На выходных вдохновились творчеством китайского художника Лю Болинь, очень понравилось не только его творчество но и его мысли. Подробнее под катом.
01
Лю Болинь: Люди - это животные?
Все виды хамелеонов способны менять цвет кожи. Гремучие змеи могут почти полностью зарываться в песок. Так они не только защищают себя, но и получают доступ к пище. Существует множество других животных, - гекконы, жуки... - которые научились побеждать окружающую среду и своих врагов в продолжительной схватке не на жизнь, а на смерть. Чтобы выжить, зачастую нужно просто спрятаться.
Люди не животные. Потому что они не знают, как себя защитить.
Последние три тысячи лет цивилизации показали, что человек преуспел в разрушении окружающей среды и эксплуатации других. Цена этой замечательной цивилизации - забвение человеком своей собственной животной сущности и инстинктов.
02
03
04
05
Человек, кажется, забыл, что он все еще должен думать над тем, как ему выжить. Пока человечество наслаждается собственным развитием, его жадность копает ему могилу. В социуме недостаточно просто спрятаться, чтобы обезопасить себя. Человеческая раса находится под угрозой. Вместо приписывания человеческому роду ключевой роли во всем мире, было бы правильнее говорить о собственном самоубийстве. Что значит быть человеком сегодня? Этот вопрос осложняется развитием экономики. Со смертью исчезает человеческое тело, но вместе с экономическим ростом развития слабеет человеческий дух. Поскольку мышление - это смысл жизни, такая смерть страшнее физической. Войны первой половины прошлого столетия и сдвиги в глобальной экономике его второй половины ослабили нашу способность создавать смыслы. Прямо или косвенно, преднамеренно или невольно человек, мысливший себя хозяином Земли, оказался под контролем сил природы. Поведение человека иллюстрирует это лучше всего.
06
07
08
09
10
11
Сто лет назад каждый мужчина-китаец носил длинную косу, спускающуюся вдоль спины. В то время это было нормально. Если у мужчины не было косы или он стригся коротко, это было признаком передового мышления. Но сейчас коса, которая в то же время стала эмблемой современного художника, - это всего лишь привилегия парикмахеров, и, вероятно, большинство людей - с короткой стрижкой - отнесется к ней с недоумением. Длинные волосы и коса сами по себе бессмысленны. Их значение зависит от контекста. Человек рождается в социуме, и наш образ мысли зависит от наших традиций. Человек настолько слаб, что его способ мышления бессознательно копируется следующим поколением.
Умственное рабство страшнее физического исчезновения.
12
13
14
15
16
Иногда я ощущаю себя счастливчиком только потому, что не родился в 1950-х. Люди того поколения испытали многое, и этот опыт - общий для целого поколения: сначала культ Мао, затем Культурная революция, нетрадиционное образование или отсутствие высшего образования, «железная миска риса» и увольнения, государственное жилье и частные дома, платные школы, и так далее. Сила культуры и традиций может повлиять на способ мышления целого поколения.
Сегодня мнения разных людей во всем мире различны. Каждый выбирает свой путь в процессе общения с окружающим миром. Я выбрал свой - слияние с окружающей средой. Но было бы неточным сказать, будто я исчезаю в среде; скорее, это среда съедает меня - и здесь я не могу выбирать: быть активным или пассивным. В контексте особого значения культурного наследия, тайное убежище становится местом, где действительно не спрятаться.
17
18
19
20
21
22
23