Смотрю Таксиста, давно уже лежит у меня. Фильм по большому счету скучный, но наделен странной магией. Довольно приятной. И молодой Де Ниро очень себе хорош...
Первое, что просто бросается в глаза - это потрясающие виды Нью-Йорка из окна такси, и не только. Да такого, что в журнале не увидишь. Бедные районы, где процветает проституция, наркотики, бандиты. Герой страдает бессонницей, как мне кажется после службы во Вьетнаме, поэтому работает по ночам в такси. А в это время на улицы "выползает вся мразь", как говорит он не раз. Очень живо и колоритно снято.
Во-вторых, это атмосфера нарастающей депрессии и помешательства. Мир постепенно становится все более жестоким, вместе с этим герой находит себе цель и заполняет ей все свое существование. Причем, цель в прямом смысле слова.
В-третьих - диалоги. Герои долго что-то обсуждают, камера не движется, как бы давая нам проследить каждую эмоцию, показывает лица крупным планом. Создается хороший эффект погружения.
И, наконец, музыка. Почти каждое событие в фильме сопровождается пением саксофона, а иногда трубы. Поначалу это кажется не уместным, например, во время дневного часа пик, среди машин, или в кафе, когда куча народа пришла на ланч, но ближе к середине фильма эта мелодия становится с ним одним целым, она отлично передает ощущение города, и днем, и особенно ночь.
Но мотивация героя не совсем понятна. Кроме того, что он просто слетел с катушек, объяснения происходящему не видится. Хотя это почему-то не главное. Вообще, Де Ниро здесь играет такого убежденного, помешенного на правильности молодого человека. Бросается в глаза, что он худой, образ жизни героя к этому обязывает: постоянная бессонница, фастфуд, работы в такси. А также с очень странными привычками. Может запросто повести порядочную девушку на шведский порнофильм, не считая это чем-то из ряда вон. Роберт Де Ниро в этой роли понравился.
Фильм неоднозначный. Было несколько ассоциаций с "C меня хватит" и Майклом Дугласом и с "Собачьим полднем" с Аль Пачино. В первом герой тоже устал и решил взять правосудие в свои руки. Во втором же Америка, люди очень похожи. Но это не удивительно - фильмы то снимались практически в одно время. Хотя фильмы очень разные.
В "Таксисте" в центре стоит все-таки именно город. Нью-Йорк, его бедные кварталы, настоящая его жизнь. Скорсезе сам вырос в таких кварталах, и не по наслышке знает, что там творится. Любит и с любовью и заботой показывает нам.