Про национальный вопрос в Крыму

Feb 03, 2018 22:39



Мечеть хана Узбека в городе Старый Крым.

- Как сейчас в Крыму обстоят дела с межнациональными взаимоотношениями?

Мне часто задают такой вопрос, когда узнают, что я недавно переехал в Крым на ПМЖ. Все правильно, часто человек со стороны зорче видит то, на что замыливается глаз у старожилов. Сейчас я вам расскажу то, что я здесь понял про национальный вопрос.

Крым - всегда был, есть и будет многонациональным регионом. Здесь живут русские, украинцы, татары, белорусы, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, турки... Но если говорится про "национальный вопрос", то всем становится понятно, что речь идет о крымских татарах.

В Крыму всего проживают 2 млн 340 тыс. человек, из них около 300 тыс. крымских татар. То есть, примерно, 12-15 процентов от всего населения. А в нашем Старом Крыму, который когда-то был столицей Крымского ханства, каждый третий житель - это крымский татарин. Торговля, извоз, автосервис, общепит, медицина - в этих областях деятельности доля татарского населения намного превышает любые другие национальности. Поэтому, хочешь-не хочешь, а в межнациональные отношения я вовлечен каждый день.

Еще в 2011 году, когда я впервые приехал в Крым и сразу понял, что хочу здесь жить, я задал вопрос про межнациональные отношения водителю, который целый день катал меня по полуострову.

- Да, тут у нас действительно есть проблемы, - сказал он.
- А в чем это выражается? - напрягся я.
- Понимаешь, вот приезжают они сюда, и кто-то начинает таксовать. А потом еще один, и еще...  Конкуренцию создают, я меньше зарабатываю. И так везде, в торговле тоже.

Неубедительными показались мне тогда такие аргументы. Это скорее коммерческие проблемы, нежели национальные. Я тогда решил, что мой собеседник либо что-то не договаривает, либо он просто не в курсе, какими бывают реальные проблемы на национальной почве.

Я вырос в южнорусском городе, где жила большая армянская диаспора. И у нас постоянно возникали с ними конфликты. Почти всегда ни из-за чего, на ровном месте, просто потому что мы русские, а они армяне. Держались они дружно, народ горячий и агрессивный. Стоило обидеть одного из них, даже за дело, как тут же налетала толпа. Однажды избили ни за что курсантов военного училища, неудачно сходивших в увольнительную. И, наверное, это был уже не первый случай, потому что все курсанты училища вечером самовольно покинули казармы и оцепили центр города. Били подряд всех, как бы сейчас сказали, "лиц кавказской национальности". Били организованно и жестоко - солдатскими ремнями с бляхами и кирзовыми сапогами. Городская милиция ничего не смогла сделать. Остановил побоище только командир части, которого срочно вызвали из дома. Он построил курсантов и увел строем в казармы.

Вот это можно назавать национальным вопросом. А когда пересекаются бизнес-интересы, это совсем другая тема, тут рулят деньги, а не особенности национального характера.

Впервые лицом к лицу с крымскими татарами я столкнулся в свой второй приезд в Крым. Мы с женой бродили по Старокрымскому кладбищу в поисках могилы Грина. На кладбище было пустынно, ни души кругом, никаких указателей... Неожиданно, с боковой дорожки, прямо на нас вышла группа людей - все мужчины, от 30 до 60, в шапочках, некоторые с бородами, похожие на моджахедов из кинофильмов. Вид у них был крутой и суровый. Я даже подумал, что хорошо было сейчас куда-то свернуть, но времени для этого уже не было. Я поздоровался с мужчинами и спросил дорогу к Грину. Мне сдержанно, но вежливо ответили, подробно объяснили, как пройти.

Еще один случай, когда межнациональные отношения заставили меня напрячься, произошел буквально через несколько дней после моего переезда в Крым. Вечером - уже темнело - я пошел в магазин, и меня обогнала группа молодых людей, 16-18 лет. А навстречу по тротуару шла оживленная компания русских ребят того же возраста. Я был почти уверен, что сейчас кто-то кого-то толкнет или что-то скажет, и начнется драка. В городе, где я вырос, это случилось бы с вероятностью 100%. Но ничего не произошло. Они спокойно прошли мимо друг друга.



Старокрымские школьники на Параде Победы.

Я не стану утверждать, что национального вопроса в Крыму вообще не существует. Он есть. Когда рядом живут люди разных наций, с различным менталитетом, жизненным укладом, языком, традициями, религией - неизбежно будут возникать непонимание и неприятие друг друга. А еще сюда накладываются взаимные претензии и обиды, связанные с депортацией и вызвавшими ее событиями. Однако, Крым - это такое место, где люди разных национальностей много веков учились жить в мире. И мы тоже продолжаем учиться этому, стараясь понять и принять чужую культуру, традиции и религию.

Мой сосед по улице - крымский татарин - принес мне черенки своего роскошного инжира, когда я при первом знакомстве похвалил его дерево. Теперь каждый раз, когда мы встречаемся, он спрашивает, как растет мой инжир, дает советы, как его обрезать, укрывать на зиму. Вообще я не знаю здесь ни одного человека, который сказал бы что-то плохое про соседа-татарина. Вот чего-чего, а никакого национального вопроса в отношених соседей не существует. И, кстати, в нашем городе не существует районов, где компактно проживала бы какая-то одна нация. Все мы тут живем вперемешку. У меня, например, из трех соседей по участку, одна семья крымских татар.

На рынке я покупаю овощи у одной и той же татарской семьи- приветливые и общительные мама с сыном. По выходным я хожу на рынок за лепешками, которые продает на входе татарская женщина, она уже знает меня и иногда говорит, что сейчас даст мне горячие лепешки, которые только что привезли. В санузле мне клали плитку и устаналивали сантехнику крымские татары, прошло уже полтора года, и у меня нет никаких замечаний к качеству их работы.

Как-то раз я спросил у двух своих знакомых крымских татар, как они относятся к тому, что Крым теперь Российский? Ответ сводился к тому, что, конечно, они хотели, чтобы Крым оставался украинским. Тогда у них была надежда, получить независимость. А с таким сильным государством как Россия, об этом уже можно не думать. Но они приняли поражение и приняли существующее положение дел. Их национальные лидеры в изгнании - Джемилев и Чубаров - по-прежнему пользуются уважением среди крымских татар, они зовут тех, кто остался в Крыму, переезжать в Херсонскую область, где Украина выделяет земли для переселенцев. Но тех, кто уехал, или собирается уезжать, очень мало.

Один из моих собеседников построил для своей семьи большой дом.

- Куда я поеду и зачем? - говорит он. - Мой дом здесь.

Второй мой знакомый - еще молодой и не семейный человек - собирался начать строительство дома. Недавно я видел его, он рассказал, что уже залил фундамент и поставил стены.

Крым, Старый Крым, общество

Previous post Next post
Up