Стамбульские заметки

Feb 06, 2014 21:57




Люди. Не улыбаются как европейцы, но очень и очень благодушны. Многие мужчины со следами недельной небритости на лице. Половина девушек в платках (язык не поворачивается сказать хиджаб). Половина ходят с непокрытой головой. Платочки зачастую не унылого однотонного цвета, а с каким нибудь рисунком, то есть все достаточно разнообразно. Мейкап котируют, иногда даже черезчур.

Туристы. Много. Русская речь слышна довольно часто. Хотя русские туристы - не основная струя потока. Большинство туристов из Саудовской Аравии и других арабских стран.


Холмистость. Стамбул чрезвычайно холмистый город. Как и любой уважающий себя город, он естественно стоит на семи холмах, как же без этого.



Мечети. Везде. Есть даже строительный стандарт что на какую то численность населения должно быть столько то мечетей и не меньше. Во время азана в кафе выключают музыку и ТВ, однако рядовые турки не слишком то торопятся «к спасению». В маленьких мечетях во время дневных молитв народу от силы 10-15 человек. Многие мечети - переделанные храмы, поэтому верующие во время намаза располагаются под углом к оси здания, что как бы дает понять, что не для намаза дела сие здание строилось. Вход в мечети бесплатный и это радует.



Действующая Мечеть Кучук Айя София (бывший храм Малая Святая София, 527 г. н.э.)

Малоэтажность. Высоких строений в центре Стамбула не сыскать днем с огнем. И это очень и очень хорошо. Видно больше неба. Небоскребы есть, однако они находятся вдалеке от центра города.

Коты. Исламская страна, поэтому отношение к кошкам соответствующее. Целых стай котов не бегает, но то тут, то там можно встретить парочку-тройку котиков. В целом это добавляет уютности и домашности на улицы



Котейка сидит в Святой Софии.

Транспортная система

Транспортная система Стамбула развивается стремительными темпами. Ибо власти города до этого момента, очевидно, не слишком заморачивались этой проблемой. Основной вид транспорта - автобусы, или маршрутные такси. Много типичных желтых такси. Впрочем растущее кол-во населения и автовладельцев также заставляет власти увеличивать кол-во транспорта не зависящего от дорожной обстановки. Именно таким транспортом становится трамвай.

Трамвайных маршрутов несколько, самый длинный и значительный - Т1.



Трамвай Т1 ("новый") возле колонны Константина (330 г.н.э) Возле этой колонны собрались жители города в 1453 году и верили что спустится какойто спаситель и прогонит турок. Не получилось. не фартануло

Трамвай по большей части двигается по выделенной только для него полосе и поэтому не стоит в пробках. С этого трамвая можно легко пересесть на метро (которое идет в аэропорт напрямую), а также на фуникулер до площади Таксим, откуда также можно пересесть на другое метро.

Ибо метро (как это не парадоксально звучит) в центре города отсутствует, а существует только на окраинах, которые подвозят людей близко к центру, а там люди уже пересаживаются либо на автобусы, либо на трамвай Т1. еще одна особенность метро, в отличии от отечественного варианта - большое кол-во экскалаторных маршей. Даже если станция очень глубоко, то вниз ведут два-три коротеньких экскалатора, причем пешие переходы между ними довольно продолжительны



Свежая станция метро - с нее можно проехать под Босфором

Разные трамвайные маршруты используют разные вагоны - например Т1 использует низкую посадку, а вот трамвай Т4 не может обойтись без платформы и поэтому скорее напоминает наземное метро, а не привычный трамвай. Вагоны всех трамваем новые, причем уровень комфортности т.н «старых вагонов» не отличается от т.н «новых», ибо между ними разница всего в 10 лет выпуска (2001 и 2011). Для Петербурга оба этих состава однозначно считались бы «новыми».



Трамвай маршрута Т4

Фуникулер. Отдельная тема. Фуникулеров значимых в Стамбуле два и оба они подземные. Один из них прорыли аж в 1875 году и он считается чуть ли не самым старейшим метро в мире (после Лондонского, соответственно). Он незатейливо называется «Тюнель» и соединяет трамвайную остановку Каракёй (маршрут Т1) и начало проспекта Истикляль. Википедия гласит что Тюнель «не пользуется популярностью у местных жителей" что верно, ибо за пересадку на него нужно платить, да и находится он немного в стороне от транспортных артерий города.



Тюнель

В отличии от Тюнеля второй фуникулер «Таксим-Кабаташ» (прорытый в начале 21 века) пользуется огромной популярностью и соединяет площадь Таксим (напомню - там метро) с конечной станцией трамвайного маршрута Т1 (Кабаташ).

Как видим, хоть и со множеством пересадок, добраться из окраин города в центр - вполне реальное явление.

Исторический трамвай. По проспекту Истикляль ходит исторический трамвай, который пустили в 1991 году на волне ностальгии. (Ибо все трамваи в Стамбуле закрыли еще в 60 годах ХХ века). Всего вагончиков на маршруте два, ж-д полотно одно, но в центре оно расходится на два, образуя остановку, и таким образом два состава благополучно минуют друг друга. Кататься на таком ретро-трамвае - одно удовольствие, ибо ежесекундно он звенит в колокольчик, заставляю толпу прохожих расступится. А можно и не платить за вход, и просто запрыгнуть на его платформу с ходу, если водитель и его помощник ленятся отпугивать халявщиков.



Истикляль. Главная пешеходная улица района Бейоглу. Раньше был солидный проспект европейской части Стамбула, на котором было много посольств европейских стран. Ныне это самое главное тусовочное место бывшей столицы. За день по Истиклялю проходит от 1 000 000 до 1 500 000 человек. Народищу там всегда много. Там можно встретить туристов со всех уголков мира (даже из Южной Кореи), танцующих курдов, продавцов мороженого, которые из обычного дела - наполнить рожок, устраивают целое представление, книжные магазины, кафе, кинотеатры, и прочая прочая. В общем интересное место.



Истикляль переводится как проспект Независимости. Стамбульцы любят независимость

Лентяи. Самые главные лентяи собираются на Галатском мосту дабы половить рыбку в Золотом роге. Народу там стоит настолько так много, что даже не подойти к перилам - все уже занято. Некоторым как-то удается поймать какую-то рыбу, но процент успешных невелик.



Босфор. Пролив между Азией и Европой. Никогда не замерзает. То и дело по нему снуют туда-сюда круизные теплоходики и лодочки. Крупный транспорт ждет ночи чтобы все это бурление утихомирилось и можно было свободно пройти по Босфору. Суда, которые идут в Черное море, отстаиваются днем в Мраморном.



София. Крупнейший христианских храм, построенный еще в 537 году. Внешне ничем не впечатляет, и выглядит неказисто, разве только размерами и массивными контр-форсами. Однако внутри ситуация другая - вот здесь размеры уже играют значение, попадаешь как будто в какой-то ангар. Даже не совсем понимаешь - зачем так много пространства, ибо человек абсолютно теряется на таком «футбольном поле». Все несущие конструкции собора вынесены наружу (тяжелые контр-форсы), поэтому ничего не загораживает пространство внутри собора.



Султанахмет. Ситуация с мечетью Султанахмет совершенно другая в плане размеров. По внешним размерам она чуть уступает Софии, по высоте - одинаковы. Выглядит грациозней, изящней, но так как основные несущие колонны находятся внутри мечети - то нахождение в ней не вызывает ощущение безграничного пространства, ибо массивные колонны «съедают» пространство мечети. Убранство мечети довольно скудное, хотя местны считают что наоборот.



Церковь Святой Ирины. Крупная церковь, построенная в начале 4 века. В ней проходил Второй Вселенский Собор, на котором опять анафематствовали Ария и утвердили окончательный символ веры, который ныне известен как «Нике о-Цареградский символ веры». Но не об этом речь. Уникальность данной церкви в том что

  1. Она не была переделана в мечеть, а использовалась как хоз.постройка

  2. Внутри можно наблюдать иконоборческое наследие - а именно не наблюдать фресок, а лицезреть схематическое изображение креста

  3. Непомерно дорогой вход. Целых 20 лир! Сама Святая София вам обойдется в 25 лир, а здесь за удовольствие лицезреть голые стены и крест вы должны выложить такую сумму. Удовольствие для особых извращенцев, либо людей, интересующихся историй иконоборчества.



    Церковь Ирины. Снизу кажется что купола нет. но это не так


Церковь Хора. В Википедии можно посмотреть когда она была построена и прочие занудности. Для меня важно другое - самое выгодное соотношение в плане цена-качество. За вход берут всего 15 лир, а посмотреть можно на многое. Пракчитески все фрески и мозаики сохранились нетронутыми. Причем их даже больше чем в принопамятной Софии. Так что если вы едите глазеть на фрески и византийское наследие посещение этого «Музея Карие» - именно так он ныне называется - должно стать обязательным пунктом вашей программы.



В музее Карие (Церковь Хора)

Парк Таксим. Возле одноименной площади. Чрезвычайно уныл, несмотря на то что там есть подсвечиваемый фонтанчик с дельфинами. Размерами он небольшой, газоны вытоптаны под ноль. Знаменит он стал в 2013 году, из-за его планируемой вырубки студенты устроили нехилые потасовки. В общем парк отстояли, я помню, я горжусь.



Парк Таксим

Топкапы. Дворец султанов. Абсолютно не впечатляющий комплекс построек. Дача Якунина лучше выглядит. Небольшие двух-этажные строения, внутри тоже отделка не всегда блещет красотами (ибо ислам). Как я понял, султаны не заботились о том чтобы создавать большое грандиозное сооружение, а больше ценили пространство парка и зеленые насаждения. Там как раз этого много и в избытке.



Вот такой вот дворец.

Туалеты. Их достаточно, и в центре и на окраина, что чрезвычайно благо для туристов. Стоит это все удовольствие символическую лиру. Чистота в туалетах не ахти, но и не очень грязно.Есть довольно большой процент туалетов в которых нет унитаза.

Ну вот в целом и все.

юмор, путешествия

Previous post Next post
Up