Хайнрих Клёппер
В конце октября 1942 года после периода относительного затишья, вызванного осенней непогодой, боевые действия в небе над самым северным участком Калининского фронта снова активизировались. Советское командование значительно усилило 3-ю воздушную армию, передав ей несколько свежих авиационных соединений. Одним из них была недавно сформированная 266-я штурмовая авиадивизия, вошедшая в состав 1-го штурмового авиакорпуса. С 15 по 23 октября она произвела перебазирование с аэродрома Борки на аэродромный узел Старая Торопа и к 28-му числу уже была готова включиться в боевую работу. Дивизия состояла из четырех полков. 66-й, 673-й и 735-й штурмовые насчитывали в общей сложности 90 штурмовиков Ил-2. Задача прикрытия ударных машин возлагалась на 133-й истребительный авиаполк, имевший в своем распоряжении 23 самолета Як-7Б.
Несмотря на внушительную на первый взгляд силу, боеспособность соединения оставляла желать лучшего. Только 40% летного состава имело фронтовой опыт, но и эти пилоты вряд ли могли полностью реализовать свой потенциал, поскольку на стадии формирования тренировки в дивизии не проводились и у авиаторов не было возможности добиться необходимой слетанности в составе звеньев и эскадрилий. Проблемы имелись также в работе штабов и организации службы связи. Основной боевой задачей, поставленной перед 266-й ШАД командованием корпуса, являлась борьба с вражескими железнодорожными перевозками в немецком ближнем тылу и прифронтовой зоне на 200-километровом участке от Великих Лук до Смоленска.
Главным противником 1-го штурмового авиакорпуса были истребители 4-й группы эскадры JG 51 "Мёльдерс", базировавшиеся на аэродроме Витебск. В составе этой группы служило немало закаленных воздушных бойцов, имевших богатый фронтовой опыт. Самым титулованным из них являлся кавалер Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями лейтенант Франц-Йозеф Бееренброк, на официальном счету которого числилось к тому времени 108 сбитых советских самолетов. Вторым по результативности был 24-летний обер-фельдфебель Хайнрих Клёппер, летавший в составе 11-го штаффеля. Своего первого противника он сбил в мае 1940 года в небе Франции, а к 28 октября 1942 года число одержанных им побед достигло 66. Хайнрих относился к тому же типу воздушных бойцов, что и легендарный Ханс-Йоахим Марсейль. Отважный, умный, инициативный, он был превосходным пилотажником, способным на сто процентов использовать возможности своего самолета. Клёппер умел очень тонко чувствовать динамику воздушного боя и в зависимости от ситуации легко варьировал тактические приемы, так что о каком-то излюбленном его "почерке" говорить было сложно. Человек военный, но при этом чуждый жестокости, он сражался рационально и порой упускал верные победы только потому, что полагал достаточным сломить противника психологически и вынудить отступить. Именно этому асу выпало сыграть самую важную роль в противостоянии с летчиками 266-й ШАД в последних числах октября 1942 года.
28 октября, день первый
В четвертом часу после полудня с аэродрома Федотово с интервалом в 15 минут стартовали две четверки штурмовиков Ил-2 из 735-го штурмового авиаполка. В задачу первого звена входило нанесение бомбового удара по железнодорожному мосту через реку Полота в 25 километрах к северо-востоку от города Полоцк. Второе должно было разрушить железнодорожный мост через реку Оболянка между Витебском и Оршей. Каждому из этих звеньев выделялось в качестве прикрытия по три истребителя Як-7Б из 133-го истребительного авиаполка. Ведущим первой тройки "Яков" являлся старший лейтенант Владимир Богатырев. Его ведомыми были лейтенант Илья Сазонов и младший лейтенант Василий Новиков. Вторую тройку возглавлял капитан Василий Шкомов, ведомыми у которого шли младший лейтенант Леонид Горбовский и старший сержант Александр Оглезнев.
Группа, направлявшаяся к мосту через Полоту, была перехвачена, не успев пересечь линию фронта. Когда машины, летевшие на высоте 2000 метров, достигли озера Грече, впереди и выше показалась четверка "Мессершмиттов". Это было звено Хайнриха Клёппера, который уже заметил противника и начал выбирать наиболее удобную позицию для начала атаки. Ас сразу нацелился на "Яки", рассчитывая на то, что штурмовики, лишившись прикрытия, все равно далеко не уйдут и станут легкой добычей других немецких пилотов, поднятых по тревоге с аэродрома Витебск. И свою часть работы Хайнрих выполнил безукоризненно. Зайдя сверху-сзади, Клёппер оставил одну пару на высоте 2600 метров, а сам вдвоем с ведомым спикировал на краснозвездные истребители. Советские летчики не пропустили момент начала неприятельской атаки и своевременно выполнили маневр уклонения, уйдя с линии огня. Оставшись ни с чем, оба немца сделали боевой разворот, снова ушли на высоту и стали готовиться к новому нападению.
Убедившись в том, что "сталинские соколы" внимательно следят за обстановкой, Хайнрих решил применить обманный прием, который нередко срабатывал с не слишком опытными или чересчур азартными противниками. Во втором заходе ас выпустил вперед своего ведомого, который атаковал строго сзади машину лейтенанта Сазонова, намеренно имитировал промах, а затем, не меняя курса, вышел из пике перед "Яками" и продолжил полет по прямой без набора высоты. Богатырев и Новиков не среагировали на эту уловку, а вот Илья Сазонов не смог пересилить желания воспользоваться такой, казалось бы, хорошей возможностью сбить столь наглого и самоуверенного немца. Он покинул строй и погнался за "Мессершмиттом". Клёппер рассчитывал именно на это. Спикировав на увлекшегося преследованием и потерявшего всякую осмотрительность пилота "Яка", Хайнрих легко взял противника на прицел, после чего дал короткую точную очередь. Советский самолет задымил и пошел к земле, а немецкие авиаторы, получившие двухкратное численное превосходство, набросились на оставшуюся пару Як-7Б - теперь уже все вчетвером.
Лишившись товарища, Богатырев и Новиков полностью сосредоточились на собственном выживании, забыв о штурмовиках. Четверка "Мессершмиттов" навязала им бой на виражах, с первых же секунд расколов советскую пару. Пилоты "Яков" потеряли друг друга из вида и дальше сражались каждый сам по себе. Быстро сообразив, что шансов на перехват инициативы нет, и тот, и другой попытались уйти от преследователей, резко спикировав как можно ниже и перейдя на бреющий полет. Немцам не составляло никакого труда догнать их, но они не стали этого делать, поскольку основная задача была выполнена. Оставив "сталинских соколов" в покое, Клёппер и его ведомые удалились, а Владимир и Василий пошли на свою базу, причем Новиков потерял ориентировку и в результате совершил посадку на аэродром Ровань, располагавшийся близ деревни Жижица.
Оставшись без прикрытия, пилоты "Илов" не рискнули и дальше идти к своей цели, а вместо этого решили атаковать составы на железной дороге между Полоцком и Невелем. По возвращении они доложили о том, что им удалось добиться попаданий по двум поездам и зажечь шесть вагонов. Уже на обратном пути, когда штурмовики находились между Невелем и Городком, их атаковала пара "Мессершмиттов" из 4-й группы эскадры JG 51. Советские летчики бросились врассыпную, пытаясь уйти поодиночке на максимальной скорости и предельно малой высоте, а оба немца нацелились на машину сержанта Бориса Иванцова. После нескольких точных залпов двигатель Ил-2 задымил, а в фюзеляже и плоскостях появилось множество пробоин. Борис с трудом перетянул израненный самолет через линию фронта и совершил вынужденную посадку в лесу примерно в 6 километрах к северо-западу от поселка Усвяты. При посадке "Ил" загорелся и был окончательно потерян, зато пилот остался невредим и спустя шесть дней прибыл в свой полк. Что интересно, его Ил-2 не был записан на счет ни одному из пилотов IV./JG 51. Возможно, немецкие авиаторы усомнились в результатах своей атаки, а скорее всего их заявка просто не получила официального подтверждения.
Что же касается лейтенанта Сазонова, чей Як-7Б был сбит Хайнрихом Клёппером, то этому летчику тоже повезло. Сохранив контроль над тяжело поврежденной машиной, Илья смог благополучно совершить вынужденную посадку на своей территории и вернулся в часть 5 ноября.
Пока происходили вышеописанные события, вторая советская группа без особых приключений дошла до Оболянки. "Илы" сбросили бомбы на мост, но не смогли добиться ни одного попадания. Когда самолеты легли на обратный курс, позади и выше появилась пара "Мессершмиттов", которая нацелилась на штурмовики. Леонид Горбовский и Александр Оглезнев тут же среагировали, направив свои "Яки" наперерез приближающемуся противнику. Немцы решили не ввязываться в бой, прервали атаку и ушли восвояси. Тем не менее, группа была обнаружена, и последствия не заставили себя долго ждать. Около 16:00, когда машины уже пролетели Сураж и находились между Велижем и Усвятами, их атаковали четыре истребителя Bf-109F-2. Это было звено Хайнриха Клёппера. Заняв позицию позади и выше краснозвездных самолетов, обе немецких пары одновременно спикировали на "Яки". Под удар попали оба ведомых капитана Шкомова, но если Александр Оглезнев вовремя успел совершить маневр уклонения, то младшему лейтенанту Горбовскому не повезло. Клёппер, стрелявший по машине Леонида, не промахнулся - после точной очереди аса Як-7Б перешел в неуправляемое падение. Горбовский успел выпрыгнуть с парашютом, после приземления смог избежать встреч с вражескими солдатами и в конце концов благополучно пересек линию фронта. В свой полк он вернулся только 26 ноября - за это время в штабе его уже записали в пропавшие без вести и исключили из списка личного состава.
Леонид Горбовский
Дальнейшие события развивались почти по сценарию первого боя: немецкое звено навязало оставшейся паре советских истребителей бой на виражах, сразу же нарушив взаимодействие между ее пилотами. Капитан Шкомов вышел из боя, спикировав почти до самой земли и перейдя на бреющий полет. Никто из противников его не преследовал. Что же касается старшего сержанта Оглезнева, то в ходе сражения с "Мессершмиттами" он получил ранение, но все же смог оторваться, перелететь линию фронта и совершить вынужденную посадку. Александра доставили в госпиталь, однако 26 ноября он скончался от последствий полученных ранений и травм и был похоронен в деревне Луги Ленинского района Калининской области. Разумеется, участники боя с немецкой стороны не имели представления о дальнейшей судьбе своего противника, поэтому ни Клёппер, ни его ведомые не заявляли самолет Оглезнева в качестве сбитого.
Увы, участь оставшихся без прикрытия штурмовиков оказалась незавидной: пока четверка Клёппера разбиралась с "Яками", к месту событий подоспело звено "Мессершмиттов" из 12-го штаффеля и без помех набросилось на "Илы". В итоге на аэродром Федотово вернулся лишь один Ил-2 из четырех, причем случилось это только на следующий день. Будущий Герой Советского Союза старший лейтенант Михаил Афанасьев смог избежать вражеских атак, но потерял ориентировку и совершил посадку на аэродроме Борисово. Его товарищ старший сержант Виктор Верзилов был сбит и погиб. Самолет сержанта Николая Иванова получил множество попаданий и едва держался в воздухе, однако пилот сумел довести свой Ил-2 до аэродрома Борисово и произвести вынужденную посадку, не выпуская шасси. Такого испытания "Летающий танк" уже не пережил: хвостовая часть штурмовика отвалилась, крыло и фюзеляж оказались разбиты и приобрели крайне плачевный вид, зато двигатель и кабина практически не пострадали. Сам Николай отделался ссадинами и ушибами и на следующий день вернулся в расположение своего полка. Что же касается младшего лейтенанта Алексея Исаева, то его "Ил" получил несколько точных очередей в фюзеляж, в результате чего двигатель стал терять мощность, а задний бензобак загорелся. Один из немецких снарядов угодил в кабину и разнес приборную панель, лишь чудом не задев пилота. Перетянув горящую машину через линию фронта, Исаев совершил вынужденную посадку близ деревни Селезни Смоленской области. Самолет полностью сгорел, а летчик попал в лазарет с переломом левой руки и сотрясением мозга. В свой полк Алексей вернулся 5 ноября. С немецкой стороны по одной победе в этом бою одержали унтер-офицер Герман Штрайт и ефрейтор Курт Сандвег. Ил-2 Николая Иванова не был засчитан никому, поскольку падения или вынужденной посадки этой машины никто из пилотов IV./JG 51 не наблюдал.
По итогам дня истребители 4-й группы эскадры "Мёльдерс" добились впечатляющего успеха, сбив четыре советских штурмовика и три истребителя. Впрочем, и у немцев не обошлось без потерь. Во время погони за "Илами" двое летчиков из 12-го штаффеля настолько перегрели двигатели своих "Мессершмиттов", что потом не без труда долетели до аэродрома Витебск. Обоим пришлось совершать экстренные посадки, завершившиеся авариями, причем один Bf-109F был серьезно поврежден, а другой - полностью разбит. По счастью, сами незадачливые авиаторы в этих происшествиях не пострадали.
29 октября, день второй
Ввиду того, что произведенные накануне вылеты не дали результата, командование 266-й штурмовой авиадивизии приказало повторно атаковать те же объекты. Группа штурмовиков, отправившаяся с утра бомбить железнодорожный мост через Полоту, без помех дошла до цели, выполнила задание и в полном составе вернулась на аэродром. Мост не был разрушен, но все же получил повреждения и теперь нуждался в ремонте.
Для летчиков второй группы, стартовавшей в 15:20 с аэродрома Велейка, обстоятельства сложились гораздо хуже. Она состояла из четырех штурмовиков Ил-2 из 673-го штурмового авиаполка и такого же количества истребителей Як-7Б из 133-го истребительного авиаполка. Звено "Яков" возглавлял лейтенант Виктор Карелин - опытный авиатор, совершивший к тому времени более 100 боевых вылетов. Самолеты без помех пересекли линию фронта, дошли до основной цели, а затем "Илы" сбросили на мост через Оболянку часть бомб. Ни одного попадания не последовало, хотя взрывами было повреждено железнодорожное полотно перед мостом и уничтожен стоявший поблизости немецкий автомобиль. Развернувшись на восток, советская группа направилась к следующим объектам атаки, которыми являлись железнодорожный виадук через автостраду Рудня - Смоленск, находившийся к северо-западу от станции Плоское, и мост через реку Березина близ деревни Гусино. Дойдя до них, штурмовики сбросили оставшиеся бомбы, отметив прямые попадания. Теперь можно было возвращаться на аэродром, однако едва краснозвездные машины успели набрать высоту и лечь на курс, как впереди и выше показались четыре "Мессершмитта" - как и днем ранее, звено Хайнриха Клёппера прибыло в угрожаемый район раньше других, чтобы разогнать истребителей, прикрывавших "Илы".
Немцы не стали тратить время на сложные маневры, сходу ринувшись в лобовую атаку. Обе стороны обменялись залпами на встречных курсах, при этом промахнулись все, кроме одного пилота. Короткая очередь, выпущенная Хайнрихом с дистанции 200 метров, угодила точно в двигатель самолета сержанта Геннадия Цимбала. "Як" густо задымил и со снижением пошел на северо-запад, то есть вглубь территории, занятой германскими войсками. Впрочем, эта ошибка не стала для Геннадия фатальной. После вынужденной посадки он очень удачно избежап встреч с вражескими солдатами и вскоре вышел в расположение действовавшей неподалеку партизанской бригады. Летчик вступил в один из отрядов и провел в нем почти два месяца. Только 16 декабря Цимбал вместе с новыми товарищами по оружию перешел линию фронта, а спустя некоторое время вернулся в свой полк.
Геннадий Цимбал
Получив численный перевес, немецкие авиаторы перевели бой на виражи, однако их противники не потеряли присутствия духа и грамотно оборонялись, стараясь оставаться как можно ближе к сопровождаемым штурмовикам. Так продолжалось ровно до того момента, когда к месту боя подоспело еще одно звено "Мессершмиттов". Это были машины из 12-го штаффеля, и они сразу же нацелились на штурмовиков. Пилоты "Яков" оказались в очень сложной ситуации: с одной стороны, они никак не могли отбиться от наседавшей четверки Клёппера, с другой - их подопечным срочно требовалась помощь. Возникло замешательство, которым Хайнрих воспользовался сполна. Стремительно зайдя в хвост истребителю сержанта Алексея Кобелева, он тщательно прицелился и дал длинную точную очередь. Як-7Б остался в воздухе, но получил такие повреждения, что продолжать бой уже не мог. Алексей ушел в сторону и взял курс на базу, а старшина Николай Ильин последовал за ним, защищая товарища от преследователей. Летчики звена Клёппера еще несколько раз атаковали эту пару, а затем, убедившись, что противник уже не представляет опасности, оставили "сталинских соколов" в покое. Советские авиаторы продолжили полет, но на аэродром смог вернуться только старшина Ильин. Когда "Яки" миновали Старую Торопу, тяжело поврежденная машина сержанта Кобелева перестала слушаться управления, так что ее пилот был вынужден выпрыгнуть с парашютом и возвратился в полк спустя два дня.
Оставшийся со штурмовиками лейтенант Карелин попытался в одиночку отогнать от подопечных звено "Мессершмиттов" из 12./JG 51, однако не преуспел. Немцы контратаковали, вынудив его покинуть район боя. Запас горючего в баках Як-7Б был уже на исходе, поэтому вместо того, чтобы идти на базу, Виктор произвел посадку на аэродроме Старая Торопа. Что же касается "Илов", то их звено потерпело полный разгром. В течение семи минут были сбиты самолеты младшего лейтенанта Георгия Фоменко, сержанта Михаила Смирнова и сержанта Георгия Шитова. При этом Фоменко погиб, Смирнов успел выпрыгнуть с парашютом над территорией, занятой советскими войсками, а Шитов относительно благополучно совершил вынужденную посадку на болото. Из этих трех штурмовиков два пошли на счет унтер-офицера Вальтера Присса. Еще один был засчитан унтер-офицеру Фрицу Калю.
Хотя все восемь истребителей эскадры "Мёльдерс", участвовавших в этом бою, вернулись на аэродром Витебск целыми и невредимыми, их противники из 133-го истребительного авиаполка полагали, что смогли нанести врагу урон. Виктор Карелин доложил, что ему удалось сбить два "Мессершмитта", и еще о двух сбитых Bf-109F заявил Николай Ильин. Эти победы были им засчитаны несмотря на отсутствие доказательств, могущих служить подтверждением сделанных заявок.
30 октября, день третий
Силы 266-й ШАД стремительно таяли, и все же летчики дивизии продолжали вести борьбу с неприятельскими железнодорожными перевозками. Поскольку мост через Оболянку по-прежнему оставался невредимым, командование приказало исправить данное упущение, а заодно атаковать поезда на перегонах между Витебском и Оршей.
В 10:40 с аэродрома Старая Торопа поднялось звено в составе четырех штурмовиков Ил-2 из 66-го штурмового авиаполка, которое возглавлял старший лейтенант Валентин Лавриненко. Это был опытный авиатор, участвовавший в Зимней войне и награжденный по ее окончании орденом Красной Звезды. Задача прикрытия "Илов" возлагалась на шестерку истребителей Як-7Б из 133-го истребительного авиаполка. Ее лидером являлся капитан Василий Шкомов, осуществлявший непосредственное сопровождение в паре с лейтенантом Василием Новиковым. Позади-слева и выше шло ударное звено в составе машин лейтенанта Юрия Кулеша, совершившего к тому времени более 100 боевых вылетов, младшего лейтенанта Николая Гребенюка, лейтенанта Уссама Мамина и младшего лейтенанта Долиненко.
Выйдя к шоссе Витебск-Смоленск и обстреляв по пути обнаруженный немецкий поезд, штурмовики направились к мосту, находившемуся северо-западнее станции Заольша. Сброшенные на него бомбы в цель не попали, а на поиск следующего объекта, достойного атаки, времени уже не хватило. Со стороны Витебска к советской группе быстро приближались шесть "Мессершмиттов". Впереди в строю пеленга шло звено Клёппера, а правее за ним и чуть выше следовал ас лейтенант Вольфганг Бёвинг-Тройдинг со своим ведомым.
Настигнув противника, Хайнрих сходу обрушился на левую пару ударного звена и с первого захода сбил Як-7Б Юрия Кулеша. Николай Гребенюк попытался вести маневренный бой против Клёппера, но продержался недолго, и вскоре его горящий самолет тоже рухнул на землю. Оба советских летчика погибли. Тем временем вторая немецкая пара атаковала Мамина и Долиненко. Те, не выдержав напора противника, почти сразу вышли из боя и поспешили на свой аэродром. Со штурмовиками остались только капитан Шкомов и лейтенант Новиков, и как только с ударным звеном было покончено, все шестеро немцев переключились на них. Оба Василия сражались отчаянно. Не теряя осмотрительности, они раз за разом уворачивались от наседающих "Мессершмиттов", при любом удобном случае пытаясь контратаковать и обстреливая оказавшихся по курсу противников. Бой постепенно смещался на север к Суражу, и в конце концов численное превосходство и профессионализм истребителей Люфтваффе взяли свое. В один из моментов Хайнриху Клёпперу удалось точно прицелиться и поразить самолет капитана Шкомова. Это произошло на высоте, не превышавшей 50 метров, поэтому советский летчик не успел выпрыгнуть с парашютом и погиб. Что же касается лейтенанта Новикова, то он еще раньше израсходовал все боеприпасы, потерял из вида командира и, преследуемый парой Bf-109, стал уходить на полной скорости к линии фронта. Оторваться от немцев оказалось не так-то просто - в итоге Василий остался без горючего и совершил вынужденную посадку не выпуская шасси на нейтральной полосе к северо-востоку от деревни Тимохи, после чего пешком добрался до ближайшей позиции своих войск. В полк он вернулся спустя шесть дней.
Вольфганг Бёвинг-Тройдинг
Досталось и штурмовикам. Как только пара "Яков" непосредственного прикрытия была отогнана на достаточное расстояние, лейтенант Бёвинг-Тройдинг и его ведомый переключились на оставшиеся без защиты Ил-2. Вольфгангу удалось почти сразу сбить один самолет, пилот которого старший сержант Александр Масальцев погиб. Остальным повезло больше. Машина сержанта Николая Болдырева получила серию попаданий, однако летчик справился с управлением и смог дотянуть до своего аэродрома. При попытке выполнить заход на посадку израненный Ил-2 окончательно вышел из-под контроля и упал к северу от летного поля близ деревни Белица. Александр остался практически невредим и отделался несколькими ушибами. Будущий Герой Советского Союза старший сержант Николай Евсюков оказался единственным из всей четверки, кто пытался вести активный оборонительный бой. Он энергично маневрировал, выполнял развороты в сторону атакующих и несколько раз обстреливал "Мессершмитты" из курсовых пушек и пулеметов. Добиться попаданий ему не удалось, но и его самолет пострадал не сильно. Дойдя до аэродрома Кочегарово, Николай пошел на посадку, и уже на пробеге у "Ила" отвалилось одно колесо, простреленное во время воздушного боя. Евсюков вернулся в полк на следующий день, а его самолет был отремонтирован к 3 ноября. Единственной машиной, не получившей вообще никаких повреждений, стал Ил-2 командира звена старшего лейтенанта Валентина Лавриненко.
Таким образом, в этом бою фактически было сбито два штурмовика, однако авиаторам Люфтваффе был засчитан лишь один, поскольку падения второго "Ила" немцы по понятным причинам не наблюдали. Победа пошла на счет Вольфганга Бёвинг-Тройдинга.
Работники штаба 266-й ШАД поначалу полагали, что 30 октября летчикам дивизии не удалось нанести никакого урона воздушному противнику. И были правы, поскольку 4-я группа эскадры JG 51 в тот день действительно не понесла потерь. Однако 5 ноября вернувшийся в свой полк лейтенант Василий Новиков доложил о том, что в ходе боя с немецкими истребителями он сбил четыре "Мессершмитта", и еще две победы одержал не вернувшийся из боевого вылета капитан Василий Шкомов. Причем, по словам Новикова, паре "Яков" противостояло несколько групп Bf-109F общей численностью двадцать четыре (!!!) самолета. Ни один из прочих советских летчиков, вернувшихся из того вылета, не мог подтвердить этой информации, поскольку ничего подобного не наблюдал. Тем не менее, признание правдивости доклада Новикова могло заметно повлиять на репутацию полка и в какой-то мере оправдать понесенные потери. Скорее всего, именно поэтому нужные "подтверждения" быстро нашлись, а получены они были из штаба 1124-го стрелкового полка, возле позиций которого Василий совершил вынужденную посадку, а также от руководства одного из действовавших за линией фронта партизанских формирований. В итоге командир 133-го истребительного авиаполка майор Тимофей Амельченко представил Новикова к награждению орденом Ленина, "урезав" в тексте представления количество участвовавших в бою "Мессершмиттов" до восемнадцати. Однако в вышестоящих инстанциях, видимо, все равно возникли некоторые вполне справедливые сомнения, так что вместо высшей государственной награды летчик получил орден Красного Знамени.
К этому следует добавить, что версия боя, изложенная Новиковым, вовсе не обязательно являлась продуктом намеренной лжи. В ее основе могло лежать и вполне искреннее заблуждение. В ходе сражения летчик постоянно испытывал сильнейший стресс, который влиял на восприятие происходящего. И не исключено, что Василий действительно был убежден, что самолетов противника в несколько раз больше, чем то было на самом деле, равно и "видел", что едва ли не каждая выпущенная им самим или его командиром очередь поражает цель.
Василий Новиков
Общий итог этих трех дней выглядел для 266-й ШАД неутешительно. Летчики дивизии добились довольно скромных результатов (помимо вышеописанных боевых вылетов производились и другие, в ходе которых встреч с воздушным противником не было), понеся при этом тяжелые потери. Низкая результативность явилась следствием в первую очередь недостаточной подготовки личного состава. Сыграла свою роль и "мессершмиттобоязнь". В отчете о боевой работе 266-й ШАД за октябрь 1942 года, составленном командиром и начальником штаба дивизии, о действиях штурмовиков говорилось, помимо прочего, следующее:
"В первые дни боевой деятельности выявилось, что у летного состава штурмовых полков совершенно не отработан маневр и самооборона против истребителей противника. Также выяснилось, что летный состав не представляет себе четко возможности продолжительности полета и наивыгоднейшего режима полета на самолете Ил-2...
Основным недостатком боевой работы являлось то, что летчики даже при отсутствии противодействия со стороны истребителей и зенитной артиллерии атаковали цель с одного захода. На обратном маршруте экипажи, несмотря на оставшуюся часть боеприпасов, не искали себе цели и боеприпасы привозили на свой аэродром...
В ходе боевых действий выявлено, что штурмовики в стрелковом и бомбардировочном отношении подготовлены слабо, в результате чего на одну и ту же цель приходилось посылать два раза."
Немало нареканий вызвали и действия истребителей:
"У летного состава истребительного полка, особенно молодого, не отработан тактический прием ведения одиночного, в паре и в четверке, воздушного боя...
Плохо отработано наблюдение в воздухе за противником и за прикрываемыми штурмовиками. Истребители, как правило, ввязываются в бой, оставляя штурмовиков.
До прихода в дивизию летный состав истребительного полка воздушных стрельб не проходил, что сказывается на результатах воздушных боев. Атаки полноценные, но результаты слабые."
Напротив, летчики 4-й группы эскадры JG 51 "Мёльдерс" продемонстрировали высочайшее боевой мастерство. Весь урон, нанесенный 266-й ШАД за 28 - 30 октября, был причинен именно ими. Советское соединение безвозвратно потеряло в воздушных боях 17 самолетов и 7 летчиков. Из четырех полков, входивших в состав дивизии, больше всего пострадал 133-й истребительный, лишившийся восьми "Яков". Как минимум семь из этих восьми самолетов были сбиты одним и тем же немецким авиатором - обер-фельдфебелем Хайнрихом Клёппером.
Увы, Хайнриху Клёпперу не суждено было дожить до момента окончания войны. 29 ноября 1943 года он погиб в воздушном бою над голландским городом Волленхове, сражаясь против американских двухмоторных истребителей Р-38 "Лайтнинг". К тому времени этот выдающийся ас совершил более 500 боевых вылетов, а на его официальном счету было 94 сбитых вражеских самолета, в том числе восемь четырехмоторных бомбардировщиков.