Водоплавающие самоходки

Nov 30, 2016 11:55

Оригинал взят у v_vodokachkin в Водоплавающие самоходки
Давным-давно в далекой-далекой галактике, когда ваш скромный повествователь ходил в школу, еще не имел понятия ни о каком дзюдо и каратэ и не употреблял ничего крепче пива, в журнале "Моделист-конструктор" (вырезки из которого по сей день бережно хранятся в нескольких папках) упоминалась некая таинственная британская "канонерка "Рендел"". Примечательно, что помимо названия, никакой информации об этом довольно этапном - судя по контексту - корабле не приводилось, равно как и его изображений, и это обстоятельство порядком интриговало. Проявив дотошность и упертость, автор сих строк нарыл (до появления этих наших интернетов оставались десятилетия...), что IRL рекомая канонерка звалась "Staunch", сиречь "твердый, стойкий, решительный, непоколебимый, верный, преданный" ... и даже "водонепроницаемый":), короче, выбирай любой вариант по вкусу. "Рендел" же - это фамилия основоположника направления в кораблестроении, ныне забытого, но когда-то учинившего некоторый фурор.





"...Как все начиналось"


Тот самый "Водонепроницаемый" "Staunch" на журнальной иллюстрации времен стимпанка XIX века.
А это его, так сказать, отцы -



- Джордж Рендел (George Wightwick Rendel), конструктор;



- и лорд Армстронг (W. G. Armstrong), сэр и все такое, на чьих верфях ренделовские идеи обрели металлическую (хотя частично и деревянную) плоть и вообще получили путевку в жизнь.

Идея-то, в сущности, была проста, а потому выглядела заманчиво: дескать, давайте на небольшую посудинку прибрежного плавания впендюрим поставим самую здоровенную пушку, какая только влезет, лишь бы посудинка не утонула под ее тяжестью и не перевернулась в результате отдачи. Броня? Нафиг-нафиг, толстую на малявке все равно не установить, от тонкой не будет особой пользы, так что пусть основной защитой будет малый силуэт и вообще незначительность размеров. Подобного рода мысли посещали кораблестроителей и до того, но все упиралось в уровень технологии (уже обычную для линкоров 36-фунтовку использовать на гребной канонерке было как минимум проблематично), а вот теперь технический прогресс - уже поднимались в небо паровые дирижабли! - дал возможность осуществить задумку на практике.



- модель ренделовского первенца. Суденышко водоизмещением 180 тонн ("чем меньше, тем лучше!"), вошедшее в строй в декабре 1867 года, несло в носовой части единственную 9-дюймовку, рожденную в той же армстронговской корпорации. Скоростью кораблик не блистал даже на фоне современников, развив на мерной миле максимум 8,7 узла, реальный же ход наверняка был еще скромнее; впрочем, маневренность оценивалась как хорошая (поворот на 16 румбов занимал 2 минуты 45 секунд), и это было не случайно - угол горизонтальной наводки орудия немногим отличался от нуля, и нацеливать его на вражий броненосец, приблизившийся к британским берегам, предполагалось почти исключительно всем корпусом, на манер истребителей танков второй мировой. Получилась своеобразная морская самоходка. Все это удовольствие обошлось Royal Navy  аж в 6719 фунтов стерлингов (тогдашних, естественно).



"Staunch" (на переднем плане) и один из его ближайших наследников - "Kite" - в виде моделей, позволяющих наглядно оценить, что это были за кораблики, и заодно прикинуть, каково было на них плавать, а тем более воевать... (Канонерки более поздней постройки несли орудия калибром до 10 дюймов, а по водоизмещению доросли до 500 и более тонн, однако все равно оставались мелюзгой).

Впрочем, стрелять по чужим броненосцам и крейсерам ни одной из 42 (вместе с австралийскими - 47) британских канонерок ренделовского типа не пришлось. Хотя повоевать некоторым из них все же довелось, только совсем не так, как предполагалось.



- тот же самый "Kite", уже перевооруженный 1 - 6-дюймовкой и 1 - 4,7-дюймовкой (152 и 120 мм соответственно), Разоруженный и переоборудованный в 1905 году в портовый тендер, в конце 1914-го он был вновь призван на военную службу. Казалось бы, на кой черт понадобилась самому могущественному флоту тогдашнего мира такая рухлядь? Однако никакого парадокса здесь нет: Royal Navy, при всей своей мощи, обладал целым рядом пробелов в комплектации, одним из которых было почти полное отсутствие кораблей, способных действовать в условиях мелководья против вражеского берега. Поэтому "работать" по занятому кайзеровскими войсками бельгийскому побережью первоначально пришлось малочисленными разношерстными силами, среди которых реквизированные речные мониторы (строившиеся для Бразилии) являлись элитой, большинство же составляли "ренделовские" ветераны.



- еще один из них, HMS "Bustard", также с 6-дюймовкой на баке и кормовой 120-кой. Да еще и с дальномерным постом на куцей 4-ногой мачте перед трубой.



- а этот забавно выглядевший плавучий шушпанцер носил имя HMS "Excellent" (ex. "Handy"). На нем красуется, вызывая неиллюзорные опасения за остойчивость, аж крейсерско-линкорная башенная установка с 9,2-дюймовым (234-мм) орудием. (В иных источниках фигурирует вообще 13,5-дюймовка, но это для 500-тонного кораблика уже явный перебор, да и на фото однозначно 234-ка).

Итак, вместо защиты своих берегов получилась атака вражеских. Впрочем, изношенность древних канонерок давала о себе знать, и уже в 1915-16 гг. они по большей части были снова разоружены и вернулись к портовой службе. Именно в этом качестве "Staunch", родоначальник всего их класса, просуществовал до 1926 года. Ёлы-палы, на месте англичан я бы его все-таки сохранил как памятник! Благо, такую малявку вполне можно было бы экспонировать на берегу в не слишком большом ангаре.



- Дж. Рендел на современном медальоне, изображенный в традициях классицизма. Ни дать, ни взять какой-нибудь древний римлянин:)

Повальная мода
Не будет преувеличением сказать, что Британская империя XIX - начала ХХ столетия была законодательницей мод во многих сферах бытия, примерно как сейчас Соединенные Штаты. Применительно к кораблестроению это тем более верно. И вполне закономерно, что канонерки "ренделовского" типа начали стремительно плодиться по всему миру.



- например, в близлежащих Нидерландах, из некогда грозного соперника превратившихся в полу-сателлита. Ну до чего ж похоже на английский "исходник"! Перед нами голландская прибрежная канонерка "Wodan" с 11-дюймовкой главного калибра и 3-мя 1-фунтовыми пушчонками, дабы отбиваться от появившихся на тот момент катеров с шестовыми минами.



- он же ближе к финалу своей карьеры, перевооруженный скорострельной длинноствольной 120-мм пушкой.



- датский "Falster", тоже носитель всех родовых черт ренделовского первенца.



- и его главное оружие - 10-дюймовка, опять же армстронговской системы. Судя по рельсовому кругу на палубе, датчане всерьез собирались из нее палить с 383-тонного суденышка под прямым углом к диаметральной плоскости, экие же оптимисты!



- норвежский "Aegir", чуть покрупнее речного трамвайчика, с 210-мм стволом на баке. Дожил до 30-х годов (а иные из его собратьев так и вовсе пережили вторую мировую!).



- расплывчатый, но несущий неповторимую атмосферу стимпанка снимок греческой "Амвракии" ("Amvrakia"). Характерное оличие составляет куполообразное прикрытие носовой 11-дюймовки (280 мм).



- модель, выполненная в наши дни, дает более внятное представление об этом маленьком (400 с небольшим тонн) боевом кораблике.

"Все побежали, и я побежал..."(с) - китайские канонерки все того же "ренделовского" типа:



Строились в Англии, до нового владельца добирались своим ходом, на переходе вместо труднопроизносимых для европейских команд китайских названий носили своеобразные "азбучные", по буквам греческого алфавита - от "Альфы" до "Йоты".



- "Ламбда" на стапеле.



- она же на плаву.

Китайские канонерки несли, как водится, здоровущие пушки калибром до 12,5 дюймов (330 мм), однако в японо-китайской войне сколько-нибудь заметно себя не проявили. Часть досталась в качестве трофея победоносным сынам Ямато и дожила до войны русско-японской, но и в ходе нее ничем не отметилась (в отличие, скажем, от еще более старого деревянного корвета "Tsukuba", о котором как-нибудь в другой раз). Более подробно про китайские "алфавитные" канонерки можно глянуть в нетипично-корректной для Педевикии статье https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%AB%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%C2%BB_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8

Мода докатилась и до западного полушария:



- аргентинский "Pilcomayo", тоже с 11-дюймовкой. Карьеру завершил в роли спасательного судна. Подробнее его параметры рапсписаны, например, тут - http://www.navypedia.org/ships/argentina/arg_of_pilcomayo.htm



- и наконец, рекордсмен по главному калибру в данном классе - итальянский "Polluce", несущий ...400(!!!) миллиметровый ствол главного калибра. Это при несчастных 640 тоннах! М-дааа...

В целом, если резюмировать, построенные во множестве (порядка полутор сотен по всему миру) "ренделовские" канонерки оказались кораблями практически бесполезными и по прямому назначению почти не применявшимися - пожалуй, и к счастью для них самих. Хотя основная их идея - дешево и с минимумом усилий "красиво сразить броневые чудища"(с) - никуда не делась и продолжает оставаться одной из самых навязчивых иллюзий.

Железные "осы" "железного канцлера"
Строго говоря, носитель этого известного прозвища не имел непосредственного отношения к военному кораблестроению. И тем не менее... Бывают люди (которые, как выражались китайские мудрецы, действуют в согласии с Дао), являющиеся своеобразными маркерами той или иной исторической эпохи в какой-либо стране. Лик объединенной Германии второй половины ХIX столетия был лицом Отто фон Бисмарка. Даже немецкие социалисты, против которых с его подачи был принят "исключительный закон", с полным основанием могли бы, чуть перефразировав белогвардейского поэта Арсения Несмелова, воскликнуть: "...Сам Бисмарк был нашим врагом!"



Мода на канонерки береговой обороны не обошла стороной и Германию, однако конструкторы новоявленной морской державы, в противоположность многим и многим, не пошли путем тупого реплицирования британского прототипа. Создавая серию "Wespe" ("Оса") из 11 однотипных единиц, они пошли достаточно самобытным путем.



В сущности, от ренделовских идей осталась только общая компоновка. Немецкие канонерки были, во-первых, крупными для своего класса - водоизмещение их превышало 1100 тонн, больше, чем у иных тогдашних малых крейсеров. Во-вторых, они обладали солидным бронированием, толщина которого в носовой части достигала по борту 8-и дюймов, снижаясь к корме до 4-х. Плюс 2-дюймовая броневая палуба, плюс барбет в те же 8 дюймов, прикрывавший единственное орудие главного калибра. Орудие, кстати, было казнозарядной 12-дюймовкой, превосходившей ГК германских броненосцев того времени с их 24- и 26-см стволами (N.B.: калибр указан в сантиметрах не ради прикола, это специфический германский нюанс).



- это оно и есть.

В-третьих, угол обстрела его был практически круговым (за исключением сектора, перекрываемого трубой и надстройкой), поэтому необходимость нацеливать поворотом корпуса отсутствовала.



- гравюра того времени со всем набором характерных особенностей (на каком участке немецкой морской границы имеется столь возвышенный берег, затрудняюсь сообразить).



- "Оса", она же "Wespe", собственной персоной.

Правда, испытать боевые качества "ос" путем практического применения тоже не получилось, служба их прошла по-обывательски спокойно.

Между прочим, жаждущие реванша за Седан бывшие владельцы Эльзаса и Лотарингии тоже смастерили две серии броненосных канонерок, еще более крупных. В сущности, канонерскими лодками эти корабли числились чисто номинально, фактически представляя собой небольшие броненосцы береговой обороны.

"Особый русский путь"
Всем известно, что Россия - родина многочисленных и весьма разнообразных слонов. Что касается предмета нашего разговора, то ирония уместна в несколько меньшей степени. Смотрим на фотку:



- вроде бы типичная "ренделовская" канонерка, вполне характерный силуэт, те же малые габариты, та же компоновка... Однако перед нами канонерская лодка Российского Императорского флота "Опыт" на рейде Кронштадта. Год спуска на воду - 1861-й, в строю в составе Гвардейского флотского экипажа с января 1862-го.



- на чертежике отличительные "ренделовские" черты просматриваются еще более недвусмысленно, включая и единственную баковую пушку (правда, в этом случае она была вполне заурядной 196-мм гладкостволкой).

Отечественные источники часто, не вдаваясь в конкретизацию, называют "Опыт" "бронированной канонерской лодкой". На самом деле, в этом присутствует изрядное преувеличение - бронирование имелось, но все оно сводилось к 114-мм брустверу, за которым пряталось орудие. Да и в самом деле, какую броневую защиту можно было втиснуть в 270 тонн водоизмещения?



- как раз характерный вид с носа. Здесь изображен "Опыт" уже более позднего периода своей биографии, довооруженный парой 37-мм пятистволок - отстреливаться от миноносок и минных катеров, развитию которых, если на то пошло, он же и способствовал самым недвусмысленным образом. Ибо "26 июня 1862 года последовало решение о проведении на лодке испытаний шестовых мин генерал-майора Е.Б. Тизенгаузена, в ходе которых предстояло определить минимальную длину шеста, безопасную для атакующего судна, а также проверить конструкцию шеста и мины. 15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда “Опыт” взорвал шхуну “Метеор”, которая быстро затонула. 20 сентября комиссия под председательством контр-адмирала Г.И. Бутакова рассмотрела результаты продолжительных опытов и сделала следующий вывод: “...идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных... Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна...” Насчет "совершенной безнаказанности" комиссия, конечно, погорячилась, но в целом эта история демонстрирует, что по части военно-технического прогресса в РКМП обстояло не совсем беспросветно.



"Опыт" рядом с одним из первых российских броненосцев - плавбатареей "Не тронь меня", построенной на верфи главного потенциального противника на тот период, то бишь Англии. Товарное производство, фиг ли вы хотите?..

А вообще-то, эта скромная канонерка (с 1883 года переименованная в "Мину"), не поучаствовав ни в каких боях, осталась в истории прежде всего как опытовое судно, в полном соответствии с первым своим именем. Она успела побывать даже ...экспериментальным ледоколом, смотревшимся совершенно по-стимпанковски:



(Любопытно прикинуть, какого размера гири потребовались бы, чтобы долбить многометровый арктический лед!:))

Биография этого неординарного кораблика завершилась в 1922-м году на финской судоразделке, о чем сейчас можно только сожалеть. По части кораблей-памятников нам вообще остается смотреть с завистью хотя бы на тех же американцев...



После "Опыта", оставшегося в единственном числе, к постройке канонерок береговой обороны Россия вернулась только в 1870-х - 1880-х годах, пополнив Балтийский флот сначала опять же единственным внесерийным "Ершом", а затем целой серией из 8 единиц, которые можно было бы назвать более поздним выражением "дивизион плохой погоды" - поскольку они носили названия "Буря", "Гроза", "Дождь", "Вихрь" и т.п. Из этой серии - как и подобает "ренделам", не воевавшей ни разу - наиболее известна "Туча", сопровождавшая злосчастный монитор "Русалка" в его последнем трагическом плавании -



Характеристики этих "атмосферных осадков" выглядят куда как типично - порядка 400 тонн водоизмещения, единственная 11-дюймовка, скромный 8-узловой ход. Для Балтики это было еще, как говорится, туда-сюда, но в целом все равно оставляло желать. В одном из выпусков журнала "Морской сборник" тех лет встречалась наивная калькуляция: мол, на те деньги, в которые обходится одна "поповка" (оригинальный броненосец круглой в плане формы, http://keu-ocr.narod.ru/KO_04/), можно построить два десятка канонерок, несущих двадцать стволов того же калибра, что и броненосец, у которого их имелось всего два. Такой чисто бухгалтерский подход был глуп уже потому, что не учитывал целого ряда факторов, а именно:
- "поповка" представляла собой гораздо более устойчивую орудийную платформу, нежели маленькая канонерка;
- для "ренделовской" канлодки попадание единственного крупного снаряда калибром свыше 6 дюймов стало бы роковым, тогда как "поповка" с ее толстым броневым поясом могла бы выдержать их десятки, не утратив боеспособности.

Дальнейшее развитие российских канонерок демонстрировало нарастающий отход от чисто "ренделовской" линии, что проявилось уже при создании пары "Бобр" и "Сивуч" во второй половине 1880-х -



Вроде бы внешне почти то же самое, однако это уже корабли с неплохой мореходностью, имеющие вспомогательное парусное вооружение (к тому времени отнюдь не успевшее стать анахронизмом) и разнообразный арсенал, включающий, помимо нарезной 9-дюймовки, также 6-дюймовое орудие на корме и многочисленные малокалиберные скорострелки.

Русским канонеркам "постренделовского" типа, в отличие от предшественников, довелось вполне серьезно повоевать, и побольше, чем всем "ренделовским" вместе взятым. Тот же "Бобр" участвовал в обстреле китайских береговых укреплений в Таку (1900 г.) и вместе с однотипным "Сивучем" в русско-японской войне -



Еще дальше от ренделовской концепции - и ближе, по сути, даже к небольшим крейсерам - оказалась серия, в которую входил знаменитый "Кореец" -



- тут присутствует и главный калибр с приличными углами обстрела (хотя и с максимальным залпом прямо по курсу), и еще более развитый рангоут, и дальнейший рост скорости, и бронепалубная защита.



- он же со спущенными стеньгами, при обстоятельствах, вполне ясных из подписи к старому снимку.



- он же крупным планом в "тропической" окраске.



- и он же - перед самым финишем боевого (без всяких преувеличений...) пути, закончившегося в Чемульпо.

Некоторый реверанс обратно в сторону идей Рендела проявился в последней серии мореходных российских канонерок - "Отважный", "Грозящий", "Гремящий", два представителя которой тоже воевали всерьез и погибли в Порт-Артуре.







Опять наблюдаем единственное носовое орудие главного калибра с ограниченными углами обстрела. Хотя это еще более крупные, чем "корейцы", мореходные корабли, притом еще и получившие броневой пояс. Однако зигзаг кораблестроительной мысли в этом направлении оказался финальным, и последняя в этой серии канонерка "Храбрый" опять приблизилась к типу малых нескоростных крейсеров.  Впрочем, это уже другая эпоха в истории военного кораблестроения.

кораблики

Previous post Next post
Up