Sep 20, 2016 09:43
О системе оборонных закупок в Индии.
Тенденции развития вооруженных сил Индии определяются в первую очередь идеей укрепления национальной безопасности страны и теми возможностями, которые обеспечивают финансово-экономическое состояние страны на сегодняшний день.
Индия имеет достаточно большой оборонно-промышленный комплекс. В него входит более 40 крупных оборонных предприятий, 8 госкорпораций и 67 научно-исследовательских учреждений. Тем не менее, 70% вооружения и военной техники страной импортируется. Таким образом государственный оборонный заказ (ГОЗ) в большей своей части направлен на обеспечение закупок В и ВТ российского и западного производства и последующее послепродажное и гарантийное обслуживание этой техники.
Ключевую роль в формировании гособоронзаказа играет Министерство обороны Индии, контроль за исполнением ГОЗ и противодействие коррупционной составляющей возложен на созданный в 2001 году Совет по военным закупкам (Defence Acquisition Counsil, DAC). DAC, возглавляемый министром обороны, координирует работу четырех департаментов министерства обороны: Департамента военных закупок, Департамента обороны, Департамента военного производства и поставок, Департамента военно-научных исследований и разработок.
Главная задача Совета-санкционирование основных проектов в военной области. Совет рассматривает три основные направления закупок:
- закупки за рубежом;
- закупки В и ВТ производимой в Индии по лицензиям;
- закупки В и ВТ индийского производства.
Помимо вышеизложенного, этот орган утверждает 15-и и 5-и летние планы закупок и является координирующей структурой по размещению финансовых и материальных ресурсов на проведение НИОКР в военной области. Дополнительно Совет выдает разрешения на осуществление проектов в военном сегменте.
Членами DAC являются: государственный министр обороны, начальник Объединенного штаба обороны, секретарь обороны министерства обороны, начальники видов Вооруженных Сил, первый заместитель начальника Объединенного штаба, секретарь департамента военно-научных исследований, секретарь департамента финансов министерства обороны, специальный секретарь департамента закупок министерства обороны.
Департамент военных закупок отслеживает все мероприятия, связанные с закупкой ВВТ, устанавливает объемы закупок на год для всех видов ВС на основе 5-и летнего плана закупок. Обобщает предложения по закупкам и вносит свои изменения, устанавливает график и вырабатывает схемы закупок, а также определяет приоритеты в закупке вооружения и военной техники в новом году. Вся эта работа должна быть завершена за три месяца до начала нового календарного года.
В соответствии с принятой в Индии классификацией, бюджет Министерства Обороны состоит из двух основных разделов - капитальные («capital») и текущие («revenue») расходы. Сообразно этому делению бюджета деляться и закупки продукции военного назначения на капитальные и текущие.
В разряд капитальных попадают затраты на:
- приобретение В и ВТ;
- НИОКР;
- Военное строительство и аренда земли;
- Прочие (содержание верфей, военных заводов, выполнение специальных проектов).
К текущим относятся затраты на:
- выплату денежного довольствия;
- боевую подготовку;
- отдельные НИОКР;
Основу индийской нормативно-правовой базы, регламентирующей внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения составляют следующие документы:
- Процедура оборонных закупок (Defence Procurment Procedure - DPP);
- Руководство по оборонным закупкам (Defence Procure Manual);
- Инструкция по закупкам (Purchase Management - PM);
- Политика оборонного производства (Defence Production Policy - DPPy).
DPP - регламентирует капитальные закупки Министерства обороны и Штабов видов вооруженных сил (кроме медицинского оборудования), осуществляемое под руководством и контролем Управления закупок (Acquisition Wing) Департамента обороны МО Индии.
DPM - регламентирует текущие закупки Министерства обороны и штабов видов вооруженных сил, закупки медицинского оборудования которые осуществляются под руководством и контролем Объединенных секретарей (Joint Secretaries) Департамента обороны Индии МО Индии. По схеме DPM могут также осуществляться любые капитальные закупки, если на то имеются отдельные указания МО Индии.
PM - определяет порядок закупки ПВН структурами индийского ОПК - военными заводами (ordance factories) и государственными оборонными предприятиями (Defence Public Sector Undertakings)
Принятая в 2002 году DPP является основополагающим документом регламентирующим в Индии закупки вооружений и военной техники. Последняя ревизия DPP была произведена в 2016 году.
Именно согласно положениям DPP планирование военных закупок в Индии проводится исходя из переспектив развития вооруженных сил на долгосрочный (15 лет), среднесрочный (5 лет) и краткосрочный периоды. По ним формируются соответственно долгосрочный комплексный перспективный план (Long Term Integrated Perspective Plan), среднесрочный план закупок (Service Capital Acquisition Plan), и ежегодный план закупок (Annual Acquisition Plan).
Согласно DPP-2016 имеется классификация военных закупок по категориям «Buy» (прямые закупки), «Buy and Make» (прямые закупки с последующим производством в Индии), «Make» (производство в Индии), «Buy (Indian)», Buy (Global) c закупкой соответственно исключительно у индийских производителей и у индийских, или зарубежных производителей. При этом по закупкам категории «Buy (Indian)» минимум 30% должны были составлять компоненты (работы) местного производства, с проведением финально-сборочной части работ индийской компанией. В 2009 году в DPP была введена категория «Buy and Make (Indian)», которая предполагает назначение головными исполнителями контракта исключительно индийские компании. Зарубежные поставщики могли участвовать и участвуют (формально) в подобных закупках только в роли субподрядчиков. Для сделок по данной категории была определена минимальная доля работ индийских участников на уровне 50% от стоимости контракта.
Процедуры согласования сделок «Buy and Make (Indian)» чрезвычайно громоздки и мало отработаны, что во многом является причиной отсутствия значимых предложений по этому направлению. В целом наличие большого числа категорий закупок чрезмерно усложняет как сам процесс классификации сделок, так и правовые механизмы их реализации.
Ответственность за непосредственную организацию закупок, как это уже отмечалось выше, возложена на министра обороны и министерство обороны. Министр обороны в этих целях привлекает соответствующие структурные подразделения военного ведомства, объединенного штаба, Комитета начальника штабов и штабов видов ВС.
В рамках МО действует комиссия по категоризации которая имеет полномочия самостоятельно утверждать сделки объемом до 11 млн долл. США и обосновывать перед вышестоящими структурами целесообразность утверждения планируемых сделок на большие суммы. При этом, министр обороны имеет право утверждать предложения на заключение сделок объемом до 22 млн долл. В случае планируемого заключения сделок объемом 22-44 млн долларов министр обороны обязан согласовать этот вопрос с министерством финансов, а свыше 44 млн долларов с Комитетом по вопросам безопасности кабинета министров, чье решение должно быть утверждено премьер-министром.
Практические мероприятия в рамках проведения тендерного процесса организуются министерством обороны с учетом утвержденных планов военного строительства Индии и выделенных ресурсов в рамках оборонного бюджета.
Принятию решения на закупку вооружения, т.е. на реализацию гособоронзаказа предшествует начальный этап механизма принятия решения о закупке индийским Правительством В и ВТ для нужд своих вооруженных сил. Данный этап сводится к следующему.
На дивизионном уровне видов ВС определяются потребности в ВВТ, которые оформляются в виде предварительных заявок. Заявки обычно содержат основные требования к конкретному типу вооружения в том числе его ТТХ, удобству в управлении и пригодности к установке на нем вооружения (если речь идет о носителях), а также ориентировочное количество.
Заявки направляются в Управление вооружений штаба соответствующего вида ВС, которое предоставляет полученные запросы в Департамент военных закупок министерства обороны, которое анализирует их и направляет в Департамент обороны, департамент военного строительства, Департамент военного производства и поставок и Департамент военно-научных разработок и исследований. Эти департаменты анализируют и обобщают данные заявки с точки зрения оценки возможностей по их удовлетворению за счет привлечения национальных военных предприятий и научно-исследовательских центров, после чего они возвращают их в штабы военных округов и дивизий на дальнейшую корректировку. Затем откорректированные заявки вновь возвращаются в Департамент военных закупок МО и формализуются в окончательном виде.
Формализованные заявки на требуемое вооружение вновь рассматриваются Департаментом военных закупок и Департаментом финансов МО, которые согласуют распределение заявок на поставки военного имущества между видами ВС и проводят учет стоимости требуемых закупок ВВТ для включения в военный бюджет и проверяют наличие необходимых фондов для их оплаты. Данная процедура имеет особое значение, поскольку послее нее следует положительный, или отрицательный ответ на запрос о закупках. Параллельно формализованные заявки адресуются в разведывательное управление СВ (после завершения формирования - в Разведывательное управление объединеннго штаба обороны), которое через проверенные источники осуществляет проверку наличия у потенциальных поставщиков необходимых видов вооружения и соответствия их ТТХ. Результаты проверки возвращаются в Департамент военных закупок и Департамент финансов МО.
Изучение возможностей потенциальных экспортеров и определение источников получения необходимых ВВТ постоянно ведется в ходе визитов правительственных и военных делегаций разного уровня, а также в рамках деятельности специальных межправительственных комиссий по торгово-экономическому и военно-техническому сотрудничеству.
После утверждения бюджета и выполнения вышеуказанных условий реализуется процедура закупки ПВН, алгоритм которой отражен на Рис.1
1. Штаб вида ВС рассылает в адреса потенциальных производителей/поставщиков запрос на предоставление информации о ПВН (Request For Information - RFI) в приобретении которой заинтересован данный вид ВС.
2. Производители/поставщики предоставляют штабу вида ВС соответствующую информацию о ПВН, с учетом которой в штабе ВС вырабатываются требования к качеству (Service Quality Requirments - SQR) того или иного вида ПВН.
3. Штаб вида ВС на основании этих требований и в целях получения «признания необходимости» (Acceptance of Necessity - AON) для его включения в план закупок капитального имущества формулирует «изложение обстоятельств дела» -Statement of Case (фактически - предложение) по закупке ПВН и направлет его вместе с комментариями других компетентных структур в объединенный штаб Комитета начальников штабов ВС Индии.
4. Объединенный штаб направляет “изложение обстоятельств дела” в МО где оно рассаматривается Комиссией по категоризации.
5. Комиссия по категоризации утверждает сделку, если ее объем - до 11 млн.долл. США, если свыше этой суммы, то рекомендует утвердить планируемые расходы на большие ассигнования.
6. Совет по вопросам военных закупок МО во главе с министром, имеющим право утверждать предложения по заключению сделок объемом до 22 млн.долл. согласовывает предложения по заключению более курпных сделок объемом 22-44 млн.долл. и далее в случаее превышения отметки 44 млн. долл с министром финансов и комитетом по вопросам безопасности кабинета министров соответсвенно.
7. Руководство МО дает указание своим полномоченным структурам/официальным лицам готовить запрос на техническое и коммерческое предложения.
8. Полномоченные структуры направляют запрос на предоставление технико-коммерческих предложений участникам тендера из числа зарубежных и индийских производителей.
9. Участники тендера предоставляют в МО свои технические и коммерческие предложения, договор о частном ведении дел.
10. МО направляет полученные от участников тендера технические предложения в штаб вида ВС для их рассмотрения комиссией по технической оценке. Полная техническая оценка ПВН считается завершенной только после проведения полевых испытаний оборудования в Индии (испытания - наиболее длительный этап в рамках процедуры принятия решения на закупку ПВН, занимающий о 6 до 12 месяцев). По результатам этих испытаний претенденты на экспорт приглашаются на последующие переговоры. Их итоги служат основанием для окончательного выбора в рамках котрого конкретизируются содержание проекта поставок, определяются порядок оплаты, условия поставок, штрафные санкции и другие вопросы, связанные с реализацией сделки. Составляется проект контракта.
11. МО направляет полученные от участников тендера коммерческие предложения в комиссию по обсуждению условий контракта.
12. Комиссия по обсуждению условий контракта согласует коммерческие предложения с компетентным финансовым органом.
13. Штаб вида ВС и комиссия по обсуждению условий контракта предоставлет в МО свои заключения о целесообразности подписания контракта с тем, или иным участником тендера.
14.Стороны продолжают обсуждать условия контракта. Департамент военных закупок образует ценовой комитет, назначается его председатель. После завершения переговоров их результаты докладываются в Совет по военным закупкам при министре обороны с предложением подписать контракт на уровне объединенного секретаря. После принятия решения на подписание контракта создается делегация, которую могут возглавлять объединенные секретари министерства обороны, начальники штабов видов Вооруженных сил, или их заместители. Но контракт как правило подписывает один из объединенных секретарей Департамента обороны, или Департамента военных закупок министерства обороны.
15. Стороны подписывают контракт.
Временные рамки процедуры закупки ПВН (с момента определения необходимости такой закупки до подписания контракта) составляют 20-34 месяцев.
В то же время разработана процедура ускорения закупки ПВН при реализации которой от момента выработки запроса штабом вида ВС до подписания контракта может пройти 3-12 месяцев.
В некоторых случаях ПВН приобретается Индией в той, или иной стране по геополитическим соображениям в рамках отношений стратегического партнерства. При таких обстоятельствах допускается отклонение от стандартнго порядка закупок. Решения в таких случаях принимаются согласно статье 73 «Порядка осуществления закупок ПВН-2008», на правительственном уровне по рекомендации министра обороны.
Индия. особенности осуществления ВТС