Морской бульвар - это набережная или по-калининградски променад, пешеходная улица по берегу Балтийского пролива, с расположенными на ней достопримечательностями. Смотрим?
2. Мемориальный камень морякам - героям штурма Пиллау. Бои здесь шли ожесточённые.
3. Рядом - памятный знак в честь 100-летия образования пограничных войск.
4. Один из символов Балтийска - Маяк, 1816. Высота 33 м. Фундамент маяка сложен из гигантских гранитных блоков, обнесённых полуметровыми сваями, стянутыми для прочности тяжёлыми коваными цепями. Несмотря на метровую толщину стен, маяк выглядит лёгким и стройным. Кирпичная кладка маяка - монолит, способный выдержать природные катаклизмы. Изначально световой луч создавался за счёт горения растительного масла. Затем масло заменили на керосин, потом использовали газовые лампы и лишь с 1913 года маяк перешёл на электроосвещение.
5. Пётр Великий бывал здесь трижды. Впервые, в 1697 году в составе Великого посольства. Пётр осматривал крепостные бастионы, учился артиллерийскому бою, а свободное время проводил в обществе портовых матросов, в основном выходцев из Голландии, язык которых хорошо знал. Отметил он здесь и свои именины, закатив грандиозный фейерверк. Вообщем, шороху навёл. Второй раз Пётр I посетил Пиллау с супругой Екатериной в конце 1711 года, когда они возвращались из Померании в Петербург, чем вызвали чрезвычайный переполох у наследника прусского престола. Любопытство, проявленное московским царём, вызвало озабоченность губернатора, о чём он и уведомил кронпринца. С поспешностью в Пиллау были выстроены новые укрепления и позиции для артиллерийских батарей. На помощь гарнизону прибыло свежее подкрепление. И в третий раз, в 1716 году русский царь был в Пиллау со своим большим флотом. Удивительно мобильный был наш Государь.
6. Лоцманская башня, 1936. Возвели башню к началу Олимпийских игр, проходивших в Германии. В здании разместились лоцманская служба, дежурная служба управления движением кораблей в канале, радарные установки, радиосвязь и служба наблюдения за погодой.
7. Сохранившиеся немецкие ДОТы.
8. А рядом - Башня-дальномер. Возведена на бетонном массиве немецкой береговой батареи. Подобные вышки строились в послевоенные годы во многих местах на побережье Балтики и служили для управления огнём железнодорожных артиллерийских установок.
9. Ещё один символ Балтийска - памятник Елизавете Петровне. Установлен в ознаменование исторических побед русской армии и флота, когда Восточная Пруссия почти на 20 лет стала одной из российских провинций. В эти годы в пиллауской цитадели стояли полки русской армии, а в Крепостном канале швартовались корабли Балтийского флота. Императрица изображена верхом на коне, в платье и в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Кажется, будто она лично встречает все корабли, идущие в порт Кёнигсберга. После смерти Елизаветы Петровны, вступивший на престол император Пётр III заключил мир с прусским королём, вернув ему завоёванные российской армией земли, в том числе и Пиллау. Одно слово, поганец!
10. А заканчивается променад вот чем. Северный мол, 1840-1883. Строился для предотвращения размыва и обмеления пролива и заносов его песком. На поверхности дамбы до 1945 года функционировала железная дорога.
11. На оконечности Северного мола установлен красный маячок.
12. А вот на другой стороне пролива находится Южный мол. С зелёным маячком.
13. Для защиты молов от непогоды установлены бетонные волноломы.
14. Молы, расстояние между которыми 361,6 м, образуют своеобразные морские ворота в Балтийск. Правда, красиво? И Елизавета вдали встречает и провожает корабли.