Вчера в обеденный перерыв на сайте ФАС появилась интересная новость. К сожалению заметил ее лишь сейчас. Но очень хочу поделится с вами.
"Комитет Госдумы по информационной политике вместе с Федеральной антимонопольной службой разрабатывает законопроект, который поставит под запрет "стимулирующее упоминание" тех или иных брендов в популярных интернет-блогах - в том случае, если блогер не зарегистрировался в качестве предпринимателя и не уплатил соответствующий налог..."
[Весь текст]Об этом 15 февраля в ходе заседания Делового клуба РИА Новости сообщил заместитель председателя Госдумы РФ, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Похожая система рекламирования товаров и услуг давно известна нам по кинематографу или телевизионной продукции. Она пришла к нам с Запада и само ее название звучит по-английски - "продакт плейсмент". "Но если договоры владельцев брендов с кинематографистами заключаются официально, то блогеры, которые рекламируют чьи-то товары и услуги, не являются ни предпринимателями, ни СМИ, а значит, налогов не платят, и оценить их коммерческую деятельность сложно", - подчеркнул Сергей Железняк.
Согласно законопроекту, любое стимулирующее упоминание бренда в блоге будет приравниваться к его рекламе. Факты "черного пиара" доказать будет сложнее, признал Железняк: в случае негативного упоминания у автора будет больше шансов доказать, что это личное мнение, а не проплаченный пост.
Предполагается, что анализировать блоги на предмет скрытой рекламы будут не люди, а машины - например, программно-аппаратный комплекс для обработки больших данных, установка которого идет в ФНС. В этом случае расходы будут минимальными, и доначисленные налоги позволят их окупить.
Теневой оборот незарегистрированной рекламы в российских блогах, по словам Железняка, составляет десятки миллионов долларов в год. Депутат сообщил, что законопроект будет внесен в Госдуму в течение 2013 года.
Правда интересная новость? Сейчас с самим законопроектом ознакомиться еще нельзя. Очень жаль. Но мне интересен сам механизм выявления такой рекламы в блогах. Как это вообще технически возможно. Что за чудо-юдо агрегат будет решать реклама это или обычные эмоции?! Кто тот "судья", решающий получал ли человек деньги или нет. Как это докажут?!
Давайте рассмотрим эту ситуацию на примере ивановской блогосферы:
1. Уже два года принимаю участие в акции "Блогеры против мусора". Спонсоров у мероприятия много, поэтому участники во время уборки носят на себе символику разнообразных фирм. Вот один из участников в майке "Пчелайна"
После завершения акции все участники постят десятки историй с фотографиями мероприятия. Там проскальзывает символика. Скрытая реклама?! Может блогеры за нее деньги получили? Я ручаюсь, что никто в Ивановской области из участников этой акции не получил и копейки. Исходя из планируемого законопроекта мы должны будем доказать, что не получали денег. А как же презумпция невиновности...
На любом фестивале, ярмарке, концерте есть рекламные растяжки. Если они попали на фото, а его выложить в блог значит реклама? Ну бред же
2. Есть у ивановских твиттерян культовое место - Пироговая "Маруся". Каждый раз, когда твивановцы есть там, в твиттере, инстаграмме и т.д. появляются фотографии с вкуснотой и разными комментариями. При этом никто за это не получает денег. Нам там вкусно, и мы делимся своими впечатлениями с другими. С точки зрения закона реклама бренда есть. Но мы искренне делимся с другими, это наш душевный порыв.
3. Часто после покупки разнообразной техники ивановцы создают обзоры. Описывают плюсы и минусы гаджетов. Айфошку приобрел, написал про него пост - стал коварным рекламщиком сразу? С них тоже потребуют деньги? От какой суммы? 13% от нуля?
4. А когда люди выкладывают фотографии во время путешествия по другой стране - тоже рекламируют? Ах они коварные какие. Копили значит на отпуск, приехали и как давай рекламировать. Вопрос кто им заплатил. Может тайное общество или ЦРУ?
5. Каждый четверг ивановские твиттеряне играют в одном кафе в срабл. И постят отчеты и фотографии. Вот и что же они рекламируют? Кафе?Игру?Фирму производящую игру? Фирму продающую игру? НЕТ! Они просто играют. Им приятно быть в этом месте, в окружении друзей и играть. Все! Никаких проплат и теорий заговоров.
И примеров можно писать сотни. И все покажут, что невозможно отличить обычное упоминание бренда от проплаченной рекламы,если сам блогер этого не напишет. Неужели после принятия закона придется писать: "я был в неком заведении, купил две шоколадки, некой фирмы, запил соком некой фирмы, потом пошел смотреть некий фильм, в некий кинотеатр, и тут мне позвонили на некий телефон, но мой некий оператор плохо там принимал". А на фото замазывать все бренды, и даже все вокруг себя, если фото снято в другой стране. Просто сюр...
P.S. Веду этот блог три года. Никогда не получал деньги за статьи. При этом пишу еще и в других соц.сетях. И там тоже бесплатно. За это время были десятки или сотни упоминаний разных брендов, от издательств, заканчивая крупными корпорациями. Я блогер, и не нуждаюсь в регистрации в качестве ИП или ОАО, и не вижу смысла платить налоги от несуществующих доходов от своих твитов и других сообщений. А теперь какой-то унылый программный комплекс будет решать занимаюсь ли я "продакт плейсмент" или просто пишу свои впечатления? А если он посчитает это рекламой, кто и как докажет передачу денег или других материальных ценностей? Или введут табличку ставок минимальной оплаты за рекламу в блогах, по которой буду платить налог?! Нет слов...
Когда кто-то считает, что получаю деньги за блог, и на них надо налог приделать, сразу чувствую себя Рабиновичем из старого анекдота, когда он набирает Кремль и спрашивает: А правда, что евреи Россию продали? - Продали, еврейская морда. - Так вот я и звоню, чтобы узнать, где я могу получить свою долю?