Не знаю, насколько выйдет у меня раз"RAR"ить все те мысли, которые у меня возникли за Шабат, но попробую по-короче.
Началось с прогулки по окрестным полям и наблюдением за "шнат шмита" ("субботний год") в действии/бездействии.
Откуда эта параллель между субботним годом и сном фараона? В субботний год едят то, что предусмотрительно накопили за предыдущие шесть лет. Йосеф предлагает фараону то же самое. Но какая связь между мицвой субботнего года в Эрец-Исраэль и снами фараона в Египте? И почему последующая засуха длилась семь лет, а не один год? Было за что?
"И пришел фараон, который не знал Йосефа" - интересное определение. Выходит, это то существенное, что отличает фараона в книге Шмот от фараона, который "знал Йосефа" из книги Берешит. Мы же представляем себе первого (точнее, второго) кровожадным тираном, а второго (который первый) - "белым и пушистым". Но так ли это? И что значит это "знал Йосефа"?
"Соединятся с врагами и уйдут из страны" - вот подозрение, которое заставило фараона, "не знавшего Йосефа" притеснять евреев. Выходит, что "берешитовский" фараон не питал эти подозрения только потому, что "знал Йосефа". Значит, Йосеф сумел доказать фараону их беспочвенность. И как же он доказывал это?
Вспомним две детали в последующей истории с братьями. Обвинение, которое Йосеф бросает им с порога: "Вы соглядатаи". Обвинение совершенно беспочвенное и абсурдное. Но оно приобретает смысл, если представить, что Йосеф высказывал подозрения... фараона: "Соединятся с нашими врагами"! Рассматривая загадочную игру Йосефа с братьями, мы совершенно забываем, что она происходила на глазах у фараона и многочисленной челяди. "Выведите всех!" - приказал Йосеф лишь в самом конце, и именно тогда состоялись "тайные переговоры" между ним и братьями. А до того это была игра не только с братьями, но и с фараоном. Таким образом Йосефу удалось доказать фараону, что евреи не на службе у врагов Египта.
И вторая деталь. Йосеф не "покидает страну", а приводит все свое семейство в Египет.
Так фараон, который "знал Йосефа" понял, что евреи не "соединятся с врагами" и не "уедут из страны".
А теперь вопрос: почему Йосеф сделал это? Разве не мог он, воспользовавшись расположением фараона, вывезти из Египта достаточно зерна на прокорм своей небольшой семьи всего-то в семьдесят душ и оставить ее благоденствовать у себя дома, в Кнаане? Чем руководствовался Йосеф?
Первое, что приходит на ум, это обвинение Йосефа в обычном "галутном" поведении: предать своих братьев, выслуживаясь перед "гойским" начальством. Но тут вспоминается пророчество, полученное Яаковом о четырехстах годах египетского рабства, и картина меняется. Выходит, что Йосеф осознал, что на его долю выпало осуществление этого пророчества. Кстати, то, что он был в курсе, совершенно очевидно. Не только потому, что он был настолько близок с отцом, что тот вряд ли утаил бы от него такое. Но "Не хороните меня в Египте, похороните меня в Кнаане" - он мог сказать, только зная наверняка о последующем Исходе. И тогда фигура Йосефа становится жертвенной, а не предательской.
По поводу фараонов "Йосефовского" и "Шмотного". Был ли "Шмотный" фараон таким уж жестоким, если Вс-нему приходилось каждый раз специально "ожесточать его сердце"? Разве говорится такое о других злодеях и врагах евреев? Что же касается фараона "Йосефовского", то обращает на себя внимание одна деталь. "Вспоминаются мне мои давние прегрешения" - говорит бывший "сокамерник" Йосефа, виночерпий, представляя его фараону, как разгадывателя снов. Что же это означает: "давние прегрешения"? Разве не другой "сокамерник", хлебоносец, был признан виновным и казнен? Выходит, виновен был помилованный, а казнен невинный. Значит, Йосеф не угадывал, кто прав и кто виноват, не занимался следствием, а именно предрекал игру случая. Суд этого фараона не был правым судом, а был произволом жестокого самодура. И чтобы к такому фараону привести свою семью, исполняя пророчество о предстоящих веках рабства, нужно было и изрядно постараться, и сильно рисковать, и пожертвовать собой. Это то, что сделал Йосеф ради будущего своего народа.
А сны... Что сны? Во-первых, сны фараона и сны "сокамерников" не были снами самого Йосефа. Он их разгадывал, и, наверно, для этого нужен был и ум, и наблюдательность. Не знаю, как насчет провИдения. А провидцами как раз были фараон, виночерпий и хлебоносец, раз видели вещие сны. Или же Вс-ний их использовал, как инструменты, чтобы выложить Йосефу чужие сны и "нашептать" правильный ответ. Кстати, сны Йосефа со снопами и звездами, трактует не он сам. Их трактуют братья. Это они говорят ему "Выходит, мы, наш отец и матери будем тебе кланяться?!" Сами придумали и сами возненавидели. Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Вообще, изоражение юного Йосефа как родительского любимчика-хвастунишки, хромает на обе ноги. Потом начинают говорить о "чудесном преображении" его в праведника и о том, как "благотворно" повлияла на него яма, в которую его бросили братья умирать. И совершенно забывают о сказанном им: "הנני". Так ответил Йосеф, когда Яаков сказал ему идти пешком одному из Беэр-Шевы и Шхем (!), чтобы "проинспектировать" братьев, которые его так ненавидят. Оба понимали, что посылает отец сына на смерть. И сын ответил отцу "Вот он я!" Как Ицхак ответил Аврааму, готовясь принести себя в жертву. Как и Авраам отвечал Г-ду.
Йосеф знал о своем предназначении, и в его поведении не было ничего от "любимчика-хвастунишки". Таким он был только в глазах его братьев. Именно поэтому они и не "прощали" брата за его прегрешения. Их не было. Они раскаялись в своих прегрешениях перед ним.
Таким образом, все упирается в предсказание Яакову о египетском плене и об исходе из него. Если верить в него, то история Йосефа это героика. Если не верить - то подлость и низость. Все дело в вере.
А разве не так во всей истории нашего народа? Разве не так сегодня? Только вера в Единого Тв-ца дает объяснение и оправдание всему нашему существованию, как избранного народа. Вне веры нет ни Б-гоизбранного народа, ни Б-годанной Торы, ни Б-гоосвященной Эрец-Исраэль. Вне веры мы превращаемся в сброд европейских колониалистов, пришедших на землю, которую давно уже населяет какой-то другой народ, и отнимаем ее у него без всякого на то морального оправдания. Без веры мы просто "ассоциирующие себя с так называемыми "древними евреями"" (Большая Советская энциклопедия), самозванцы, хвастунишки и любимчики, выслуживающиеся перед начальством и предающие своих же братьев, "соединяющиеся с врагами и уезжающие из страны". И только вера объясняет, кто мы и зачем, и освящает нашу историю, делая ее героикой, а не фарсом.