Маршрут у нас был привязан к Балтимору, где надо было пару дней поработать. Решили на западное побережье не летать.
На востоке из известных нам достопримечательностей, конечно - Новый Орлеан. Там - Миссисипи, Трамвай "Желание", Луи Армстронг, французский антураж, негры на плантациях, ураган Катрин.
Сезон выбрали ураганный. Пока мы были в том районе, по Карибам и Мексике прошлось с полдюжины ураганов, но ни одного не довелось увидеть воочию.
Еще один плюс - отсюда отходят круизы.
Итак, три дня в Новом Орлеане, пять дней круиз, работа и три дня отметиться в Нью-Йорке. Как же без него.
В Новом Орлеане определенно есть чем заняться три дня.
Самое главное - улица Бурбон. На протяжении десятка кварталов - пабы и клубы с живой музыкой, дискотеками и просто уличные музыканты. И все это в толпе бурлящей тусовки.
Клуб "Пэт О'Брайан" - "Дуэль двух пианистов". Еще в паре-тройке пабов - тоже два рояля. Можно сесть за столик и заказать пиво за $6 или коктейль за $10. Алкоголя в коктейль в Америке вообще не жалеют. Это только у нас назначение коктейля - разбавить алкоголь сладкой водичкой, чтобы непривычные к нему люди могли, сидя в баре что-то держать в руке.
В одном кафе пару часов слушали диксиленд в составе старичков, игравших еще во времена "В джазе только девушки".
Публика на улицах весьма экстравагантная. Народ приехал расслабляться. Местная шутка - кидать с балконов второго этажа бусы девушкам, которые согласятся показать грудь. Бусы тоннами в каждом магазине и в руках озабоченных молодых людей. Иногда парочка девушек устраивает представление перед одним из балконов, раззадоривая толпу, но, в конце концов, никто ничего не показал, кроме одной пьяной тетеньки.
Женский клуб. Компании девушек в одинаковых платьях устраивают девичники. Есть что-то интригующее и захватывающее в группе женщин в одинаковой одежде (не армейской). Одежда не отвлекает восприятие. Все равно, как если бы они все были голыми.
Двое конных полицейских. Толпа девушек обнимается и целуется с лошадьми.
Есть еще Frenchmen Street, но это далеко, и там накал совсем не такой как на Bourbon.
Мы три дня часов с восьми вечера до часу ночи ходили на Bourbon Street, как на работу.
В первый день - обзорная экскурсия по городу в микроавтобусе - человек 10-12. Водитель, он же гид. Город очень приятный. Множество симпатичных безвкусных домиков испано-франко-английского стиля. Так называемые проекты из каталогов: "Портик римский с этой картинки, пожалуйста, крыльцо - вот такое, колонны - спереди ионического ордена, а сзади - коринфского, и побольше, и завитушек, завитушек в стиле позднего рококо - пустите по всему фасаду".
И, конечно, ураган и наводнение 2005 года. Вошло в память поколения. Где до какого уровня доходила вода. Что, как и куда унесло ветром.
Сразу после обзорной - экскурсия на болото.
В моторной лодке человек на 20 ездили по протокам в болотах и смотрели на настоящих крокодилов. Из объяснений гида я понял только то, что сам он из французов и их тут англофоны притесняли и не давали говорить по-французски. Поэтому, видимо, и ушел жить на болота. У девочки из Барселоны он спросил: "А где это", а слово Israel, то ли не расслышал, то ли не знал и сказал: "Ну Brazil, так Brazil".
Фильм такой был: "Данди по прозвищу Крокодил". Это о нем.
Пара семей бегемотообразной комплекции поднялась на борт с ведерками полными льда и бутылок пива и с пакетами еды. На берег через два часа сходили с пустыми ведерками. Я обратил внимание, крокодилов своими гамбургерами они не кормили, ели сами. Вот вам и крокодилы-бегемоты. Я тоже люблю поесть и пивка. Но не с крокодилами же.
Короче, обзорная экскурсия по городу и болота - обязательны.
В воскресенье, как и положено правоверным иудеям - в церковь, на мессу. В церкви St. Augustin - знаменитые американские молитвы в стиле Gospel Music. Прикольный джаз концерт, прекрасная акустика. Потом молодой негритянский священник толкнул проповедь. На тему "Разве я сторож брату моему?" (из истории о Каине и Авеле). И ответил: " Да сторож!" То-есть, если Синди приходит на работу с жуткой прической, сотрудники должны найти способ, как сказать ей, что надо поменять парикмахера.
По ходу молитвы надо было вставать, браться за руки, обниматься с соседями по парте. Не очень удачно мы сели и чувствовали себя некомфортно посреди молящихся.
После проповеди две тетеньки стали обходить ряды с длинными палками, на конце которых были прикреплены корзинки. С помощью такого приспособления Баба Яга обычно сажает Ванюшу в печь. Палка с корзинкой на конце просовывается между длинными рядами так, чтобы каждый посетитель имел возможность принести в жертву пару долларов или опозориться на виду у всех, пожадничав.
После полудня - городской аквариум, весьма убогий, в Эйлате лучше. Но это только чтобы нанести максимальный ущерб городу в рамках трехдневного экскурсионного абонемента.
После аквариума - круиз по Миссисипи с выходом на берег на месте важного исторического сражения с англичанами.
В том сражении американцы, по мнению англичан, применили грязный нечестный прием. Они в начале сражения сосредоточили огонь на офицерах. Когда те были перебиты, превосходящие численностью английские солдаты запутались и проиграли сражение.
После полудня мы сели в трамвай и уехали в дальний конец города. Трамваи древней конструкции ходят часто и по нескольким маршрутам, но никого, кроме туристов, я в них не заметил.
Обратно, пока не стемнело, шли пешком. Если проезжая часть еще в более-менее приличном состоянии, то тротуары разворочены корнями деревьев и ходьба по ним - нелегкое испытание. Плохие дороги, а особенно, тротуары - известная новоорлеанская достопримечательность.
Последнее утро мы посвятили завтраку во всемирно известном кафе Du Monde. В предыдущие дни в кафе стояла огромная очередь. Рано утром же мы смогли сразу сесть за столик. Очередь, несмотря на будний день, набежала пока мы завтракали. Обычная пышечная. $3 за 5 пышек. Недостаток прожаренности компенсировался сахарной пудрой посыпанной сверху по весу самой пышки. На Желябова пышки были лучше.
В Новом Орлеане активно продвигается интерес к вуду. Это такой местный негритянский культ неизвестно чего. Есть музей вуду и, по-моему, специальные колдовские заведения, где можно заказать за умеренную плату что-нибудь сверхъестественное.
И это они, нас, евреев будут учить колдовать? Еще в древности евреи прославились, как лучшие колдуны. Древние греки или древние негры, что ли, могли похвастаться задокументированным раздвижением моря, остановкой рек и солнца по требованию? С воскресением из мертвых, правда, долго ничего не получалось. Но и эта проблема была решена с Божьей, как говорится, помощью.
Плавание.
Загрузка.
Приехали к 11.00. У причала подбежал грузчик и стал грузить на тележку наши чемоданы, которые до 16.00 обещали принести в комнату. Загрузив чемоданы, грузчик остановился и стал печально смотреть на меня. "Ты меня больше не увидишь" - грустно сказал он. "Я буду скучать", - сказал я, делая вид, что тупой иностранец не понимает, что нужно заплатить чаевые. К моей радости, чемоданы прибыли, правда, почти последними, изрядно потрепав мои нервы.
Дальше толпа в 2500 человек проходит стандартный аэропортовский процесс. Вплоне упорядоченно, но долго.
На борт можно пронести по бутылке вина на человека и упаковку в 12 баночек безалкогольного напитка по 12 унций (355 грамм).
На борту - пиво $6-7, коктейль $10-12, крепкие напитки - мелкими порциями за несколько долларов. Можно купить алкоголь в магазине или в портах, но требуется сдать его на хранение до прибытия.
Создается минимальная возможность упиться на судне, что, видимо, оправданно. Разный народ бывает. Можно, правда, купить абонемент на все питье без ограничений. Это стоит как весь круиз. Причем, все пассажиры каюты обязаны приобрести абонемент.
Курение, было написано, запрещено вообще и везде. Я даже сигареты с собой не взял. Оказалось, что на третьей палубе есть уютный курительный уголок. В казино можно курить, но только у бара. И еще на дискотеке "Для тех, кому хорошо за 40". Обнаружив такие вольности, я приобрел в Мексике пачку сигарет. К Нью-Йорку пачка закончилась. Я попытался купить еще одну, но натолкнулся на цену $15.5. При 57 шекелей за пачку без труда воздерживался от курения, с завистью поглядывая на изредка попадавшихся курящих богатеев.
Каюту Жанка достала с балконом. Это классно. От соседей балкон наглухо отгорожен. Хоть загорай голым.
Я, как нелюбитель находиться на воде, проверил первым делом наличие спасательных жилетов в каюте. У нас было аж по два на каждого.
Была даже небольшая абордажная лесенка (потом оказалось, что это для двухэтажной койки, которую можно было спустить с потолка).
В момент отплытия весь личный состав отдыхающих согнали, именно так, на инструктаж по эвакуации. Всех построили в шеренги напротив своих шлюпок и строго настрого наказали вести себя прилично, а не так, как на Титанике. Оглядев публику, с которой мне придется бороться за место в шлюпке, я решил, что абордажную лестицу надо будет взять с собой.
Кстати, все это мероприятие на 5 дней на двоих стоило нам примерно $1600. Отдыхать в Эйлате дороже. Более того, по опыту наших друзей, разбить машину на Родосе тоже стоит немного дороже, но уже сопоставимо.
В стоимость тура должны также входить чаевые, $13 с человека в день. Так написано на сайте компании, и я не удивился, когда на второй день путешествия с моей карточки сняли $130. На всякий случай пошел проверить в отдел обслуживания. Да, говорят - чаевые. А, говорю, это часть цены, или добровольный взнос? Добровольный, конечно, говорят. Я подумал и говорю, так можно не платить? Вполне, отвечают. Ну, тогда вычеркивайте, говорю. Пожалуйста, вот распечатка. Прихожу к Жанке, рассказываю. Она спрашивает: "А что так можно было? Тогда я пошла в магазин." Чаевые обошлись бы дешевле.
Торговал в магазине молодой человек со словом Pavlo на бейджике.
- Не с Украины будем? - спрашиваю.
- Да, из Ивано-Франковска, - ответил Павло на прекрасном русском языке.
- Недавно в Киеве у вас были.
- И как?
- Красивый уютный город.
- А у вас в Иерусалиме жара. И заблудился я в старом городе.
- В старом городе заблудиться немудрено. А с мягким украинским климатом разве что-то может сравниться.
"Вот и я говорю,- подтвердил Павло, - Ukraine is the best!"
Убедительно звучит из уст Павло, рассекающего воды Мексиканского залива.
Любой, побывавший в Америке, удивляется кретинической системе чаевых в этой стране.
Туристические путеводители, написанные американцами, инструктируют читателя добавлять 20% на любой счет, который им подают в Америке. В гостинице и ресторане следует давать по пять долларов любому, кто с вами заговорил и доллар тому, кто улыбнулся. Начинаю думать, что в Америке, когда два соседа здороваются при встрече, тому, кто поздоровался первым, полагаются чаевые. Поэтому все такие дружелюбные.
Все, видимо, не так просто, раз государство официально разрешает проводить миллиарды мимо кассы. Предположу, что бедные слои населения, работающие в сфере обслуживания, добились в результате классовой борьбы права обманывать налоговое управление так же, как это делают богатые граждане.
Вернемся в плавание. Лайнер из небольших. 12 палуб. На корме - концертный зал высотой в три палубы. Наверху - водная горка, два маленьких бассейна, два джакузи, амфитеатр лежаков в 3-4 палубы с киноэкраном. Беговая дорожка 167 метров. Эта цифра и еще надпись в лифте в килограммах выдало европейскую, итальянкую постройку. Капитан и командный состав - итальянцы. В носу на 12-й палубе - тренажерный зал, детский клуб. По палубам разбросаны рестораны (мы все не нашли), бары, клубы, залы, картинная галерея, библиотека. В середине - патио в 9 палуб с лифтами, а также магазинами. На каждой жилой палубе - прачечная. Стиральные и сушильные машины по $3 каждая. Нам это было более чем кстати.
Главное развлечение на лайнере, после еды, гулять и смотереть, что где находится.
В первый же день мы отметились в бассейне и решили, что одного раза достаточно.
Ужин за нашим отдельным столиком в настоящем хорошем ресторане с хорошего уровня едой. Из бесплатных напитков - вода и лимонад.
Завтрак - аналогично, но столики не зарезервированы. Образуется очередь. Один раз пришлось ждать завтрак до 12, перебиваясь все утро гамбургерами с жареной картошкой в ожидании яиц Бенедикт.
Ужинать и завтракать можно было также в режиме шведского стола вместо ресторана, что мы для разнообразия пару раз и сделали.
Развлекательная программа по вечерам - классная и на любой вкус.
Учитывая, что круиз короткий и дешевый, публика подобралась не из аристократов, что было хорошо видно при посадке. Но на огромном судне все где-то растворились и никому не мешали. Как раз на концерты и экскурсии приходили люди из более высокого общества. Вроде нас.
В первую ночь в пять утра я проснулся, вышел на балкон и увидел слабый свет вдали над океаном. Я разбудил Жанку встречать восход. Через полчаса и через час, вопреки законам астрономии, слабый свет не превратился в восход. Я понял, что это мы вышли из устья Миссисипи (170 км от Нового Орлеана до океана) и наблюдаем огни какого-то прибрежного города. Солце появилось лишь в седьмом часу. Вот так просидели ночью полтора часа с бокалом вина на балкончике. Кайф!
С утра решили пойти заняться спортом. Пофотографироваться на беговой дорожке посреди океана. Часок побегать на тренажере, нависающем над носом лайнера.
После пробежки собрался в сауну. Огромная сауна с большим окном в океан. Захожу. Сидит один только посетитель, уткнувшись в телефон. Завидев меня, отвлекся и сообщил: "Тут жарковато было. Я отопление отключил." Пришлось удовольствоваться турецкой баней.
Народу в спортзале почти не было. Люди пять дней сосредоточенно ели.
Клуб "Для тех, кому за сорок" по утрам превращался в картинную галерею с огромным количеством картин и лекционным залом. Лектором оказался некто по имени Юваль, и это было единственной причиной того, что мы пошли послушать своих. Юваль во время лекции корней своих не упомянул и по-английски говорил без акцента. Мало ли в Израиле нерусскоговорящих Игорей.
Лекция в стиле книжки "Богатый папа, бедный папа" (о том, как разбогатеть, торгуя недвижимостью и не вставая с дивана). Юваль объяснял семейным парам пришедшим на лекцию в 11 часов утра, в короткую паузу между завтраком и обедом, как прямо здесь, на судне, ничего не понимая в живописи, превратиться в коллекционеров картин, и как это изменит всю их жизнь. Можно сразу стать заядлым коллекционеров, вложив, точнее, выложив несколько десятков тысяч долларов. А можно приобрести за тысячу долларов пару небольших картин и прослыть начинающим коллекционером. Главное - на корабле в наличии картины любого размера, позволяющее абсолютно любому любителю гамбургеров превратиться, не сходя с корабля, в любителя живописи.
Кстати, о живописи. Масса народа отдало под живопись свое тело. Всё. Картинки не черно-белые (то есть, не сине-розовые или не черно-синие), а цветные.
Во второй день путешествия - выход на берег в Мексике. Поехали на экскурсию в сталактитовую пещеру. Сели в катер, который пришвартовался прямо к борту лайнера. Минут 40 плыли. Потом с час ехали в джунглях. Потом выдали гидрокостюмы и спасательные жилеты. Полчаса шли по джунглям. Пару часов по пещере, заполненной водой. В двух местах надо было плыть. Пещера намного больше нашей, но у нас расцветки побогаче.
Фотоаппараты с собой брать было нельзя. С нами был фотограф. Фотографии потом, за хорошие, естественно, деньги. Часа полтора осталось на пляж и искупаться в Мексиканском заливе. Ничем не отличается от любого другого тропического моря и песчаного пляжа.
На следующий день - опять Мексика.
Два часа езды. По обочинам, не то чтобы трущобы, а как-то неухожено. Мексиканская, арабская, китайская жизнь за обочиной дороги очень похожи друг на друга.
Город древних майя - Чичен-Ица со знаменитой ступенчатой пирамидой.
Они, майя, почему-то очень увлекались календарем. За что мы в 2012 году чуть не расплатились. Из других развлечений - ритуальный футбол. Резинового мяча руками касаться было нельзя. В конце матча - жертвоприношение одного из футболистов. Ученые сегодня сходятся на том, что в жертву богам приносили забившего гол бомбардира. Логично. Если жертва - богам, то богам требуется лучший игрок, а не бездарный полузащитник проигравшей команды. Логично предположить, что в жертву богам приносили также ногу игрока давшего голевой пас. Это моя смелая версия, которой еще предстоит быть проверенной учеными.
Гид как-то даже и не подумал упомянуть, когда эти сооружения были построены, и очень удивился моему вопросу. Понятно, что до открытия Америки.
Следующая достопримечательность - купание в провале. Огромная яма, глубиной метров пятнадцать, заросшая лианами, с водой на дне. В такие ямы майя тоже бросали друг друга, в качестве жертвоприношения.
И тут пошел теплый послеполуденный тропический дождь, единственный за все наше путешествие. Мы четыре месяца не видели дождя. Насладились.
Готовясь к поездке, мы узнали, что в каждом порту можно заказать такую же экскурсию за пол-
и четверть цены на любом языке, включая русский. В отличие от поездки, заказанной у круизной фирмы, нет никакой гарантии, что обратно вас привезут вовремя. Лайнер отплывет вовремя и без сантиментов. Отчет о такой самостоятельной поездке с опозданием на пароход и долгой дорогой с мексиканского пляжа в Америку оказался бы на порядок сочнее.
Мои тесть с тещей как-то опоздали к отплытию круиза по Рейну, но нагнали на такси. Потом в красках описывали, как договаривались на идише с таксистом-иранцем. Что интересно, в тот же день, ребенок, тогда второклассник, опоздал на подвозку из школы. Ему таки досталось. А бабушку с дедушкой кто же ругать будет за опоздание на пароход.
Следующий день мы провели в море, а после этого наутро улетели в Балтимор.
Несмотря на богатую историю, еврейский музей, круиз по заливу и прочие развлечения, связанные с работой, Балтимор ни в какое сравнение с Новым Орлеаном не идет.
Единственное развлечение - отъезд в Нью-Йорк.
Мы решили выбрать один из самых экзотических американских видов транспорта - автобус. Билет - $5, право выбрать место еще $8.
Водитель привез нас из гостиницы в чистое поле, на котором было припарковано несколько сотен машин, и стоял столбик автобусной остановки Megabus. Местная бездомная убедила нашего водителя, что именно отсюда отходят автобусы на Нью-Йорк. Через какое-то время подъехал другой автобус, и я из любопытства проверил эту версию. Она оказалась не верна. У нас оставалось до рейса четверть часа и водитель автобуса сказал, что отвезет нас в правильное место. Оно оказалось в паре километров оттуда в точно таком же чистом поле.
Стали первыми в привилегированную очередь для клиентов с бронью.
Можно было бы предположить, что автобусом за такою цену пользуются в основном бездомные, которым надоело спать на углу 31-й улицы и Бродвея, и они решили проверить, как спится в другом городе.
Все оказалось по-другому. Большинство наших соседей по очереди впервые в жизни пустились в это авантюру - езду на автобусе. Мы-то с Жанкой уже один раз четыре года назад ехали на автобусе из Чикаго, и поэтому приобрели в очереди изрядный авторитет, давая ценные советы, которые смогут пригодиться в пути.
Наступил час отъезда - 9.15. Автобуса нет. Прошла еще четверть часа, еще четверть - по-прежнему. НИ ОДИН из стоявших в очереди не стал возмущаться, кричать и скандалить, как непременно случилось бы у нас.
Автобус приехал только в десять.
Зато здорово было ехать на передних креслах второго этажа, проезжая местные американские городки с названиями Лондон, Париж и прочее в том же духе. Только город Joppa порадовал своим неординарным названием.
А ровно в час мы вышли из автобуса на углу 27-й улицы и 7-й авеню.
Наверное, только поезд был бы быстрее. Но на сайте поезда настолько бестолково было написано о провозе чемоданов, что мы решили не проверять это на практике. Ну и поезд дороже в несколько раз.
До гостиницы дошли несколько кварталов пешком. Ночь $250! Париж и Рим отдыхают. Только сарайчик на берегу Кинерета в праздники, смог бы посостязаться в дороговизне с Нью-Йорком.
Гостиничный сервис вообще граничит с жульничеством, а в Нью-Йорке особенно. В гостинице потребовали еще денег, и пришлось выдержать непростую дискуссию, пока они успокоились. Во всех номерах - жутко шумящие оконные кондиционеры. У нас оконные кондиционеры не в ходу уже лет двадцать. И уж никак не в гостинице.
Несмотря на глобальные дифирамбы американскому сервису, я, отнюдь, не его поклонник. Сервис построен на том, чтобы выудить у клиента денег больше, чем он собирался заплатить, даже тогда, когда цена оговорена заранее. Ничего подобного не происходило у меня с китайцами, например. А если американцам удается создать где-то условия монополии, то наглость во взвинчивании цены не имеет границ. Большой плюс, конечно, что происходит это с милой улыбкой, а не с хамским: "Вас много, а я одна".
Еще пример на эту тему. Способ оплаты метро построен так, чтобы на проездной карточке пары туристов всегда оставалось неизпользованными чуть меньше $5.5. Одна поездка $2.75.
Нью-Йорк во второй раз - тема отдельного исследования. Мы сделали ставку на километраж. 15-20 км в день позволяют неплохо посмотреть город. Один музей и две экскурсии. Во всех трех бесплатных экскурсиях за чаевые гиды были прекрасные. Молодой человек в туре по Нью-Орлеанским призракам; коренной житель Нью-Йорка, ругающий все на чем свет стоит, как и положено нью-йоркцу, - по нижнему Манхеттену, китайскому и итальянскому кварталам; колоритная негритянская дама в экскурсии по Гарлему (10 израильтян в группе из 19 человек), рассказавшая как тяжело жилось неграм, и как им за это теперь все всё должны. Рассказывала, например, что они сами себя тоже делят по цвету кожи. Чем светлее, тем более продвинут. Но это никакой не расизм. Это колоризм! Вроде того как, еврейские анекдоты могут рассказывать только евреи, иначе будет считаться антисемитизмом.
И этнографический тур на Брайтон Бич с ужином в ресторане Волна и прослушиванием местного фольклора за соседним столиком.
Там на берегу на Кони-Айленд первый в мире Луна-парк, которым еще Маяковский восхищался.
Побоявшись из-за пробок ехать в аэропорт на такси, мы решились снова воспользоваться общественным транспортом. Получилось всего - от гостиницы до входа в терминал, пешком до станции, двумя поездами и аэропортовским автобусом - два часа.
Потом, сдача чемоданов девушкам. Они должны были стащить 23 килограммовые чемоданы с весов и загрузить их на транспортер. И чуть было не рванулся помочь, но в последний момент остановился. Могли запросто арестовать за неподобающее сексистское поведение.
Два раза стояли в том же аэропорту в очереди на личный досмотр. Оба раза очередь начиналась в одной точке и занимала минут сорок. Открывают и закрывают проверочные коридоры так, чтобы очередь ни в коем случае не уменьшалась.
Лучше в Америку прилетать и улетать не через Нью-Йорк.
Кстати, никакого паспортного контроля на выезде, никто не сверил, мое ли лицо в паспорте, даже печати не поставили и не спросили, где с утра были мои чемоданы.
Поездка удалась! В меру туризма, в меру отдыха, и даже в меру работы. С Америкой теперь сделаем паузу, и в Европу, в Европу!