Уфа. Часть 10. Художественный музей. Живопись

Mar 18, 2023 08:00


Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова открыт в 1920 году. Стараниями уроженца Уфы, замечательного русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Именно его коллекция живописи легла в основу создаваемого музея. Надо сказать, что музей потрясающий, интересных экспонатов море, поэтому постов будет несколько. А начнём знакомство, конечно же, с великолепных полотен русских мастеров, творчество которых любимо многими. Смотрим?





2. Очень много работ самого Михаила Васильевича.

Михаил Нестеров. Кабинет отца. Конец 1870-ых годов.



3. Михаил Нестеров. Терраса на Капри. 1889.



4. Михаил Нестеров. Голова молящегося юноши. Этюд к картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». 1891.

Образ Сергия Радонежского стал ключевым в творчестве Михаила Нестерова. Толчком для художника послужили празднества, посвящённые 500-летию со дня кончины основателя Троице-Сергиевой лавры, которые проходили в России в 1892 году. Нестеров почитал святого с детства, а юбилейная дата положила начало серии из 15 больших полотен, повествующих о жизни и служении преподобного Сергия. Одним из масштабных полотен стала картина «Юность преподобного Сергия Радонежского», к которой художник написал множество вспомогательных материалов. Модель для этюда «Голова молящегося юноши» была найдена случайно. Художник в Киеве занимался росписью Владимирского собора. Ему нужна была натурщица для образа одного из святых и местная художественная школа прислала одну из учениц, с которой был написан и этот этюд. Финальный вариант, вошедший в картину, значительно видоизменился, и в одухотворённом юноше трудно увидеть женские черты, но лицо, огромные глаза и переданное художником выражение молитвенного восторга остались такими же.



5. Михаил Нестеров. Адриатическое море. 1893.



6. Михаил Нестеров. Абастуман. 1900.

Абастумани художник отдал 5 лет своей жизни. По приглашению Цесаревича Георгия Александровича он расписывал там храм в честь святого Александра Невского.



7. Михаил Нестеров. Крым. 1900-ые годы.



8. Михаил Нестеров. Зимой в скиту. 1904.

Под впечатлением романов П.И. Мельникова-Печёрского «В лесах» и «На горах», живописец посвятил целую серию своих картин героиням этих романов. Это полотно посвящено Флёнушке - кроткой и чистой девушке, которая страдает от невозможности любви и счастливой семейной жизни и не нашедшей покоя и умиротворения даже в монастырских стенах. Картина пронизана чувством безысходной тоски, а печаль и одиночество молодой женщины подчёркнуты унылым заснеженным пейзажем с еле виднеющимися избами скита и тонкими белоствольными берёзками. Яркая красно-чёрная одежда женщины выделяется на фоне холодных серебристо-голубоватых красок пейзажа. Героиня вызывает сострадание - молодая и красивая женщина навсегда погребена в дремучих лесах в суровых условиях старообрядческого скита, полностью оторванного от цивилизации. Позировала для картины вторая жена художника - Екатерина, которая стала для него не только хранительницей домашнего очага и помощницей в делах, но и музой.



9. Михаил Нестеров. Осень. 1908.



10. Михаил Нестеров. Уральский пейзаж. Первая половина 1910-ых годов.

«Лето моё прошло довольно разнообразно. Начал я с того, что в мае уехал на Волгу, потом в свою Уфу, оттуда на Урал, перевалил его, был в сорока пяти верстах от Европы. Дивная природа Урала восхитила меня, столько в ней чего-то близкого моей великорусской душе! Неисчерпаемый источник этот Урал для русских пейзажистов, и жаль, что даже А.Васнецову не удалось подметить всей прелести, своеобразия и драматизма Урала. Ну, да бог с ним!»

Из письма Л.В. Средину.



11. Михаил Нестеров. Дача в Берёзке. 1912.

Михаил Васильевич Нестеров приезжал в Берёзки, как он сам говорил, «восстановить силы, попастись на травке, пописать этюды». В 1910 и в 1911 годах он жил здесь урывками, а в 1912 году семья Нестеровых провела на даче в Берёзках всё лето.



12. Есть несколько пейзажей Левитана.

Исаак Левитан. Пашня. 1880-ые годы.



13. Исаак Левитан. Лесная речка. 1880-ые годы.



14. Исаак Левитан. К вечеру. Река Истра. 1885.



15. Исаак Левитан. Пейзаж. Волга. 1888-1890.



16. Исаак Левитан. На Волге у берега. 1888-1890.



17. Исаак Левитан. В Крыму зимой. 1900.



18. Мой любимый Айвазовский.

Иван Айвазовский. Ночь в Венеции. 1847.

Картина - классический образец романтического пейзажа. Художник сумел передать всю красоту и прелесть южной ночи в итальянском городе. Глубокое знание всех тонкостей морской стихии нашло своё отображение в неверности лунного света, переливающегося на воде и отражающегося на берегу. Таинственная прелесть моря и неба кажется ещё прекраснее на фоне бесшумного скольжения гондол по водной глади. Живописец не стал ограничиваться изображением природы. Он мастерски добавил в композицию небольшие фигурки местных жителей. Одинокий гондольер и спокойно прогуливающиеся по берегу венецианцы подчёркивают идиллию. На заднем плане художник разместил постройки, они кажутся второстепенными, но это лишь на первый взгляд. На самом деле здания настолько тщательно прорисованы, что без них образ ночного города был бы неполным. Иногда они практически сливаются с морской гладью, которая как будто колышется от лёгкого бриза. Этот ночной ветерок пришёл на смену длинному жаркому дню, принеся жителям города долгожданную прохладу.



19. Иван Айвазовский. Ночь ( Бухта в Феодосии ). 1890-ые годы.



20. Николай Гё. Портрет доктора Краузе. 1860-1861.

В картине художник воплотил образ интеллигентного человека с богатым внутренним миром. Вильгельм Краузе был выдающимся хирургом, одним из родоначальников целого поколения немецких медиков. Живописец познакомился с ним во Флоренции, где жил, начиная с 1860 года. Тогда же он написал эту картину.



21. Василий Верещагин. Башкир. Конец 1860-ых - начало 1870-ых.



22. Алексей Саврасов. Пейзаж с избушкой. 1866.

Полотно вызывает у зрителя искреннее волнение, хотя в пейзаже нет никакого драматического сюжета. Всё предельно просто: полуразвалившаяся избушка, босоногий мальчик, дремлющая на солнце собака и домашняя птица, ищущая себе пропитание в дворе. Но картина проникнута сильным поэтическим переживанием, вызванным изображением будничной и не слишком радостной крестьянской жизни, которая сопровождается тяготами физического труда и нищетой. Несмотря на незатейливость сюжета, не остаётся сомнений, что пейзаж потребовал от художника немалых творческих усилий и длительного времени. Результат труда - удивительно целостное произведение искусства, которое производит неизгладимое впечатление на зрителя.



23. Василий Поленов. Баальбек. Развалины Круглого храма. 1882.

Этот небольшой по размерам этюд входит в серию произведений, созданных живописцем под впечатлением его путешествий по Востоку. Кажется, свет льётся на остатки колонн и каменной кладки буквально отовсюду, отражаясь в мраморных плитах пола. В то же время голые стволы высохших под жарким южным солнцем деревьев говорят одновременно и о знойном лете, и о запустении этого места. Когда-то храм был полон людей, которых он укрывал от дождя и ветра. Теперь же это место безлюдно, и уже совсем скоро проросшие сквозь каменные плиты трава и деревья окончательно превратят его в безжизненную пустыню. Баальбек, некогда большой торговый центр древнего Ливана, в 1775 году пережил разрушительное землетрясение, после чего превратился в город-призрак, что и запечатлел в своём этюде русский художник.



24. Илья Репин. Голова ссыльного. Этюд к картине «Не ждали». 1884.

В период, начавшийся в конце 1870-х годов, важной темой в жанровых полотнах Репина стали некоторые моменты из жизни типичного русского революционера. Его масштабная работа «Не ждали» показывает характер мыслей мастера о судьбе ссыльных. Не стоит забывать, что действие происходит во время социально-политических перемен в России, последовавших после разгрома народничества. Бывшие активисты движения сопротивления режиму начали возвращаться из ссылок. Сюжет произведения «Не ждали» основан на таком моменте. Образ революционера, много лет прожившего вдали от близких, его трагизм и психологическое состояние Илья Ефимович хотел передать в своей работе. То, насколько серьезно он относился к этому, подтверждают этюды головы ссыльного, где важнейшую роль играет выражение лица. На сегодняшний день известно лишь два этюда головы революционера: один находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, а второй - в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Эксперты считают, что именно «башкирский» вариант более ранний. Мы видим уверенность и силу во взгляде героя. Первое впечатление подтверждают крепкая посадка головы и выражение лица. Во втором этюде ссыльный напоминает рембрандтовского блудного сына: исхудавший, уставший, с тёмными кругами под глазами. От этого ценность «башкирской» картины только увеличивается.



25. Архип Куинджи. Терек. 1888.



26. Василий Суриков. На реке. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1892.



27. Иван Шишкин. Лесная дорога. 1897.



28. Игорь Грабарь. Золотые листья. 1901.

Яркий колорит полотна построен на доминировании красных и жёлтых оттенков, которые подчёркивают нарядность ранней осени, пылающую торжественность пламенеющих красок. Картина написана художником после его возвращения в Россию из европейского путешествия. Может быть поэтому его восторженные чувства так созвучны настроению пейзажа.



29. Валентин Серов. Портрет балерины Е.С. Карзинкиной. 1906.

Елизавета Сергеевна Карзинкина танцевала в частной труппе русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова, отличалась стройностью и грациозностью. Художник изобразил её в рост, с гордо поднятой головой и прямым взглядом, с чёрной карманной собачкой на руках. Созданный углём и пастелью «Портрет балерины Е. С. Карзинкиной» демонстрирует виртуозное мастерство Серова и занимает особое место в его творчестве. Этой работой художник открыл серию графических портретов выдающихся русских балерин.



30. Давид Бурлюк. Татарская деревня. 1915-1918.



31. Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1917.

Крымские пейзажи стали занимать значительное место в творчестве художника после того, как он построил дачу в Гурзуфе. В период с 1910 по 1917 год художник много времени проводил в гурзуфском доме, где плодотворно работал. Здесь он создавал пейзажи, наполненные солнечным светом и теплом, изображал широкое пространство, утопающее в благоухающей зелени и цветах. Эта картина была написана перед отъездом из Крыма. После Октябрьской революции живописец больше никогда не приезжал в Гурзуф.



Продолжение следует...

живопись, Уфа, поволжье, #всемвесна, Башкирия, #10музеев, музеи

Previous post Next post
Up