"Абсолютное оружие" Северной армии. Танки на Северном фронте Гражданской войны в России.

Apr 23, 2021 14:29



В годы Великой войны российские военные не получили возможности освоить боевое применение танков, равно и приобрести какой-либо практический опыт борьбы с этим новым видом техники - такие машины не производились в Российской империи, не поставлялись союзниками по Антанте и не применялись на Восточном фронте немцами в 1918 году. Впервые танки с российскими экипажами вступили в сражение лишь в 1919-м уже во время Гражданской войны.
Если создание бронетанковых отрядов в составе Северо-Западной армии и Вооруженных сил Юга России было совершенно логичным и оправданным, то в отношении действовавшей на территории Архангельской губернии Северной армии генерала Миллера такой ход выглядел вовсе не очевидным. Казалось, климат, условия местности и крайне слабо развитая дорожная сеть практически исключают успешное применение танков, однако же практика превзошла самые смелые ожидания. Полное незнание красноармейцами реальных характеристик и возможностей бронированных гусеничных машин, а также сильнейший психологический эффект, производимый танками, и хорошая подготовка экипажей дали возможность 1-му автомобильному дивизиону Северной армии добиваться великолепных успехов, и это при том, что на вооружении дивизиона имелось всего два танка британского производства: один Mk.V и один Mk.B. С октября 1919 по январь 1920 года обе машины активно участвовали в боях на Железнодорожном направлении против красноармейских частей 18-й дивизии, очень быстро сформировав у солдат и командиров противника стойкую танкобоязнь. На руку "белым" сыграло еще и то обстоятельство, что дивизион действовал вдоль железных дорог и благодаря этому всегда мог своевременно получать горючее, боеприпасы, запчасти, а также другие предметы снабжения, доставлявшиеся поездами из Архангельска.

О том, насколько серьезным фактором явилось наличие всего двух танков в войсках Северной армии, хорошо свидетельствует текст указания, составленного 16 октября 1919 года командующим советской 6-й армией Александром Самойло и членом Реввоенсовета этой же армии комиссаром Германом Биткером, которое было адресовано командиру 18-й стрелковой дивизии Николаю Боброву:

"Численное и, пожалуй, моральное превосходство наших войск в Архангельском районе, а также охватывающее расположение их по отношению к наступающему на Железнодорожном направлении противнику должно бы обусловливать результаты боев, совершенно противоположные тем, каковые за последние дни стали как бы неизбежными. Если дивизия по-прежнему будет придерживаться тех же, в общем пассивных, способов действий и переоценивать значение одного-двух танков, то отход от одной позиции к другой войдет в правило, и деморализованные войска через самое непродолжительное время потеряют всякую устойчивость. При соответственном же активном способе действий, в смысле использования выгод своего положения, противник, уступающий нам почти во всех отношениях, кроме техники, не может и не должен безнаказанно двигаться дальше на юг, не обеспечив себя основательно со стороны нашей Онежской группы войск.
Такое обеспечение он может произвести:
1) либо активно, стремясь непосредственным наступлением против угрожающих ему частей отбросить их на юг;
2) либо пассивно, выставив в этом направлении заслон.

Первое маловероятно, а если противник и попытается это сделать, то при общей численной его слабости, он может выслать только незначительные, уступающие нам силы, а главное, противник не в состоянии будет использовать с успехом свой главный козырь - танки, так как на небольшом количестве лесных дорог (на Шелексу и Дениславское) единственных, могущих допустить движение танков, можно и должно заложить сильные фугасы, устроить засеки из рядов срубленных и наваленных поперек дороги целых деревьев, а также скрытно установить орудия для стрельбы прямой наводкой с самых близких дистанций по танкам в момент преодоления ими тех или других преград.

Второе (пассивное обеспечение) - со стороны противника, ввиду в общем малой активной деятельности нашего левого фланга Онежской группы, более вероятно. В стремлении развить успех на железнодорожном направлении и учитывая нашу бездеятельную 1-ю бригаду, противник, по всей вероятности, будет по-прежнему наступать на Железнодорожном направлении и, может быть, на Дениславское с целью отрезать наши части на реке Онеге, прикрывшись небольшим заслоном со стороны Шелексы. Этот заслон не может быть достаточно сильным, чтобы сдержать наше наступление, как по указанной уже выше общей численной слабости противника, так и по тому, что последний, в силу необходимости, должен выделить на свое активное направление большую часть сил, а также ввиду неизбежной растяжки его правого фланга.

Все вышеизложенное указывает, что в настоящий момент войска дивизии находятся в положении выгоднейшем, чем противник. Расположение же и вся сложившаяся обстановка подсказывают необходимость самых энергичных решительных действий через Шестово - Шелексу в районы примерно 416-424 верст с дальнейшим развитием успеха по обстановке во фланг и тыл противника на железной дороге. Такое направление наших действий, сводя почти до минимума значение технического превосходства противника (танки), позволяет, вместе с тем, использовать главное наше преимущество - численное превосходство и группировку. Весь вопрос только в том, насколько подготовлены части дивизии для такого решительного наступления в моральном отношении, почему на этот вопрос и необходимо обратить самое серьезное внимание.

Учитывая все вышеизложенное, настаиваю на самом решительном и энергичном действии во фланг противнику со стороны реки Онеги, причем категорически ставлю дивизии цель - разбить противника. Во исполнение последнего вам надлежит, оставив достаточный заслон на Железнодорожном направлении, пользуясь тем, что позиции, по вашему донесению, подготовлены, и, обеспечив направление Дениславское - Плесецкая, остальные силы сосредоточить на фланге, откуда и вести решительное наступление.
Комсоставу и комиссарам принять все возможные меры для подъема духа войск. Одновременно принять все меры к скорейшей и возможно полной эвакуации складов патронов Нермушинская - Ярнемское, имея, однако, в виду, что лучшим обеспечением их будет решительное проведение предлагаемой к исполнению операции.
Надо иметь в виду, что всякое промедление в наступлении влечет ряд вреднейших последствий, из коих первое и главное - упадок моральных качеств наших войск, полная потеря ими устойчивости, второе - лишение выгодных преимуществ охватывающего расположения, так как при дальнейшем отходе южнее линии Плесецкая - Дениславское - Наволок мы уже будем иметь перед собой везде только фронт противника, прорвать который при техническом его превосходстве будет значительно труднее, и наше безостановочное откатывание на юг станет неизбежным."



На фотографии: Экипаж российского среднего танка британского производства Mk.B из отделения танков 1-го автомобильного дивизиона Северной армии фотографируется на фоне своей машины. Командиром этого экипажа являлся бывший кавалерист штабс-ротмистр Александр Саргани, награжденный за период службы в дивизионе Георгиевским оружием и орденом Св. Анны 2-й степени. Архангельская губерния, Онежский уезд, станция Плесецкая, октябрь 1919 года.

Гражданская война в России, сухопутные войска, исторические документы, история техники

Previous post Next post
Up