Абхазия. Часть 10. Сухумский ботанический сад

Dec 03, 2018 10:00


Сухумский ботанический сад - один из старейших на Кавказе. Площадь 30 гектаров, 5000 растений - водных, оранжерейных, цветочных, древесно-кустарниковых. Только лекарственных насчитывается более 250 видов. Но рассказать я хочу не об этом.





2. Очень интересна история создания ботанического сада, и уж тем более люди, принимавшие в ней участие.

Николай Николаевич Раевский. Помните легенду о том, как генерал Раевский вместе с двумя малолетними сыновьями поднял в атаку русские войска и они удержали корпус маршала Даву? Тема эта запечатлена на множестве картин и описана даже нашим всё Александром Сергеевичем. Так вот - Николай Николаевич Раевский - самый младшенький участник тех событий, и было ему на ту пору 11 лет.

На тот момент, о котором я рассказываю Николай Николаевич успел принять участие в Отечественной войне, Персидской компании, войне с турками, получить массу орденов, подружиться с Пушкиным, жениться и основать город Новороссийск.

1839 год. Раевский - командир Черноморской береговой линии - едет с очередной инспекцией проверять гарнизоны. На тот момент Сухумское укрепление располагало единственным более менее подготовленным для торговли рейдом для судов. Поэтому именно этому форпосту Раевский уделил особое внимание. Выводы он сделал неутешительные:

«Климат Сухума вреден от того, что мы заняли турецкую крепость, расположенную в низменном месте. Сие неудобство можно отвратить перенесением крепости на соседнее возвышение, которое доходит до самого моря. Кроме того, турками были сделаны водопроводы в Сухум, они не были нами поддержаны и составили болото -  источник болезней. Осушение сего болота не представит большого затруднения».

А вот сопровождавший его полковник Григорий Филипсон был более пессимистичен и не смог разделить сразу такого деятельного напора своего командира: «Сухум имел очень печальный вид… Всё это было ветхо, гнило, грязно… Жители имели здесь вид болезненный, изнурённый, апатичный…»

Несмотря на некоторую степень уныния офицеров, Раевский мгновенно взялся за дело. Для начала он осушил пресловутые болота, успевшие унести не одну сотню, как местных жителей, так и солдат гарнизона. За считанные месяцы он растряс апатичность этого «печального» места.

Вскоре генерал, по привычке подробно осматривающий всю местность, наткнулся на удивительно ухоженный сад, за которым присматривал живущий подле в небольшом доме гарнизонный лекарь Владислав Багриновский. В саду произрастало множество местных эндемичных растений, не виданных ранее Раевским. Пройти мимо Николай Николаевич не мог в принципе.

Хозяин, Владислав Багриновский, был опальным студентом из Волынской губернии Житомирского уезда, родившимся в польской дворянской семье. Окончив Волынскую гимназию, он поступил в Виленскую медико-хирургическую академию. Учился Владислав хорошо, но быстро втянулся в очередное демократическое общество. Естественно, полиция всю контору прикрыла. Трибунал признал Багриновского виновным, а посему решил отправить молодого человека на Кавказ, чтобы руки занял, дабы голова не шалила. Как ни странно, это оказалось весьма мудрым решением. Молодой Владислав смог вписать своё имя в историю рядом с легендарным Раевским в качестве одного из основателей Сухумского ботанического сада.

Генерал Раевский приметил старательность и основательность Владислава. Поэтому, несмотря на дикое противодействие всего и вся, добился передачи садового участка с редчайшими эндемиками на военный баланс под названием «Сухум-Кальский военно-ботанический сад». Понятие «военный» здесь далеко не случайное. К организации, расширению и уходу за садом привлекли солдат крепости. В саду культивировали и множество плодовых деревьев и кустарников, пополнявших рацион гарнизона. Теперь сад стал частью укрепления, воспринимался своим и отвлекал бойцов от тягот службы на далёких форпостах Родины. Уже через год площадь сада увеличилась в четыре раза. Также Раевский смог утвердить Багриновского на должность директора ботанического сада, хотя репутация последнего этому отнюдь не способствовала.

Николай Николаевич твёрдо решил создать в Сухуме не просто сад, а настоящий питомник плодовых растений, чтобы бойцы гарнизонов и будущие переселенцы со своими семьями могли получать уже районированные саженцы плодовых деревьев, а местные жители ознакомиться с акклиматизированными растениями с других концов света. В Сухумский ботанический сад генерал привозил семена и саженцы со своих имений и из Никитского ботанического сада, из Сибири и из Турции. С прилежанием учёного садовода он писал, что Абхазия обильно производит виноград, апельсиновое, чайное и камфорное деревья и даже новозеландский лён. А вот уникальные эндемики Раевский отправлял в  Никитский и Петербургский ботанические сады.

После отставки Раевского и его кончины последнее творение генерала отнюдь не было забыто и заброшено. Сад взял под свою опеку комендант  Сухумского укрепления, а очень скоро попечительство стало определённой  традицией.

Вот такая удивительная история. Ботанический сад много пережил за свою историю, в том числе и разрушения, но каждый раз восстанавливался и непрерывно рос в размерах.



3. У входа - памятник Нестору Лакоба. Абхазам, конечно, виднее, но видится здесь совершенно другая фигура.



4. А теперь просто смотрим и наслаждаемся...











































Правда, красиво? Я была с экскурсией. По хорошему, ещё бы после экскурсии погулять самостоятельно. Но...мы поехали дальше.

Сухум, ботанический сад, Абхазия

Previous post Next post
Up