Прогулки по Петербургу: Русский музей

Nov 23, 2009 23:31

Валентина Михайловна, классная руководительница сына, повезла ребят в Русский музей. Попросила встретить ребенка после экскурсии. Пробок по дороге не случилось, вот и приехал за полчаса раньше. Зато погулял по площади Искусств, поснимал немного (снимал на мобильник, но получилось неплохо).



Русский музей. Михайловский дворец. Построен в 1825 году. Архитектор Карл Росси. Росси - родился в Неаполе, а с 5 лет жил в Петербурге. Похоронен здесь же, в Александро Невской лавре, там, где лежат Ломоносов, Суворов, Достоевский, Чайковский.

Давным-давно, когда я еще не то что жил в Петербурге, а даже еще ни разу не был в этом городе, я прочитал книгу Владимира Солоухина "Письма из Русского музея". Лучше Солоухина про это место никто не написал. Поэтому подписи под снимками не мои, а покойного писателя (написано в 1966 году), с небольшими моими ремарками.



"От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею, короткая и широкая улица. Она такой длины и такой ширины, чтобы дворец смотрелся как можно выгоднее. Раньше она называлась по дворцу тоже Михайловской.
Теперь, пока мы идем к дворцу, я хочу загадать вам одну загадку: как называется улица, которую специально проложил архитектор Росси, которая ведет теперь к сокровищнице русского искусства и по которой идут к музею сотни и тысячи людей?
Да нет, друзья! Михайловской она называлась раньше. Было бы слишком просто сохранить за ней первоначальное подлинное название.
Ну почему же вы думаете, что Сурикова? Правда, что Суриков - великий художник. Правда и то, что его картины выставлены в музее и, вероятно, он не раз хаживал по этой улице, но все же, друзья, это было бы несправедливо. С музеем связано много замечательных и великих имен. Растрелли, Левицкий, Венецианов, Федотов, Васильев, Левитан, Врубель, Антокольский, Нестеров, Репин, Верещагин, Серов, Рерих, Васнецов, Куинджи, Кустодиев, да мало ли…
Но один художник все же выделен и поставлен превыше всех. Улица эта называется улицей Бродского.
Слышу, слышу ваши недоуменные возгласы. Как Бродского? Какого Бродского? Почему?" (В.Солоухин)

А в самом деле, почему? Исаак Бродский никогда на этой улице не жил. А если бы даже и жил, за что такая честь? За особые заслуги.
Нарисовал портрет вождя.


А до того рисовал другого вождя - Александра Керенского.


Нарисовал бы и Хрущева с Брежневым, но умер в 1939-м. А улица, кстати, сейчас снова называется Михайловской.



"Перед дворцом Росси оставил обширную площадь, среди площади разбил партерный сквер".(В.Солоухин)

Думаю, во времена Росси сквер смотрелся по другому. А сейчас как-то в нем бесприютно.



И здешний Пушкин (поставили в 1957г.) с протянутой рукой мне совсем не нравится. Что этот жест означает? То ли Александр Сергеевич проверяет, идет ли дождь? А чего проверять? в Питере он всегда идет. То ли на власти жалуется, смотрите, мол, чего эти ребята делают. Так это он не жил при нашей Валентине Ивановне...



"Истинная красота не может выйти из моды. Что прекрасно, то прекрасным и останется. Оказывается, величие вовсе не величина, не высота во всяком случае. Я вспоминаю, как разрабатывали проект нелепого сооружения почти полукилометровой высоты. Дворец должен был выражать величие, а выразил бы, если бы его построили, спесь, отсутствие вкуса и ложный пафос.
Михайловский дворец воистину величав, и что же? Это всего лишь двухэтажное здание. Богатая простота - вот что можно сказать про него. Лебедю незачем быть величиной со слона или носорога, чтобы выглядеть большим и величавым." (В.Солоухин)

Про что тут Солоухин говорит? Может быть про башню Газпрома? Тоже ведь будет носорог почти полукилометровой высоты...



"У Павла I родился сын Михаил. Было заранее известно, что стать царем этому младенцу никогда не придется, потому что есть старшие сыновья. Но все же отцу хотелось, чтобы и младший жил по царски. Он приказал откладывать ежегодно по несколько сот тысяч рублей на постройку дворца.
В царствование Александра Павловича будто бы накопилось девять миллионов, и к строительству приступили.
Без скобок замечу, что роль главного архитектора города (теперешнего архитектора Каменского, хотящего реконструировать Невский), исполнял сам император Александр. Без его утверждения, как мы теперь говорим, без его визы не было построено ни одно здание в целом городе."(В.Солоухин)

Между прочим, существует стойкое заблуждение, что вся красота петербургской архитектуры - это творение Петра. Это не так, от Петра в городе практически ничего не осталось. Всё - новодел. Но поскольку к царям со взяткой на выделение земли под застройку не ходили, то и новодел был не чета нынешнему.



"Так или иначе, вот вам затрата на Михайловский дворец: семь миллионов по тогдашнему курсу. Между прочим, деньги эти не пропали."(В.Солоухин)

На что тут Солоухин намекает? В смысле, тогда-то не пропали, а как насчет сейчас? Ну, в 1966-м нынешнего размаха не было. Так, мелочь по карманам тырили...
В общем, смотрю я двуглавого орла на ограде Русского музея и думаю: "Раньше одна голова этого орла смотрела на восток, другая на запад, и обе головы думали: от кого бы нам еще кусок в пользу России отхватить? А теперь вот сидит несчастный чернобыльский мутант, зажав когтями остатки казны,озирается беспокойно по сторонам и думает: откуда еще налетят лихие люди? Смогу ли удержать в слабеющих лапах остатки былого могущества?"

А хочется чтобы смог...

Санкт-Петербург, мысли

Previous post Next post
Up