Музей ивановского ситца расположен через дорогу от
Историко-краеведческого музея. Их, кстати, соединяет подземный переход. И находится он в доме Д.Г. Бурылина, выстроенном в начале XX века в стиле Модерн. До постройки здания Историко-краеведческого музея именно в этом доме хранились все коллекции Дмитрия Геннадьевича. Сейчас здесь находится та её часть, которая рассказывает о главном ремесле области. Смотрим?
2. Прялка Башенка и прялка Терем, XIX век, Ярославская губерния, дерево. Между прялками - Мочечник для хранения веретён с льняной пряжей, XIX век, Владимирская губерния, лоза.
Мочечник - коробка без крышки, вытянутой овальной формы, для хранения пряжи, веретён, вышивки, нитей и других личных вещей пряхи. Название происходит от слова Мочка - кудель.
3. Самопрялка, XIX век, Верхняя Волга.
4. Скально, XIX век, Владимирская губерния, дерево.
Скально использовали для перемотки ниток в удобную форму. Нити с напряденного клубка наматывались на железный конец скала. При этом крутили ручку, колесо вертелось, по верёвочной передаче вращение передавалось на металлический стержень, на котором была надета цевка - своеобразная катушка для ниток.
5. Вьюшка на стойке и Круг-колоброд, XIX век, Владимирская губерния, дерево.
Вьюшка - приспособление, на которое наматываются нитки.
6. Ткацкий стан, первая половина XIX века, Россия, дерево.
7. Манеры, конец XVII - начало XVIII века, Владимирская губерния, дерево.
Манеры - набойная доска, ручная набивная деревянная форма, которой наносили краски на ткань.
8. Ступа с пестом для отбеливания холстов, XIX век, Владимирская губерния.
9. При каждой ситценабивной мануфактуре имелось специальное небольшое помещение, так называемая Секретная, где колорист разрабатывал и хранил рецепты составления красок, благодаря которым фабрика создавала тот или иной сорт крашеной ткани и рисунок ситца. Рецепты способов крашения хранились мастерами в большой тайне и записывались в специальные рецептурные книги шифром. От таланта, знания и умения колориста зависели красота и прочность окраски ситцев, что играло существенную роль в сбыте продукции.
10. Перротинные доски, середина XIX века, Шуйский уезд, дерево, латунь.
Печатная машина-перротина была изобретена во Франции в 1834 году инженером Перро. Печать велась плоскими формами, которые стали называться по имени своего изобретателя - перротинными.
11. Перротина - плоскопечатная машина. Была установлена в 1847 году на мануфактурах Степана Посылина, Якова Куваева и Никона Гарелина. При помощи перротины печатали 30-50 кусков ткани в 2-3 цвета за рабочий день. Одна такая машина выполняла работу 50 рабочих при том, что её обслуживали всего 2 человека.
12. Валы печатные, вторая половина XIX века, Иваново-Вознесенск, медь.
13. А вот так выглядела мануфактура перед революцией.
14. Одежда фабричной работницы - кофта-казак, ситцевая юбка и ситцевый платок, конец XIX века, Россия.
15. Ткани.
16. И в заключение - на втором этаже находится экспозиция знаменитого модельера Славы Зайцева, уроженца города Иваново.