Перинатальная психология и немного о витаминах.

Mar 15, 2010 14:46

Решила опубликовать кусочек текста из учебника по неонатологии Шабалова. Тут очень интересно написано про планирование беременности (про витамины), но главное - про психологию плода. например о том, что голова малыша может следовать вслед за рукой отца, гладящего живот мамы!

Теста много, но я прочла не в первый раз и сейчас- на одном дыхании!  (я попыталась текст под кат засунуть, почему-то не получается никак - уж простите! )
------------------------------------------------------------------------
Профилактика
При анте- и перинатальной патологии профилактика комплексная и начи-
нается еще до беременности; она должна носить государственный характер
и быть первичной и вторичной.
Каждая девочка и девушка должны рассматриваться при диспансеризации
как будущая мать. В комплексе оздоравливающих мероприятий важно делать
акцент на состояние мочеполовой сферы и раннее назначение корригирующих
или лечебных мероприятий, в связи с чем важна ранняя диагностика и направ-
ление к детскому гинекологу при дисгармоничном половом развитии. Следует проводить санацию хронических очагов инфекции, предохранять от препара-
тов, способствующих сенсибилизации (иммуноглобулины, вливания крови,
плазмы и др.), своевременно назначать прививки против краснухи (если девоч-
ка ею не болела), воспитывать чувство необходимости материнства. Меро-
приятия, направленные на рациональное физическое и половое воспитание
девочек, создание специализированных кабинетов при женских консультаци-
ях для девочек-подростков и детских гинекологических отделений, широкое
медико-генетическое консультирование - важные звенья профилактики анте-
натальной патологии.
При передаче больной девочки-подростка во взрослую поликлинику педи-
атр, терапевт, гинеколог и, при необходимости, узкие специалисты должны
разработать конкретный индивидуальный комплекс оздоровительных меро-
приятий.
Центры планирования семьи являются очагами медицинского образования
населения, помогающими молодым супругам рационально решать вопросы
предотвращения и планирования рождения ребенка, а тем самым и уменьшить
вероятность антенатальной патологии. Каждая беременность, заканчивающая-
ся рождением ребенка, должна быть желанной. Примером общедоступных ре-
комендаций по профилактике антенатальной патологии в центре планирова-
ния семьи могут быть 10 заповедей Эдуардо Кастильио для профилактики
врожденных пороков развития (табл. 3.13).
Питание. Дефицитное питание и витаминодефициты играют важную роль
в формировании антенатальной патологии. Подробно особенности питания бе-
ременной женщины изучают на кафедре акушерства и гинекологии.
Индивидуальная периконцепционная профилактика ВПР мультифакториаль-
ной природы, в частности, заключается в приеме в течение 2-3 мес. до зачатия
и 2-3 мес. после наступления беременности мультивитаминов с высоким со-
держанием фолиевой кислоты (0,4 мг, а лучше - 0,8 мг при норме 0,2 мг).
Периконцепционная профилактика ВПР обязательна в следующих случаях:
• Сахарный диабет и другие эндокринные и метаболические заболевания
матери.
• Повторные спонтанные аборты и рождение мертвых детей.
• Генетический риск мультифакториальных пороков развития.
• Рождение при предыдущих беременностях детей со ЗВУР и недоношенных.
Таблица 3.13
Декалог заповедей для профилактики ВПР
Любая фертильная женщина может стать беременной.
Пытайся завершить комплектование своей семьи, пока ты молод.
1 Осуществляй пренатальный контроль в установленном порядке.
Сделай вакцинацию против краснухи до беременности.
Избегай медикаментов, за исключением строго необходимых.
1 Избегай алкогольных напитков.
1 Избегай курения и мест курения.
Ешь хорошо и разнообразно, предпочитая фрукты и овощи.
1 Спроси совета относительно риска для беременности на своей работе.
1 Если сомневаешься, проконсультируйся у своего врача или у врача специализиро-
ванной службы.
Хронические болезни матери (гипертоническая болезнь, бронхиальная
астма, эпилепсия и др.).
• Расстройства питания (ожирение).
• Долговременное употребление лекарственных препаратов.
• Некоторые инфекционные заболевания матери, вызванные оппортунис-
тическими возбудителями или их носительство (краснуха, токсоплазмоз,
цитомегалия и др.).
Эффективность применения фолиевой кислоты в качестве средства профи-
лактики ВПР представлена в таблице 3.14.
В Англии в результате массового периконцепционного лечения и ультразвуко-
вого скрининга за последние 2 года не появилось ни одного ребенка с дефектом нерв-
ной трубки, во Франции - за последние 5 лет.
С 1998 г. в США и с 2000 г. в Великобритании добавляют в муку фолиевую
кислоту - 240 мг на 1 τ муки, благодаря чему увеличилось содержание витами-
на Вс в хлебе и кашах.
Согласно данным A.Czeizel (1998), прием Элевита за месяц до и во время бе-
ременности 5500 женщинами позволил снизить частоту ДНТ на 100%, осталь-
ных ВПР - на 47%; тошноты, рвоты и головокружений у женщин - на 54%.
Учитывая широкое распространение гиповитаминозов среди населения
России и, в частности, у беременных (см. раздел «Этиология»), показано про-
филактическое применение поливитаминно-минеральных препаратов
(табл. 3.15).

Перинатальное воспитание (перинатальная психология). В середине 70-х го-
дов прошлого века во многих странах мира возникли общества дородового вос-
питания, логическим основанием для создания которых послужили многочис-
ленные работы и гипотезы ученых прошлого, обобщенные Мишелем Оденом
в 1962 г. в понятие «перинатальная психология».
Уже при создании семьи необходимо иметь грамотные представления о ги-
гиене брачных отношений, осознавать чрезвычайную важность подготовки
к беременности, «здоровому зачатию», рождению ребенка (планирование се-
мьи). В связи с этим медицинское образование подростков, посещение моло-
дыми супругами центров планирования семьи - существенное звено профи-
лактики перинатальной патологии.
перинатальной патологии.
При наступлении беременности в настоящее время считают целесообраз-
ным посещение супругами совместно школы будущих отцов и матерей. Слово
«будущих» здесь не вполне уместно, ибо плод - человек с интересами, с правами
которого необходимо считаться.
Установлено, что кожная чувствительность обнаруживается уже на 7-й не-
деле с момента зачатия, функция вестибулярного аппарата - с 12-й, вкусовых
сосочков - с 14-й, органов зрения и слуха - с 16-18-й недели, а значит, задол-
го до рождения плод способен воспринимать информацию из окружающего
мира. Ультразвуковые исследования беременных показали, что уже к 6-7-й неделе гестации эмбрион может двигать руками и туловищем, головой, кивками
и гримасами выражая свои положительные и отрицательные эмоции. Все экра-
ны мира обошел фильм «Безмолвный крик», в котором при помощи ультразву-
кового изображения отражена реакция ребенка на приготовления (!) к аборту.
К 5-му месяцу гестации у ребенка появляется способность улыбаться и хму-
риться в ответ на поглаживания отцом живота матери с целью общения с ним.
С 16-й недели появляется чувствительность к свету, и ребенка беспокоит свет,
направленный на обнаженный живот матери. Все это говорит о необходимос-
ти дородового воспитания ребенка.
Основой дородового воспитания является перестройка всего уклада жизни
семьи с постоянным акцентом на интересы ребенка, общим уважением его
прав, добротой и любовью к нему. В литературе приводят примеры дифферен-
цированного отношения плода в III триместре беременности к разной музыке:
обычно Моцарт и Вивальди успокаивают плод, а Бетховен и Брамс - возбуж-
дают, что сказывается на частоте его сердцебиений и двигательной активности.
Рок-музыка плохо действует на плод! Крупный нейрофизиолог академик
Н.П.Бехтерева заключает, что рок-музыка «подкачивает подкорку», отрица-
тельно влияя на состояние коры головного мозга. Аудиолог Мишель Клементе
в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения
есть своя любимая и нелюбимая музыка, и мать должна это почувствовать (!)
и чаще слушать именно любимые им произведения. Есть сообщения, указы-
вающие на то, что позвонки плода вибрируют в унисон со звуками, которые
окружают мать. Крайне желательно слушать произведения классиков, ибо ге-
нии отражают внеземную гармонию и не могут навредить («А гений и злодей-
ство - две вещи несовместные. Не правда ли?» А.С.Пушкин).
Считают, что пение-матери (особенно сопрано) для плода способствует хо-
рошему развитию верхних конечностей и мелких движений кисти у ребенка,
а отца (басом) - развитию нижних конечностей (дети раньше начинают хо-
дить, ходят не уставая). Пение матери и отца дуэтом для плода наиболее благо-
приятно стимулирует психомоторное развитие ребенка - дети вырастают силь-
ными, уравновешенными. Существует точка зрения, что если на последних ме-
сяцах беременности мать и отец говорят на иностранном языке, то и ребенок
в дальнейшем легче осваивает этот язык.
Мать должна установить творческий контакт с плодом, рассказывать ему,
как красива и гармонична будущая жизнь, какие человеческие качества она
наиболее ценит в человеке и хотела бы видеть у своего будущего ребенка. Она
должна извиняться перед ребенком, если предстоит физическая нагрузка или
если она недовольна отцом и ругает его. Отец тоже должен беседовать с пло-
дом, но основное его влияние на плод - через мать, создание для нее оптималь-
ной психологической обстановки. В то же время ультразвуковыми исследова-
ниями показано, что голова ребенка в утробе движется за рукой отца, поглажи-
вающего живот матери.
Показано также, что не только химический состав пищи (рациональное со-
отношение белков, жиров, углеводов, витаминов и электролитов, микроэле-
ментов), но и обстановка приема пищи, качество ее приготовления и продук-
тов могут оказать влияние на аппетит, пищевые привычки и даже вероятность
пищевой аллергии у ребенка во внеутробной жизни. Женщина должна испытывать удовольствие при еде, избегать в III триместре беременности продуктов
промышленного консервирования, «высокоаллергогенных» продуктов (шоко-
лад, крепкий чай и кофе, «желтые» и «красные» фрукты, орехи, рыбу, фасоль,
свинину и баранину, избыток молочных продуктов, яиц и др.), некачественных
продуктов.
И все же главное - это положительный психоэмоциональный тонус бере-
менной женщины, радостное ожидание всей семьей рождения ребенка, твор-
ческий подход матери к установлению контакта с плодом, повседневный, по-
стоянный учет его прав и интересов, любовь к нему. Внутриутробный ребенок
находится в психоэмоциональном резонансе с матерью, ощущая ее отношение
к себе, психическое напряжение. Желательно, в частности, резкое ограничение
просмотра телевизионных передач, отказ от фильмов ужасов и таких, где пока-
зывается насилие, жестокость, ибо это, возможно, порождает как у матери, так
и у еще не родившегося ребенка равнодушие к насилию над другим и принятие
его как факта нормальной жизни. Сюзан Лудингтон-Хоз в своей книге «Как
иметь более умного ребенка» пишет: «Если и нельзя считать пока полностью
доказанным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ре-
бенка, бесспорно, однако, что эти занятия значительно укрепляют эмоцио-
нальную связь матери и отца (если он принимал в них участие) с ребенком». Та-
кие дети более спокойны, меньше плачут без повода, активны, более коммуни-
кабельны, раньше начинают улыбаться, сидеть, говорить, ходить.
В психологической литературе есть много работ, в которых говорится о на-
личии у человека перинатальной памяти. Считается доказанной связь невроло-
гических и психологических проблем взрослых с неблагополучиями перина-
тального периода, в том числе с депрессиями, психическими травмами и стрес-
сами у матери во время беременности. Американский психиатр Станислав
Гроф в книге, переведенной на русский язык, «За пределами мозга. Рождение,
смерть и трансценденция в психотерапии» (М., 1993) высказывает гипотезу, со-
гласно которой в формировании особенностей психики и сознания человека
важную, а может быть ключевую роль, играют функциональные структуры, ор-
ганизующиеся перинатально, - четыре перинатальные матрицы. Первая мат-
рица формируется в конце беременности, вторая - в момент начала родов, тре-
тья - во втором периоде родов, при прохождении ребенка по родовым путям
и четвертая - сразу после рождения. Согласно С.Грофу, перинатальные матри-
цы могут быть парадигмой - дисциплинарной матрицей для организации осо-
бенностей психики взрослого человека.
При доминировании у человека первой перинатальной матрицы с положитель-
ным знаком, в случае благоприятного психосоциального течения беременности
вплоть до родов, взрослый - инфантилен, безмятежен, бесконфликтен, невозму-
тим, удовлетворен даже тем малым, что имеет и чего достиг. При парадигме
У взрослого первой перинатальной матрицы с отрицательным знаком (желание
матери на ранних этапах прервать беременность, постоянные конфликты в семье,
«безотцовщина», обилие отрицательных эмоций у матери с дефицитом внимания
и любви к «носимому» ею ребенку) взрослый - одинок, считает себя все время
чем-то обделенным, покинутым, отвергнутым, вправе решить эту несправедли-
вость самому путем изъятия у более благополучных, с его точки зрения, того, че-
го он не имеет {психология вора, преступника с матрицей невинности).
Вторая перинатальная матрица формируется в первый период родов, когда
человек сталкивается с необходимостью завершения периода спокойного, без-
опасного и защищенного периода развития и необходимостью начала новой
жизни в иных, неизвестных ему условиях, вне матери. При доминировании
у взрослого второй перинатальной матрицы и гладком течении периода начала
родов, спокойствии, любви к ребенку матери взрослый - независим, спокойно
относится к любой возникающей проблеме, ибо считает, что неразрешимых
проблем нет. При негладком же течении («паника» матери, конфликты в семье
и др.) любая напряженная ситуация взрослым воспринимается как безвыход-
ная, порождающая иногда даже неосознанное стремление к самоубийству
{матрица жертвы).
При парадигме в организации психики взрослого третьей перинатальной
матрицы, основной смысл которой - идея пути, движения, борьбы, у человека
доминирует представление, что «жизнь есть борьба, и добиться чего-либо в ней
можно лишь ценой напряженных усилий, страданий», т.е. у взрослого домини-
рует матрица борьбы, и он обычно становится профессиональным революцио-
нером или оппозиционером, преуспевающим спортсменом или бизнесменом,
жестоким бандитом. Нередко у него перепутаны представления о добре и зле
или зло воспринимается как неизбежный путь к добру.
Матрица любви и единства мира в сознании взрослого человека формиру-
ется при оптимальном течении первых минут и часов жизни, когда ребенок
после «родового стресса» ощущает доброту, любовь мира, свою желательность
и нужность в этом мире. Если же он встречает равнодушие, холодность, без-
различие к себе, формируется матрица равнодушия. В отличие от первой мат-
рицы, при формировании четвертой ребенок уже отделен от матери и запечат-
левает себя как часть единого мира. При осложненном течении этого периода
(реанимационные пособия, особенно при неоптимальной организации; раз-
лука с матерью и др.) взрослый равнодушен, холоден к чужим переживаниям,
страданиям, вечно во всем сомневается, склонен бесконечно советоваться,
видеть преимущественно отрицательные качества в людях, считает себя не-
оцененным и т.д.
Для перинатального импринтинга (см. гл. IV) чрезвычайно важно создание
оптимальных условий сразу после рождения (см. гл. VII). Исключительное зна-
чение имеет ранний (сразу после рождения) контакт матери и ребенка (опти-
мально выложить новорожденного на живот матери) - прикосновения, «кожа
к коже», «глаза в глаза», «душа в душу», тепло, голос, запах, «биополе матери»
способствуют ощущению защищенности, нужности в этом мире и любви, «за-
печатлению» (импринтинг) образа матери. Мать - синхронизатор биоритмов
новорожденного. Такой контакт чрезвычайно полезен и для матери. Отметим,
что присутствие отца на родах способствует оптимальному импринтингу сразу
после рождения. В Институте педиатрии РАМН установили, что классическая
музыка (особенно произведения Моцарта), у детей с перинатальными энцефа-
лопатиями в подостром и реабилитационном периодах улучшает самочувствие
и адаптацию к окружающей среде и даже способствует повышению активнос-
ти ферментов в лейкоцитах. Показано также, что у детей первых дней жизни
включение фонограммы сердцебиений матери (для внутриутробного ребенка
самый радостный звук - сердцебиения матери!) способствует «успокоению».французский акушер Ф.Лебойе писал об идеальных родах, при которых в ро-
дильной комнате - рассеянный и неяркий свет, тепло, приглушены звуки, а ре-
бенка сразу после рождения выкладывают на живот матери. Говоря о роли ма-
тери в родах, он писал: «Ничего не нужно. Только терпение. И скромность.
Мир в сердце. Тишина. Немного понимания, внимания к «Другому»... Нужна
любовь». Важно, чтобы женщина чувствовала гордость за выполнение велико-
го ее предназначения - продолжения жизни на Земле, сопричастность к вели-
кому чуду - рождению новой жизни. Л.Н.Толстой вспоминал, что «в начале
было все темно», а потом его спеленали, ограничив возможность движений,
и тогдашний протест против этого он сохранил на всю жизнь. Давайте не будем
так пеленать, а оставлять возможность новорожденному двигать ручками
и ножками! Мой друг (профессор, заведующий кафедрой, один из лидеров сво-
ей специальности в России) вспомнил, что после рождения его беспокоил яр-
кий свет, и до сих пор он его не переносит.
Подчеркнем, что изложенное выше - лишь гипотеза. Конечно, огромную
роль в формировании особенностей психики и сознания, умственных способ-
ностей человека играет воспитание в первые месяцы и годы жизни. Что же ка-
сается перинатального периода, то все же, как нам кажется, он не имеет ре-
шающего значения в процессе оптимального формирования психики и созна-
ния человека. Но тем не менее вспомним слова Иисуса Христа: «Истинно, ис-
тинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то оста-
нется одно; а если умрет, то принесет много плода». Не так ли и с перинаталь-
ными чувствами? Нелишне напомнить и притчу Иисуса Христа о сеятеле и зер-
нах, падших на дорогу, в каменистую почву, тернии и почву добрую. Взрасти
и дать хорошие плоды может лишь зерно, упавшее в добрую почву!
Подготовка женщины к родам, психопрофилактика, уменьшение травматич-
ности родового акта, в том числе снижение до минимума акушерских манипу-
ляций, «индивидуальные роды» (индивидуальные родильная комната и аку-
шер, присутствие на родах мужа или компаньона, которым, по определению
экспертов ВОЗ, может быть любой родственник или подруга) - важные аспек-
ты современного родовспоможения. Н.М.Максимович-Амбодик еще в 1754 г.
писал: «Поистине счастливы жены, кои с пособием природы рожают детей
благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Еще более радикально
в конце прошлого века высказывался профессор А.Ю.Ратнер: «Счастлив ребе-
нок, к которому не прикоснулась рука акушера».
Согласно нормативным документам, после клинического и лабораторного
обследования беременной женщины (до 12-й недели беременности) опреде-
ляется ее принадлежность к той или иной группе риска. В «Индивидуальной кар-
те беременной и родильницы» составляется индивидуальный план наблюдения
беременной с использованием современных методов слежения за состоянием
матери и плода. Беременных высокого риска необходимо направлять на роды
в специализированный родильный дом (отделение). Перинатальная смерт-
ность в группе беременных высокого риска в 20 раз выше, чем в группе низко-
го, и в 3,5 раза выше, чем в группе среднего риска.

беременность, медицина

Previous post Next post
Up