, что это такое значит?

- Опять общее собрание сделали, Филипп Филиппович, - ответила Зина.

- Опять! - горестно воскликнул Филипп Филиппович, - ну, теперь стало быть, пошло, пропал калабуховский дом. Придётся уезжать, но куда - спрашивается. Всё будет, как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка калабухову».

Ах, как же был прав профессор Преображенский! Как же он прав до сих пор! Ничего не изменилось, по сути! Песни только стали иными, но разруха в головах та же.

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за неё. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» - я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!»

Галлюцинации вылупить из головы не удалось. Чистить сараи они не хотят. Хотят петь хором на «Евромайдане» про УПА, протестовать против разрухи и требовать свободного доступа к Европе. Но как же был прав булгаковский Филипп Филиппович! Ведь вся эта революционная публика «отстала в развитии от европейцев лет на 200 и до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!» Но при этом она страстно хочет в Европу.

Долго слушать народное, галичанское творчество невыносимо. Поэтому я продолжил движение по направлению к «Евромайдану».

Вынужден отметить, что на Крещатике людей было не больше, чем в обычный субботний день. Как-то это не по-революционному. Слишком обыденно.

На подходах к эпицентру «еврореволюции» прохожу мимо палатки «вымогальныкив», требующих освободить «невинно обвиноваченных» в штурме Администрации президента. Для чего они там сидят в анабиозе, чуть ли не обняв бочку с костром, понять трудно. Возможно, в этом есть какой-то сакральный смысл.



«Вымогальныки» вышли из анабиоза лишь когда к их горящей бочке подкатил транспорт с дровами. В их действиях наконец-то появилась осмысленность. Холодно…



Перед самым «Евромайданом» расположилась палатка какого-то общественного движения «Общее дело». Судя по надписям это «Общее дело» из Донецка. Что или кого они регистрируют, я расспрашивать не стал. Хотелось побыстрее увидеть цитадель евронародного гнева.





Посреди Крещатика стояли хорошо откормленные ОУНовцы в медицинских масках, радостно демонстрируя своё удовлетворение происходящим.



Признаюсь, что «евромайданная» фортификация меня не впечатлила. Такое ощущение, что коммунальщики забыли вывезти с Крещатика мусор.



Для чего «еврореволюционеры» это соорудили не совсем ясно. Бульдозеры пройдут сквозь нагромождения стащенного ими на дорогу хлама как нож сквозь масло. Очевидно, это декорации. Декорации к тому, что происходит по ту сторону мусорных куч.

Хотя надо отдать должное фортификаторам и дизайнерам данного мероприятия, слово «революция» на фоне колючей проволоки выглядит необычно, многозначительно и весьма символично. Украинская реальность сама за себя говорит.



Куски же киевской ёлки, сплетённые с «колючкой», вообще мне показались каким-то извращением. До этого момента в моём сознании ёлка была символом праздника и сказки, но украинцы смогли угробить даже этот символ радости. «Ёлку гэть!» Печально.



Вход на «Евромайдан», как и следовало ожидать, украшали слова «пророка украйинськойи нацийи». Но на фон помойки шевченковский пафос выглядел многозначительно и забавно. Это как же надо было впасть в революционную прострацию, чтобы не видеть комичности всего этого антуража?



Ещё более смешно выглядела на фоне свалки стража «евромайданных» врат, ведущих к «правде», «славе» и «воле».



Увидев этих «титанов» «национальнойи рэволюции», я понял, что победа «Евромайдана» неизбежна. С такими «бойцами» никакой антинародный режим не страшен. Героям слава!

Напротив Главпочтамта было развёрнуто нечто напоминающее полевую кухню. Там что-то готовили. А главное, там кто-то что-то ел. Если учитывать санитарные условия приготовления «рэволюцийнойи йижы» (точнее - антисанитарные), я бы не ел там даже по приговору народного суда. Но «голодающие» «Евромайдана» весьма бойко поглощали предлагаемую им пищу.







Сразу же возле «евромайданных» укреплений расположились их защитники.



Заглянув в «бивуак» «ополченцев», я обнаружил там подростков бомжеватого вида с касками на головах. Выражения лиц у них были такие, как будто они только что нанюхались клея. Подобные дети обычно обитают на железнодорожном вокзале. Похоже, что во время революции приёмники распределители Киева опустели. Все малолетние бродяжки ушли на «Евромайдан».



Замурзанные тинэйджеры сидели вокруг железной бочки, в которой горел костёр. Кто-то ел. Кто-то спал, укрывшись какими-то тряпками. Эту картину можно было бы легко назвать «евробомжатник». При этом над всем этим «уютным уголком» «Евромайдана» реял чёрный флаг с ликом Нестора Махно.



«Махновцы?», - подумал я. Стало любопытно. Попробовал с ними заговорить. В ответ дети что-то невнятное замычали и замахали руками. Стало ясно, что контакт установить не получится. Подростки явно пребывали в состоянии изменённого сознания, и я им мог казаться каким-нибудь розовым слоном. А, как известно, нормальные люди с незнакомыми розовыми слонами не общаются. Даже если те к ним обращаются с вопросами.

На вторых воротах со стороны Консерватории возле бочки с огнём грелись не менее экзотические персонажи в мотоциклетных шлемах. Со стороны казалось, что это утомлённые бомжи отдыхают на помойке.



Откровенно говоря, весь «Евромайдан» напоминает одну большую помойку, ограждённую по периметру кучами мусора в которых сидят странные, немытые люди в разнообразных касках и шлемах, а между ними с любопытством ходит скучающая публика.





Обогащённый новыми впечатлениями, я двинул внутрь «Евромайдана» и сразу же наткнулся на небольшую спортивную площадку, на которой какие-то подростки гоняли мяч.



Первая мысль: «зачем это?» Однако бытие «евромайданной цитадели» пришельцу сложно понять. После увиденных мною стражей ворот и защитников «евроукреплений», «юнакы» гоняющие мяч в толпе, да ещё при нулевой температуре, выглядели вполне естественно. Человеческое сознание к абсурду привыкает очень быстро.

В центре «Евромайдана» его обитатели установили армейские палатки.



Возле дороги разместили политический подиум для ораторов. С него непрерывно доносились голоса вождей «еврореволюции». После каждого разносящегося над площадью лозунга, толпа одобрительно гудела. Всё сказанное оппозиционной троицей можно свести к нескольким приевшимся сентенциям: «украинцы, самые лучшие», «банду гэть», «даёшь евроинтеграцию!».



Напротив центрального входа в Главпочтамт стоят несколько рекламных палаток националистических партий.



Рядом с ними расположился ещё один пункт приёма пищи.



Ближе к консерватории (очевидно с намёком на отношение к культуре) обитатели «Евромайдана» установили биотуалеты. Воистину, вкушающий да имеет право покакать!



Если бы я хотел кого-то впечатлить огромным количеством людей, якобы собравшихся в субботу на «Евромайдане», то я бы показал вам вот это фото.



На нём изображена просто огромная масса митингующих. Почти миллион. А если в правильной точке установить телекамеру и крутить её вокруг своей оси, то впечатление вообще будет сногсшибательным. Тогда можно и два миллиона протестующих увидеть.

Но если войти в толпу, то визуальный эффект «огромного количества» исчезает. Толпа рыхлая, неплотная, при желании в ней можно кататься на небольшом велосипеде. Плотно публика стоит лишь непосредственно вокруг подиума.









Вынужден отметить, что в эту субботу на майдане людей не больше чем в обычные выходные, когда там проходит концерт какой-нибудь мало известной украинской группы.

При этом всякому, кто скажет вам, что на «Евромайдане» собрался миллион человек, можете смело плюнуть в глаз. Чтобы прозрел. Или чтобы не лгал. Размер и архитектура «революционной цитадели» позволит плотно стать внутри неё не более пятидесяти-шестидесяти тысячам индивидов.

Стране же и миру «5 канал» будет показывать по телевизору огромное людское море. Точно так же, как я его показал вам его на своей фотографии. Главное в деле создания оптических и политических иллюзий, выбрать правильный угол обзора и интерпретации. Тогда маленькое будет казаться большим, а большое маленьким.

Самое смешное, на мой взгляд, в этом году, это главная ёлка страны. На неё без смеха смотреть невозможно. По-сути она - печальный символ/диагноз Украины, её коллективное сознание.



Фактически этот год мы завершаем под лозунгом: «Юле ёлку!»

Любопытно, над площадью возвышается гигантский лик женщины с косой. Установлен он напротив политического подиума, на котором выступает оппозиционная троица. Очевидно, чтобы, сука, не забывали о ней ни на минуту! Чтобы чувствовали, что она над всем витает как дух святой.

На ёлке гигантский лик Юли, а внизу как насекомые копошатся люди. Символично. В общем - Юля и народ.

Блуждая в толпе, наткнулся на мощного старика. В одной руке он держал грабли, в другой голову мёртвой зверушки на венике и не щадя своих старческих связок орал «банду гэть!»



Яркое зрелище. Смешное, печальное и отталкивающее одновременно. Я невольно подумал, что в нём воплотилась вся сущность собравшихся здесь людей. Глядя на этого старика, чётко понимаешь бессмысленность и бесперспективность всего происходящего здесь.

«Банду гэть»? Но ведь Янукович это коллективное порождение ненавидящих его, людей. Без них Янукович был бы невозможен. Он это они. Янукович - персонификация народа Украины. Невозможно изгнать Януковича потому что он в каждом из стоящих на майдане и тех, кто вне его. И когда уйдёт этот Янукович, ему на смену придут иные януковичи и всё повторится вновь.

Интересно наблюдать в толпе за интеллигенцией. Она приходит на «Евромайдан» как на шоу. Фотографируется на фоне декораций «революции», а потом бережно вклеивает в семейный альбом фотку «я и революция».



Она ненавидит Януковича. Она хочет в Европу. Она не любит «азиатскую» Россию и «тирана» Путина. Она прогрессивно мыслит. Она хочет, чтобы на Украине всё было по-европейски. И при этом она упорно игнорирует объективную невозможность осуществления её желаний. Она старательно не замечает дикость, бессмысленность и бесперспективность любого «Майдана», не хочет видеть его хаос, грозящий уничтожить остатки порядка, культуры и цивилизованности.

Среди моих знакомых много таких интеллигентов. Наверное - большинство. В общем-то, они хорошие люди. Умные, начитанные, иногда даже трезво мыслящие. Но над ними незримо довлеет их непреодолимое иррациональное влечение к бегству от самих себя, к тому, чем они не являются, и чем они никогда являться не будут.

Для них, и для всех нас, Европа, Запад это - мираж. Они недосягаемы. К ним невозможно присоединиться. В них невозможно вступить. Наше желание цивилизованности, культурности, достатка и комфорта невозможно удовлетворить ассоциацией или евроинтеграцией. Прав Булгаков, говорящий устами своего героя о том, что мы отстали в своём развитии от европейцев лет на двести, и до сих пор ещё не совсем уверенно застёгиваем собственные штаны. Так оно и есть. Поэтому мы абсолютно чужды Европе. Мы для неё дикое и непонятное, полуазиатское племя, несущее хаос и разрушение. Они не могут превратить нас в цивилизованных, культурных и богатых индивидов. Да и не стоит перед ними такая задача. Европейцы будут нам улыбаться, хлопать по плечу, жать руку, а потом её тщательно мыть дезинфицирующими средствами. Для них мы некая неизбежность, которую необходимо удерживать в определённых рамках этими улыбками, похлопываниями, рукопожатиями, а так же ассоциациями. И не более того.

Поэтому евроинтеграция это иллюзия, самообман и тупик для всех нас.

Нам нужна не Европа, а свой собственный путь к свой собственной цивилизованности, культурности и благосостоянию, к своим собственным формам справедливого и оптимального социального сосуществования, к своим собственным политическим и экономическим формам организации, ничем не уступающим европейским аналогам.

Лишь незрелый, маленький ребёнок кого-то копирует и кому-то подражает. Взрослый, сформировавшийся, сильный человек сам становится образцом для подражания. Но это тяжёлая работа над собой, которой чужд любой «Майдан», которой чуждо любое инфантильное желание бежать от самого себя, к тому, что, как тебе кажется, лучше тебя.

Андрей Ваджра,
специально для alternatio.org
Previous post Next post
Up