Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь основан в 1875 году. История его основания очень интересна.
2. В 1874 году на святой горе Афон возникла угроза закрытия Русского Пантелеймоновского монастыря. Греческое духовенство, стремившееся к господству на Афоне, предполагало тайно вывезти всю русскую братию на турецком корабле в Малую Азию и оставить насельников в каком-нибудь пустующем монастыре. Тогда-то игумен монастыря и обратился к русскому послу в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями о "даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеймоновой обители".
27 ноября 1875 года последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времён генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".
Первые посланцы с Афона прибыли сюда осенью 1875 года. Святогорская братия отрядила в Абхазию самых мастеровитых и искусных в строительных делах иноков. В течение зимы они проводили необходимые подготовительные работы - рубили лес и кустарники, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья.
Уже в марте 1896 года братия переехала в новоотстроенный нагорный монастырь, а спустя 4 года, 28 сентября 1900 года, состоялось освящение главного престола соборного храма.
Под бездонным синим небом на зелёном фоне гор раскидывалась широкая панорама монастырских храмов, увенчанных сияющими на солнце крестами.
3. К Святым вратам обители мимо цветущих оранжерей вела вымощенная камнем дорога, обсаженная пирамидальными кипарисами. Кстати, монахи обители первыми в Абхазии начали выращивать апельсины, мандарины и лимоны.
4. Не менее красочный вид открывался и с верхней площадки у монастырского входа. С левой стороны к обители примыкала сосновая роща. А чуть выше её - сад из вечнозелёных южных растений.
5. 1 июля 1901 года монастырь стал освещаться электричеством: рядом с водопадом, устроенным монахами, была построена гидроэлектростанция. Вслед за электричеством в обители появилась и своя… железная дорога. Протяжённость у неё была небольшая - всего около версты, но этого было достаточно, чтобы доставлять в небольших вагонетках с низменности в нагорные склады всё необходимое и спускать с крутого склона, где рос монастырский лес, дрова для отопления.
Прославился монастырь и своей благотворительностью. Помимо содержания школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, обитель оказывала помощь всем нуждающимся, бесплатно раздавала местным жителям продукты питания и медикаменты, не говоря уже об иконах, религиозных книгах и церковной утвари. И, конечно же, всегда радушно принимала богомольцев, безвозмездно предоставляя им не только кров и пищу, но и нередко снабжая необходимой одеждой, обувью и деньгами на обратную дорогу. Так было вплоть до 1924 года, пока монастырь не постигла та же участь, что и другие православные обители.
6. Главный собор Обители - Пантелеймона Целителя. Длина - 53 м, ширина - 34 м, высота - 40 м. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 года.
7. Изнутри стены расписаны палехскими мастерами и живописцами М.В.Моловым и А.В.Серебряковым.
8. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами - даром царя Александра III. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой расписаны фресками, выполненными известными волжскими иконописцами - братьями Оловянниковыми.
9. Надвратная церковь Вознесения Господня, 1896.
10. Больничная церковь мученика Иерона, 1895.
11. Церковь Преподобных отцов Афонских, 1895.
12. Территория монастыря.
13. Выход. И вход.
Я люблю посещать храмы. По многим причинам. Помолиться у икон, поклониться святыням, поставить свечки за здравие и за упокой, заказать сорокоуст своему любимому и единственному сыночку, и, конечно, пообщаться с Господом. За эти годы я побывала во многих храмах и монастырях. Есть такие, где сядешь на скамеечку и не хочешь уходить, до такой степени на душе хорошо и спокойно. Таких храмов, кстати, немного, но они есть. Энергетика в них душевная. Есть храмы, и их большинство, где просто и спокойно. Душа светлеет после их посещения. А есть храмы, откуда хочется вылететь пулей. Потому что чувствуешь, что это не твоё. Таких храмов очень мало, но они тоже есть.
Посещение Новоафонского монастыря оставило двоякое чувство. С одной стороны - великолепная архитектура, прекрасная природа, чудесные храмы. А с другой стороны - толпы туристов, шум, гам, повсеместная торговля, толкотня, невозможность общения с тем, ради кого всё это великолепие строилось. Свечку поставить невозможно, помолиться невозможно. Святости нет совершенно...Было одно только желание - сбежать отсюда побыстрее.
А вы посещали Новоафонский монастырь? Какие чувства он вызвал у вас?
Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух- древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей церковь как награда.
Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.
Их доброта струится от икон,
Под взглядами Святых немного трушу
и бьётся в сердце колокольный звон,
когда пред Богом обнажаю душу.
Хоругви тихо плещут за спиной,
у Царских врат склоню свои колени.
С престола Бог беседует со мной,
Ему раскаюсь в праздности и лени.
Мой храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы.
Автор Юрий Соловьёв.