Малые Корелы. Часть 2. Двинской сектор

Nov 15, 2022 08:00


Двинской сектор - самый большой в музее. Здесь представлены постройки, вывезенные из южных регионов Подвинья. Эта обширная территория включает в себя среднее и верхнее течения Северной Двины, а также её притоков. Наряду с традиционными занятиями сельским хозяйством, некоторые крестьяне были, так или иначе, заняты торговлей и извозом. Это обстоятельство сильно повлияло на жизнь и облик двинских деревень, многие из которых возникали на торговых или почтовых трактах.





Попадаем мы в Двинской сектор по живописной лестнице от водяной мельницы, о которой я рассказывала вот здесь Каргопольско-Онежский сектор. В Двинском секторе одна улица, поэтому так и пойдём, по кругу.

2. Мельница ветряная, XIX век. Мельница-столбовка на раме. Что это такое? Мельничный амбар вращается на врытом в землю столбе, отсюда Столбовка. Вокруг столба уложена рама из двух рядов брёвен, на которых вращается мельничный амбар. Отсюда На раме. А вот, чтобы поймать ветер, амбар поворачивала лошадь, которую впрягали в воротила, идущие от нижних углов задней стены амбара. Видите длинные палки позади мельницы? Это и есть воротила.



3. Дом-двор Туробова, 1920-ые годы. На фото видно, слева расположена летняя изба, а справа, ниже, зимняя. Так строили вычегодские крестьяне затем, чтобы холодные зимние ветра меньше выдували тепло в доме. Между двумя избами расположена клеть для хранения утвари. А над клетью - светёлка. Хозяин дома был ямщиком.



4. Амбар зерновой Туробова, первая половина XIX века. Дверь специально прорублена в боковой стене, перед ней устроена площадка - предмостье. Наличие предмостья позволяло брать мешки с повозки и переносить их в закрома на одном и том же уровне, не поднимаясь по лестнице. При необходимости мешки можно было сначала ставить на сухое предмостье, а затем заносить внутрь. От атмосферных осадков предмостье и боковой фасад амбара защищает длинный свес крыши.



5. Амбар-ледник Туробова, первая половина XIX века. Постройка для хранения скоропортящихся продуктов, в которой поддерживалась постоянная низкая температура. Для этого использовался плотно утрамбованный снег или лёд. Входом в ледник служил герметично закрывающийся деревянный люк.



6. Баня, конец XIX века. Внутреннее устройство бани предельно простое, в меньшей части сруба расположен предбанник, а в большей - мыльное помещение. В помещении для мытья, в углу у двери, сложена печь-каменка, топившаяся по-чёрному. Такая печь не имеет трубы, а дым во время топки выходит через специальное отверстие или через приоткрытую дверь. В бане не было котла для нагревания воды. Для этого использовали раскалённые камни, которые спускались в шайку специальными металлическими щипцами. Вместо мыла использовали щёлок - золу заливали водой и доводили до кипения. Мочалки делали из рогожи и лыка. Парились вениками из берёзы, пихты, иногда добавляя в них травы и цветы. Мылись обычно один раз в неделю, по субботам. Именно баня являлась тем сакральным пространством, где осуществлялись обряды, связанные с переходом к важнейшим этапам жизненного цикла - рождением, смертью, вступлением в брак. В банях лечили, заговаривали младенцев от сглаза и порчи, гадали.



7. Дом-двор Щёголева, 1826. Хозяин дома, помимо обычных крестьянских дел, занимался ямским извозом и принимал ямщиков на ночлег.



8. Дом-двор Цигарова, середина XIX века. Первый этаж дома - подклеть для хранения продуктов и зимняя изба. Второй этаж - горница и зимняя изба.





9. Амбар зерновой  - магазея, 1899. Кроме зерновых амбаров, находящихся в личной собственности крестьян, в деревне мог быть большой зерновой амбар-магазея, принадлежащий сельской общине. Здесь хранилось зерно, вносимое всеми членами общины. Это был запас зерна на случай неурожая, а также зерно, оставленное для весеннего сева. Ставили общественные амбары вдали от жилых построек, опасаясь пожара.



10. Дом-двор Шестакова, 1861. Дом является половиной избы-двойни, оставшейся после продажи и переноса другой половины. Семья Николая Ефимовича была середняцкой. Параллельно с сельхозработами хозяин дома выполнял обязанности звонаря.



11. Дом-двор Ермолиной, 1880. Первый хозяин дома Андрей Афанасьевич занимался росписью прялок, изб. Семья его составляла 8 человек. По вечерам в доме собирались односельчане слушать его байки.



12. После смерти хозяина дом перешёл его дочери Сусанне Андреевне и местные жители прозвали дом Сусанниным. Здесь проходили вечёрки, дом откупали, все приходящие что-нибудь приносили - дрова, конфеты, выпечку.



13. Дом-двор Русиновых, конец XIX века. Жилая часть дома разделена на два неравных по величине помещения. Большее - изба с печью. И меньшее - узкая комната, где находилась старообрядческая молельня. Кроме религиозных бдений, здесь занимались перепиской книг, учились пению и церковнославянской грамоте.



14. Кузница, конец XIX века. Зачастую кузницу ставили за деревней. Это делали неслучайно, постоянно пылавший в горне огонь мог вызвать пожар. Крестьянская община не могла существовать без кузнеца. Он изготовлял и чинил сельхозинвентарь, промысловые орудия, бытовые вещи. В том числе кузнецы занимались и ковкой лошадей.



15. Колодец колёсный.



16. Дом-двор Тропина, 1880-ые. В эти года выделяется прослойка богатых крестьян, занимающихся торговлей. Они активно подражали быту горожан, что отразилось и в архитектуре домов, и во внутреннем убранстве. Жилые помещения были обклеены обоями и обставлены покупной городской мебелью. Отопление комнат второго этажа тоже было обустроено на городской манер и имело калориферную систему - тёплый воздух от русских печей с первого этажа поднимался по трубам на второй этаж и нагревал печи-голландки. На самом верху центрального фасада находится светёлка, окно которой оформлено небольшим балконом, не имевшим практического значения и являвшимся одним из элементов подражания городской архитектуре.



17. В этом доме находится трактир. Сюда заходили уставшие путники, чтобы подкрепиться и передохнуть с дальней дороги.



18. По линии печи трактир разгораживает стойка, за которой на полках находятся посуда, бакалейный товар, винные и водочные бутылки, меры для водки (обязательный атрибут патентованной торговли спиртным). На стойке стоит большой самовар. Подобные деревенские трактиры служили и лавками, где можно было купить чай, сахар, дешёвые сладости. Поэтому в интерьере трактира присутствуют весы.





северо-запад России, #делобылоосенью, Малые Корелы, деревянное зодчество, #10музеев, Архангельская область, музеи

Previous post Next post
Up