И вот я уже временно обитаю в далеком Ростове-на-Дону, но и здесь на месте усидеть не могу. Поэтому достойно продолжаем нашу авантюру дальнейшей экспансией на юг. Увидела я на карте, на побережье Азовского моря, населенный пункт, который просто не мог оставить меня равнодушной, ведь тут не хухры-мухры - назван он в мою честь - Маргаритово. Не поехать я просто не могла, тем более что он совсем недалеко от Ростова, часа 2 самого неспешного катания. А по дороге не можем проигнорировать другое историческое место - небольшой, но вполне душевный город Азов.
Историю Азова уводят чуть ли не к скифам. Город же здесь возник тоже очень давно, но уже в более исторические времена - в 1067 году, и успел побывать в подчинении и у половцев, и у генуэзцев. В древнейшей истории название свое получил то ли от видоизменившегося со временем имени одного из погибших в этих краях половецких князей, которого звали Азун, то ль от тюркского слова Азак - что в переводе означает "устье реки".
Азов благодаря своему очень выгодному с торговой и стратегической точки зрения положению всегда представлялся лакомым кусочком для самых разных правителей. Особенно нравился он туркам, но казаки, оборонявшие во главе с неким Дмитрием Вишневецким свою крепость, смогли отразить и обратить в бегство неприятеля, намного превосходящего по количеству число жителей. Турецкий военачальник Гусейн-Дели жаловался своему непосредственному руководству: "У нас чудовищные потери. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от незначащей горсти запорожских казаков. Они не люди. Они шайтаны, принявшие человеческий облик. По словам янычар, они останавливают пули, ловят полами кафтанов ядра, растворяются в воздухе и неожиданно бьют из-за спины". Некоторое время город все же успел побывать в лапах турок, правда, большую часть крепостных фортов казаки перед уходом разрушили. После успешных походов Петра Азов вновь и окончательно вернулся к России.
Сама легендарная крепость частично сохранилась в старой части городка. К ней то мы и устремляемся.
На верх ведут одни чистенькие ступенечки с закрытой на замок калиткой и другие щербленные и неровные, зато открытые и доступные.
Но перед тем как подняться на валы и полюбоваться видами города, засовываем наши любопытные носы в Алексеевские крепостные ворота.
На валах выстроились рядком выглядывающие в бойницы пушки. Выглядят орудия прямо скажем не особо древне.
В этот дневной понедельничный час валы пустынны, мы, собственно, одни. О трафике туристов напоминают лишь густо заполняющие забор надписи.
Предприимчивые рестораторы Азова подсуетились и продолжили крепость ресторанчиком в стиле.
С холмов бастиона открывается вид на Азовский порт, между прочим, круглогодичный, между прочим международный.
Помимо виднеющихся подъёмных кранов наблюдается еще и вознесенный на пьедестал ржавоватый корабль. Это напоминание о подвигах Донского Отряда Азовской Военной флотилии. На постаменте можно прочесть информацию об этом войсковом образовании: "С октября 1941 г., по июль 1942 г. в г. Азове базировался отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии, оборонявший устье Дона и побережье Таганрогского залива. В него входили речные канонерские лодки, дивизион сторожевых катеров, береговая батарея N661, 40-й отдельный артдивизион, бронепоезд N10 'За Родину'"
А дальше пошли такие ласкающие слух названия поселков.
А вот и конечная цель нашего первого путешествия по Ростовскому краю -
Каково же было мое изумление, когда я узнала, что названо село вовсе не в честь какой-то безвестной красавицы Маргариты с несчастной и причудливой судьбой, а в честь Маргарита - албанского выходца, премьер-майора и красавца мужчины - Маргарита Мануиловича Блазо. У него и внучок был потом соответствующий - Маргарит. В общем вот такой вот удар под дых от истории. Вовсе не для Маргарит это все, а для Маргаритов, хотя некий сельский кафетерий и носит название более традиционное. Может, и не знают они ни о каком таком Блазо, а ведь о истории его рода нашла даже отдельную диссертацию.
К морю пробираемся в районе поселка Чумбур-коса, который тоже относится к сельскому поселению Маргаритово. Вопреки интуиции слово «чумбур» - совершенно русское, или если быть точнее, древнерусское и обозначает неводный поплавок.
А вот с пляжем нам не повезло. На всем побережье Таганрогского залива объявлен карантин. О чем нам чинно и деловито размахивая бумажками, сообщает местный главный по купанию. Потому на побережье царствуют чайки. Мы тоже не осмеливаемся нарушить сей запрет. Потому лишь озираем морской берег и отправляемся на местную альтернативу - некое озеро с ключами.
Еще одно стремительное автопередвижение было запланировано еще южнее, теперь наши интересы тянулись к Краснодарскому краю и его табличкам. Дружными рядами прошли у нас перед глазами въездные стелы края двух морей, города Ейска, станиц Кущевская и Должанская.
И напоследок немножко моря и водоплавающих местных собак.
А потом? Ну что потом - потом путь обратно, тоже впечатляющий и впечатлительный, тоже с разными дорожными сюрпризами в виде отвесной стены южного дождя, теряющихся в песках отрезках проселочных дорог совсем рядом от М4. Работы на автотрассе се разрастались, обочины наводнялись песками, а асфальтовое покрытие волнами внушительной высоты. Снова ночевала в Брно, ставшем вмиг мистическим и немного пугающим. Вставала спозаранку и летела по платному кусочку дороги, практиковалась в обратном отсчете километров и чувствовала приятное приближение дома. Обзавелась самыми настоящими мозолями на ладошке и охапкой воронежских подсолнухов, и поняла, что ездить можно и близко и далеко, но манят меня больше мои любимые маленькие заброшенные городки центральной части России. А потому продолжение следует…