Тема нашего сегодяшнего урока жж-географии и краеведения: Рыбинск, Тутаев и различной величины села и деревушки вокруг них. В долгих предисловиях рассыпаться не будем, а прямо так с места в карьер и рванем.
По пути в Рыбинск любуемся видами занимательных населенных пунктов Ярославской области. Вот встречает нас серенькими избушками местная альтернатива устаревшего названия диатеза и наружного туберкулеза, а также незаменимая спутница поноса для среднестатистического неудачника.
Поселок с забавным и каким-то немного рыхлым названием Юхоть позаимствовал свое имя у красивой и полноводной реки, правого притока Волги с одноименным названием.
Ну что тут рыпаться, если ты уже и так в Рыпах?! И то ли все местные скрипят, то ли делают все «разом и дружно», история названия деревни об этом умалчивает.
А вот эту речушку жители Рыпов, видимо, сравнивали с маленьким хвостиком, выпирающим из более крупных водных артерий Мышкинского района. И это совсем ну ни капельки не связано с репой.
Хитрой, указующей в две стороны сразу стрелкой встречает нас Рыбинский район, один из самых крупных в Ярославской области.
Очень любопытное название - Никола-Корма. Раньше село называли более пространно и обстоятельно - Погост Никольский, что на Корме. Но Вы представьте, как тяжко было это каждый раз произносить в речи? А жителей как называть?! Это ж кошмар!
Здесь же находится постепенно превращающаяся в руины церквушка Николая-Чудотворца.
А если от соседней деревушки Коркодиново, почти что Крокодилово, свернуть по этому указателю, можно долго-долго ехать в Ярославских лесах тайными тропами и попасть в единственное в Европе место, где можно испытать авиационные двигатели при всевозможных перипетиях - начиная с имитации сильного бокового ветра и заканчивая попаданием в двигатель снега и воды.
Как по этой Мостовице
Мой милый проходил…
Ну, если уж более точно - не проходил, проезжал, с остановкой возле въездной стелы. Даль говорит, что «мостовица» - это что-то сродни другой «-ице» - половица, половая доска.
В этих пасторальных деревенских краях законы спроса и предложения совсем иные. Здесь овцы и бараны вовсю раскупаются и поросята в придачу. А ведь как-то непривычно.
Вот это - поистине трогательный и умилительный след советской классики называния населенных пунктов. А между прочим, вполне себе крупный поселок, техническую бумагу здесь делают.
Есть коровка Божья, пятнистая, а есть - мокрая, Рыбинская. Прошу любить и жаловать - речка Коровка.
На таблички насмотрелись, отдохнули, и вот уже нас приветствует он, город Рыбинск. Даже как-то неприметно его за прочими рекламами и указателями.
А ведь всего несколько десятилетий назад, при советском строе, он щеголял несколько иными названиями. Успел он побывать Щербаковым и совсем чуть-чуть Андроповым, в древнее время назывался Усть-Шексной. Свое сегодняшнее и наиболее симпатичное из всех вариантов названий городу вернули только в 1989 году.
В районе Рыбинска сливаются воедино целых три реки - Шексна, Черемуха и Волга. Еще одна водная артерия появилась у города после строительства здесь ГЭС.
Рыбинское водохранилище замышлялось как самое большое искусственное озеро в мире. В результате водой оказалось залито несколько сотен гектаров лесов, лучшие пойменные поля, которые могли равняться с альпийскими. Заполнение водохранилища началось в 1941 году. Под водой оказалось 634 населенных пункта, среди них даже один город - Молога. Почти 4 года жители Мологи переселялись и обживались в выстроенных для них поселках, однако покинуть родной город согласились не все, почти триста жителей города предпочли уйти на дно вмете со своими домами, просто «Титаник» какой-то. До сих мологжане не забыли о своей затопленной малой родине, а помелевшее водохранилище сделало различимыми под водой здания этой своеобразной Ярославской Атлантиды, куда раз в год приплывают краеведы и любители экзотики.
Зато Рыбинское водохранилище дало возможность большегрузным судам проходить из Волги в Балтийское море и дало энергию многочисленным промышленным предприятиям Рыбинска. Строительство ГЭС началось еще до войны, в 1936 году. Начинала она свою работу в военные годы, когда над её энергоблоком ее не было сделано крыши, оборудование просто прикрывалось брезентом.
Сейчас по сооружениям ГЭС можно проехать, любуясь густо намотанной колючей проволокой и удивляясь неравномерности распределения полос в узеньком тоннеле. Часть левой полосы занимают торчащие из асфальта рельсы.
Вдалеке, на территории электростанции, лучше видная с реки, чем с берега, возвышается 28-метровая Рыбинская Волга-Мать. Любопытно, что на месте этого постамента планировали поставить знаменитых Рабочего и Колхозницу Мухиной, но монумент оказался готов раньше завершения строительства ГЭС и потому был поставлен на ВДНХ, на время. Но к моменту завершения строительства Рабочий и его подруга успели прижиться в столице, и было принято решение делать новую композицию. Сначала хотели, чтобы Волга стояла тут не одна, её должен был сопровождать и охранять Бравый чекист, но потом решили, что вторая фигура будет излишней.
Пока строгие сторожа ГЭС нас не поймали за съемками секретных объектов, ретируемся и устремляемся на Рыбинский ж/д вокзал.
Это здание - по сути, точная копия сгоревшего деревянного вокзала, который появился здесь при открытии станции в 1870 году. На перронах вполне себе оживленно. Поезда в Рыбинск приезжают из Санкт-Петербурга и Иванова, Москвы и Костромы, Ярославля.
На здании вокзала красуется памятный знак в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной.
Строгие железнодорожники взывают к самым глубинам совести безбилетников, пугая пуганных рыбинских зайцев самым страшным -
Мы застали рыбинцев в погожий субботний денек, чудесным образом совпавший с днем города, поэтому улицы полны гуляющих, употребляющих и злоупотребляющих, в общем - празднующих. Они всюду - и на лавочках в скверах, и на тротуарах, сразу чувствуется - настоящие патриоты и любители активного отдыха на улицах родного города.
А раз приглашают всех, вливаемся во всеобщую праздничную атмосферу и начинаем променад по широким и не очень рыбинским аллеям.
Рядом с таким вот практически сказочным теремком Дома художников располагается польский католический костел, который с разрешения правительства построили высланные сюда участники восстания 1910 года.
Вот собственно и он, единственное католическое культовое сооружение во всем Верхнем Поволжье.
По городу помимо автобусов активно курсируют троллейбусы.
Из-за стареньких двухэтажек выглядывает стройная, напоминающая изящную туру, пожарная каланча в стиле модерн, между прочим, одна из самых высоких в России. Она была построена в 1912 году на месте сгоревшей предшественницы, когда прикладной пользы от нее по сути уже не было, как дань традиции.
А мы перемещаемся в исторический центр города Рыбинска. Он расположен по большей части неподалеку от набережной. Несмотря на то, что Рыбинск формально располагается на обоих берегах Волги, главная его часть находится все-таки на правом. Кстати говоря, здесь располагается и самая северная точка в течении Волги.
Спасо-Преображенский Собор считается жемчужиной Рыбинска. Проект этого храма участвовал в конкурсе при выборе облика Исакиевского Собора в Питере, там занял третье место, а здесь сгодился.
Напротив Собора, здесь же на Соборной площади, расположен слегка подернутый ниточками граффити Дом соборного причта.
Здесь в свое время почти четверть века жил первый настоятель Рыбинского Собора - плодовитый проповедник Родион Путятин. Его обширные сочинения едва помещались в 25-томник и выдержали не одну редакцию. А мы читаем о нем мемориальную табличку.
Еще одни знаменитые жители дома №7 на Крестовой - семья Золотаревых. Более всего прославился философ и краевед - Алексей Алексеевич, именно он создал в начале прошлого века первые путеводители по Рыбинску, возглавил городское научное собрание, организовал архив и почти 10 лет собирал местных краеведов на регулярные съезды. Вот Вам табличка и про Золотаревых.
Рыбинские купцы и дворяне всегда были не чужды прекрасному и еще в 1777 году организовали группу энтузиастов и создали любительский театр, в 1825 году у него появилась постоянная труппа и гордое название драматический.
Театр, судя по афишам и обилию народа, толпящегося у входных дверей, отнюдь не пустует.
Помните, я Вам рассказывала, что Рыбинск успел во времена СССР побывать Щербаковым. Так вот этому есть некоторое историческое обоснование. Сам по себе Щербаков, Александр Сергеевич, - фигура довольно противоречивая. Окончил, вы только прочувствуйте название - Институт Красной профессуры (!), был секретарем Союза писателей, возглавлял легендарные карательные «тройки», во время ВОВ был начальником Советского Информбюро, а умер прямо в ночь с 9 на 10 мая 1945 года от сердечного приступа, вызванного чрезмерным злоупотреблением алкоголя. Так вот, в Рыбинске находилось высшее начальное училище, которое Щербаков закончил еще в ранней юности. Вот этот дом и табличка к нему.
В Рыбинске есть своя Красная площадь, на которой стоит Ильич в шапке-ушанке и пальто фасона чопорных 50-тых.
Казалось бы, ну и что - нашли, чем удивить, ну слегка не по моде, ну чуть-чуть необычный - но Ленины повсюду стоят как грибы после дождичка. А курьез ситуации в том, что первоначально на этом самом пьедестале красовался немного иной вождь. В мае 1914 года здесь открывали памятник Александру II. А уже через 4 года эта фигура оказалась явно не в почете и его решили заменить, сначала бюстиком, а потом и полноценной фигурой в полный рост. Теперь на плакатах можно увидеть, как выглядел первоначальный замысел скульптора.
В Рыбинском районе, в небогатой дворянской семье родился «непобедимый адмирал» Федор Федорович Ушаков. Ни в одном из 43 сражений флотоводец не проиграл, ни один российский корабль в находившихся под его началом флотилиях не был потоплен. В Рыбинске в его честь установлен бюстик, каждый год осенью отмечается день его памяти.
До сих пор действует в Рыбинске стародавний Мытный рынок, где с торговцев взимались пошлины за товар. Вот он под арочкой.
А теперь делаем небольшой марш-бросок к набережной. Здесь все очень красиво, ухоженно и чинненько - лавочки, брусчатка.
Здесь спряталось наибольшее количество рыбинских памятников. В самом начале набережной сооружен небольшой обелиск в память о чернобыльцах.
На территории «Водоканала» за прутчатым забором весело и бодро вылезает из люка единственный в мире памятник водопроводчику. Местные жители считают, что если умудриться дотянуться до мужичка и потрогать его как следует, проблем с сантехникой в доме у смельчака не будет. Любопытно и то, что «водопроводчик» отнюдь не безлик - в Рыбинске у него есть реальный прототип - сотрудник «водоканала» Вячеслав Порунин. Вот так вот изощренно отметили дядечку за 16-летний ударный на предприятии, причем на весьма скромных должностях.
Рыбинск раньше почти официально носил звание столицы бурлаков, поэтому появление этого памятника вполне логично. Любопытно, что советские скульпторы затевали памятник бурлаку исполинского размера, а эта фигура была лишь эскизным наброском предполагаемого гиганта. Помните памятник Ушакову? Раньше в течение нескольких лет Бурлак стоял на его месте, именно там, где собирались желающие получить работу крючники и бурлаки.
Издалека долго течет река Волга,
Течет река Волга - конца и края нет..
Продолжает галерею памятников фигура немолодого мужчины в очках, задумчиво наблюдающего, как неугомонные жители города и заезжие туристы старательно натирают его башмачки. Зачем - совершенно непонятно, но такая традиция существует, вроде бы как на удачу. Это местный уроженец поэт Лев Ошанин. Помимо песни про Волгу он вообще много разных хороших песен написал. Одну из моих любимых военных песен - «Эх, дороги» и жизнеутверждающую детскую - «Пусть всегда будет солнце».
Еще совсем недавно, примерно год назад, в здании Никольской часовни сидели доблестные сотрудники рыбинской водной милиции. Сейчас часовенка приобрела свежеотремонтированный нарядный вид.
Достоин внимания и Речной вокзал, располагающийся прямо на воде.
А перед спуском к вокзалу красуется ажурная инсталляция, увенчанная кораблем.
Тут же на набережной красуются на сентябрьском солнышке 2 биржи - старая и новая. Любопытно, что долгое время после открытия здания биржи купцы так и не понимали, зачем им нужно какое-то специальное место для заключения торговых сделок. Ведь до этого они прекрасно обходились беседами в кафетериях и ресторанах. Свою популярность Биржа получила только, когда в ней начали торговать хлебом, вот тогда она стала третьей по значимости в Российской империи.
Вот она старая -
А вот новое здание - теремок в неорусском стиле. Сейчас здесь располагается Музей.
Ну и конечно же, нельзя обойти вниманием красавец Рыбинский мост - один из символов города и один из самых красивых мостов через Волгу, его длина почти 2 километра, на его строительство было израсходовано 20 тысяч кубометров бетона, а ночью это еще и светится.
В советское время Рыбинск хоть и не делали открытым городом, но на визиты туристов посматривали косо, уж слишком много здесь находилось стратегических объектов и слишком много могло быть гипотетических шпиёнов. Сейчас с этим как-то спокойнее, а город как нельзя подходит для неспешных обзорных экскурсий. С набережной, с такими до сих пор немного купеческими улочками.
Налюбовались? Тогда поторопимся дальше, ведь нас ждет еще один городок на Волге. А пока мы к нему едем, вот Вам небольшая Забава, чтоб скучно не было.
Тутаевский район как будто бы заранее признает нашу моральную победу, приветствуя нас пасторально развевающимися белыми железными полотнищами.
А вот уже и сам Тутаев незаметно вырастает перед нами. Раньше городок назывался сложно и долго - Романов-Борисоглебск. 2 части города расположенные на противоположных берегах Волги очень долго вообще были отдельными друг от друга, каждая жила по своим правилам и уставам. В Романове делали свои именные лодки «романовки», очень маневренные и быстрые, а в Борисоглебске ловили рыбу для царского стола. Вот и сохранили они даже при слиянии в единое целое частичку от каждого из берегов. Это видим и на парадной въездной стеле.
В Тутаев Романов-Борисоглебск превратился уже после революции. С эти связана туманная и запутанная история. Илья Тутаев - это собственно такой человек. Еще в детстве переехал он в Романов-Борисоглебск из Бежецка и в числе первых записался в красноармейцы. Почти сразу же отряд вместе с Тутаевым направили на подавление Ярославского восстания. В ночь с 10 и 11 июля 1918 году в завязавшейся перестрелке Илья погиб, однако обстоятельства дела вызывают много вопросов. По одной из версий, советской, героической, Илья Тутаев погиб в неравной схватке с врагами белогвардейцами, существенно превосходящими силами доблестный отряд. По другой версии, «белогвардейцев» было не так много, и представляли они собой местных дворян Зацепиных, которые защищали свою усадьбу от мародерствующих красноармейцев и подстрелен Илья был по случайности. Есть даже версия, что Илью застрелили свои же, укутанного в наворованные барские одежи приняли они парнишку за алчного беляка. Так или иначе, местным властям история в героической интерпретации, естественно, показалась достаточно трогательной, да и слово «Романов» звучало в те годы явным «некомильфо», а потому и появилось у этого старинного и сохранившего свой старый дореволюционный образ революционное имя. Родители Ильи, кстати говоря, были против переименования.
Вот и нынешние тутаевцы к старому названию относятся трепетно и даже сделали в городе резную и красивую въездную стелу воображаемого Романова-Борисоглебска.
Помните, я Вам еще в самом начале рассказа - в Мышкине - обещала показать еще один паром. Именно сейчас и пришло время для такого рассказа. Второй и последний паром на Волге находится в Тутаеве. Между двумя частями города, причем практически равными по размеру, не сделали моста, удивительно, если вдуматься, поэтому зимой бодрые тутаевцы перебираются с правой стороны города на левую по ледку - кто поробее пешком, кто посмелее - на машине. А в теплое время года - на пароме или на лодках. А если на реке распутица - будь любезен, съездий через Ярославль, всего-то делов часик.
Еще летом летают из Тутаева метеоры в Рыбинск и Ярославль, в Весьегонск и Брейтово.
Но мы видим только паром. Вот он как раз стоит на приколе, готовый вот-вот отправиться в свое недлинное путешествие.
Городок как будто застыл в сложно идентифицированном прошлом. Дома в основном старой, многие явно дореволюционной постройки, улицы немноголюдны. Прогулки по холмистому Тутаеву можно рассматривать как своеобразную физкультуру - чего только стоит спуск или подъем по слегка расползающемуся бульвару к пристани.
Одним из главных украшений города считается Воскресенский Собор. Он был построен еще в 17 веке, тогда на Борисоглебской стороне. Любопытно, что даже в годы Советской власти храм был действующим и не закрывался. Вообще довольно нарядно смотрится и эффектно, потому что расположен на возвышенности.
Еще одна любопытная достопримечательность Тутаева - Парк Советского периода, разбитый на месте старого скверика.
За красочной вывеской красуются ряды оптимистичных пионеров, белоснежные бюстики вождей выполненные в лучших традициях советского времени.
Нашлось здесь место и для памятника маршалу Толбухину, руководившему одной из армий во время Сталинградской битвы, а затем 3-им и 4-ым Украинскими фронтами. Родился военачальник неподалеку - в деревне Андроники. Любопытно, что монумент успел совершить длинное путешествие - до 1990-х годов он стоял в Софии, а потом, когда дружественные болгары от памятника отказались, решили приютить его здесь, на Юбилейной площади.
Тутаевский автовокзал выглядит совсем не оживленно. И духу здесь нет толп любителей Золотого Кольца, волнительно следующих за экскурсоводом.
Рядышком выглядывает из-за травы-муравы Тутаевский стадион.
В Тутаеве выращивают особую породу овечек - романовские, одну из самых популярных в России, здесь же из овчинок шьют шубки, а чтобы об этом не забывали, вывешивают на улицах вот такие транспаранты. Шпаргалка для нерадивого экскурсовода, так сказать.
Транспаранты вообще несут в Тутаеве много ценной патриотичной информации. Вот этот, на здании городского рынка, напоминает, что городок называют Жемчужиной.
А следующий продолжает традиционный лейтмотив любви к родному городу и ошарашивает нас признанием на здании местного ДК.
А закончим нашу экскурсию по Тутаеву оптимистичным, хоть и немного ветхим строением. Значит, ходят где-то маленькие тутаевские туристы, топчут тропы своего города и соседних. И, может быть, где-нибудь на узкой тропинке мы с ними еще встретимся. В сугубо хорошем смысле этого слова.
Хорошо в Тутаеве, но уж больно заброшенно, да и нас уже манит путь обратный, мимо Ярославского района и самого Ярославля.
До свидания Ярославщина и волжские городки, нас ждут новые походы, вас - новые туристы. А пока - на Ярославку и домой!