Программа строительства "большого флота" как фактор поражения Российской империи в Великой войне

Feb 08, 2020 20:55



Одной из самых больших ошибок, допущенных российским военным и политическим руководством в начале XX века при подготовке к большой европейской войне, стала программа строительства морского флота. В ходе войны против Японии в 1904-05 годах флот России потерпел серию сокрушительных поражений и лишился множества боевых кораблей. Столь болезненный удар привел в дальнейшем к шагам, которые никак нельзя назвать рациональными и можно считать скорее компенсаторной реакцией психологического свойства.Совершенно ясно, что Российская империя никогда за всю свою историю не являлась великой морской державой и не имела ни малейших шансов ею стать. Даже при гораздо более развитых науке и промышленности, при более эффективной экономике добиться этого не позволила бы сама география страны. Все кораблестроительные мощности и крупные порты были сосредоточены на двух морях - Балтийском и Черном, которые являлись внутренними. Наличие сильного военного флота и на том, и на другом было актуально лишь применительно к XVIII веку и диктовалось временной необходимостью. После побед над Швецией и Турцией и закрепления своего положения на балтийском и черноморском побережьях дальнейшее увеличение военно-морских сил там теряло для России всякий смысл. В случае начала войны для того, чтобы выйти на океанские коммуникации, кораблям требовалось как минимум прорваться либо через Датские проливы, либо через Босфор и Дарданеллы, что являлось крайне сложной и рискованной задачей при наличии противодействия со стороны противника. И даже если бы такое предприятие увенчалось успехом, дальше эскадрам пришлось бы действовать на большом удалении от своих баз в отсутствие альтернативных источников снабжения - заморскими колониями и опорными пунктами в мировом океане Российская империя не располагала. Стало быть, никаких резонов в строительстве тяжелых и дорогостоящих линейных кораблей у России не было, а для обеспечения защиты собственных берегов годились и силы малого флота в виде минных и торпедных кораблей различных классов, а также артиллерийских кораблей береговой обороны. Тем не менее, наличие “большого флота” давало некий престиж, и только лишь ради этого военно-политическое руководство страны решилось на реализацию чудовищно дорогостоящей и загружающей огромные производственные мощности кораблестроительной программы именно в тот период, когда те же самые средства были жизненно необходимы для модернизации экономики и перестройки армии. В рамках упомянутой программы на верфях Санкт-Петербурга и Николаева было заложено семь линкоров и четыре линейных крейсера (линейные крейсера так и не были достроены ни до начала войны, ни в ходе нее). Это не считая эсминцев, подводных лодок и кораблей других классов. О размерах затрат красноречиво говорит то, что в период с 1910 по 1915 годы ассигнования на армию и флот составили примерно равные величины в абсолютных показателях, но при этом рост бюджета Морского министерства оказался в 1,5 раза выше роста бюджета Военного министерства. Можно провести и такое сравнение: в 1912 году на развитие высших учебных заведений Российской империи было выделено из бюджета 7,6 миллиона рублей. Стоимость постройки всего одного линейного крейсера типа “Измаил”, заложенного в том же году, составляла 52 миллиона рублей, а стоимость одного линкора типа “Севастополь” - 37 миллионов рублей. Исходя из этих цифр несложно себе представить, сколь огромную пользу мог принести отказ от “Программы усиленного судостроения на 1911-15 годы”, принятой почти исключительно под влиянием нездоровых имперских амбиций и соображений престижа. Ведь выделенные на создание линейного флота деньги были получены за счет сокращения расходов не только на образование и культуру, но и на реорганизацию промышленных предприятий, пополнение военных запасов, производство новых вооружений и боеприпасов для сухопутных войск. Поэтому не будет большим преувеличением сказать, что именно российская военно-морская программа стала одной из причин тяжелейшего кризиса снабжения и вооружения, постигшего армию уже в ходе войны. К этому следует добавить и еще один штрих: построенные с таким трудом и затратами линейные корабли во время войны оказались совершенно предсказуемо ненужными, так и не нашли себе применения и все время боевых действий (за редчайшими исключениями) безо всякой пользы простояли у причальных стенок своих баз.

Великая война, флот

Previous post Next post
Up