Первое знакомство с "Голиафом": советская инструкция по борьбе с германскими самоходными минами

Jun 06, 2020 22:46



Весной 1942 года в Германии началось серийное производство дистанционно управляемых самодвижущихся мин на гусеничном ходу "Голиаф" - первых в мире серийных боевых машин на дистанционном управлении. Эти мины приводились в движение электромоторами (на более поздних моделях - небольшими бензиновыми двигателями), наводились на цель и подрывались оператором при помощи переносного пульта, соединенного с машиной кабелем длиной до полутора километров. Боевой заряд массой 60 килограммов (на более поздних моделях - до 100 кг) позволял успешно атаковать не только небронированные цели, но и эффективно разрушать или выводить из строя танки и долговременные фортификационные сооружения.

Боевой дебют "Голиафов" состоялся в первый день операции "Цитадель" 5 июля 1943 года на северном фасе Курского выступа. Тогда самодвижущиеся мины были применены для обеспечения наступления тяжелых истребителей танков "Фердинанд" из 654-го тяжелого батальона истребителей танков. Несмотря на то, что "Голиаф" не являлся верхом совершенства и имел множество недостатков, атака получилась результативной - советские военные никогда ранее не видели подобного оружия, не умели ему противодействовать, и вообще с трудом понимали, с чем именно имеют дело.
Полученное в итоге советской стороной сильное впечатление стало причиной высокого интереса к новому техническому средству противника, и к августу уже были добыты данные, позволившие составить достаточно точное представление о "Голиафах" и их возможностях. Эти сведения были изложены в инструкции, составленной разведотделом штаба бронетанковых и механизированных войск Западного фронта, и затем разосланы в действующие части для изучения личным составом:

"Некоторые данные о немецкой танкетке-торпеде

В период наступления на Орловско-Курском направлении 5.7.43 г. немцы для подрыва наших танков, ДОТов, ДЗОТов и минных полей применяли танкетки-торпеды. По непроверенным данным в районе Протасово, ст. Поныри якобы действовал танкоистребительный батальон, вооруженный указанными танкетками-торпедами.
Тактико-технические данные танкетки-торпеды следующие:

Вес с зарядом до 200 кг.
Заряд около 70 кг.
Длина танкетки-торпеды 1,5 м.
Высота 0,52 м.
Ширина 0,83 м.
Клиренс 0,16 м.
Длина опорной части гусеницы 0,8 м.
Ширина гусеницы 0,175 м.
Удельное давление 0,1 кг/кв.см.
Скорость движения около 20 км/ч.

Ходовая часть танкетки-торпеды состоит из ведущих передних колес, направляющих опорных катков и поддерживающих роликов. Гусеницы штампованные.
Танкетка-торпеда приводится в движение от двух электромоторов. Электромоторы приводятся в движение от двух 15-вольтовых аккумуляторов. Электромоторы вращают передние ведущие колеса, последние вращают гусеницы, от чего танкетка-торпеда получает поступательное движение со скоростью 20 км/ч.
Танкетка-торпеда при включении одного электромотора может поворачиваться и двигаться задним ходом при вращении якоря электромотора в обратную сторону. Для управления танкетко-торпедой имеется трехфазный провод длиною около 1,5 км и 4 реле. Управление танкеткой-торпедой производится из танка, окопа и другого укрытия на расстоянии длины провода (около 1,5 км). Катушка с проводом расположена в заднем отделении танкетки-торпеды. Для того, чтобы не перепутывались провода, сзади танкетки имеется ограничительный буфер.

Взрывчатое вещество находится в центре танкетки-торпеды. Взрыв может производиться в любой момент по желанию лица, управляющего движением танкетки-торпеды. Для взрыва имеется заряд взрывчатого вещества весом около 70 кг, детонатор, электрокапсюль-детонатор, бобина, перерабатывающий ток низкого напряжения, ток высокого напряжения, аккумуляторы, которые также питают электромоторы и провод длиною около 1,5 км. Взрывная волна исключительно большой силы, приводящая наши танки всех типов к безвозвратным потерям. На поле боя танкетка-торпеда при движении, с целью ограничить по себе воздействие от огня, все время меняет направление и движется по кривой, что достигается путем постоянного включения и выключения попеременно электромоторов.

Вследствие малых габаритных размеров обнаружить танкетку-торпеду на поле боя тяжело, особенно при действии на территории, засеянной хлебами, и там, где имеется высокая трава.

Меры борьбы с танкеткой-торпедой

1. Расстрел из всех видов артиллерии всеми видами боеприпасов.

2. Расстрел из противотанковых ружей.

3. Расстрел из пулеметов, автоматов и винтовок всеми видами боеприпасов, но лучше бронебойными зажигательными пулями.

4. Перерезка электроприводов управления движением и взрывом.

5. Подрыв гранатой из окопа (на дистанции не ближе 25 - 30 метров)

6. Зажигание бутылкой с горючей смесью из окопа (на дистанции не ближе 25 - 30 метров)

Ни в коем случае нельзя наезжать на танкетку-торпеду танком, он будет безвозвратно уничтожен, а экипаж танка убит от взрыва танкетки-торпеды.
Для успешной борьбы с танкетками-торпедами необходимо широко привлекать стрелковые и саперные части."

Вторая мировая война, сухопутные войска, исторические документы, история техники

Previous post Next post
Up