Асы в бою. Эдуард Бём против Луи Феликса Мориса Хаппе.

Apr 17, 2020 09:05



Эдуард Бём

Утром 25 сентября 1915 года четыре легких бомбардировщика "Фарман" MF.11 из французской эскадрильи MF 29 поднялись с аэродрома Бельфор и взяли курс на Роттвайль. Их целью был расположенный в этом городе завод по производству взрывчатых веществ. Каждый из аэропланов имел на борту по две бомбы, переделанные из артиллерийских снарядов калибра 155 мм, и по четыре бомбы калибра 75 мм. Лидером французской четверки являлся знаменитый "Красный дьявол" - ас бомбардировочной авиации капитан Луи Феликс Морис Хаппе, напарником которого в этом вылете был рядовой Луи Потра.

После того, как звено сформировало строй и направилось к линии фронта, стало ясно, что на "Фармане" сержанта Гастона Виаля возникли технические неполадки. Двигатель явно не мог работать на полную мощность, и это не позволяло самолету подняться выше 1300 метров. Машина Виаля все больше отставала, а когда группа оказалась над германской территорией - попала под плотный огонь зенитных орудий. Ввиду невозможности продолжать выполнение задания пилот освободился от бомбового груза и развернул уже получивший несколько осколочных пробоин аэроплан обратно на свой аэродром.
Тем временем три бомбардировщика во главе с Хаппе достигли окрестностей Фрайбурга. Как раз в это время в городе находился великий герцог Фридрих II Баденский, так что немцы поначалу связали появление воздушного противника с визитом столь важной персоны. В 7:27 с близлежащего военного аэродрома взлетел всего один истребитель "Fokker E.I", пилотом которого являлся унтер-офицер Эдуард Бём. Самолет имел вооружение, состоящее из одного пулемета с боекомплектом 700 патронов. Немецкий летчик стартовал, когда французы оказались в пределах видимости, и на протяжении всего времени преследования сохранял с ними визуальный контакт. Набрав высоту 3500 метров, Бём догнал шедшие на 500 метров ниже "Фарманы" и перешел в нападение. В своем рапорте Эдуард описывал ход сражения так:

"Я энергично атаковал одного из них, но затем обнаружил, что двое других развернулись и открыли по мне огонь. Несколько раз я четко расслышал свист пролетевших совсем рядом пуль. Затем я стал попеременно атаковать сначала одного, а затем другого, ведя огонь очередями по 50 - 150 выстрелов с близкого расстояния, так что мою машину раскачивало воздушным потоком, создаваемым пропеллером неприятеля."



Луи Феликс Морис Хаппе

Эта тактика принесла германскому летчику успех. Он смог заставить французов снизиться почти до самой земли, и вскоре один из бомбардировщиков попытался сесть на вынужденную посадку, но сломал шасси и потерпел аварию. Его пилот сержант Анри Пиго получил ранение, однако остался жив. А вот стрелок рядовой Марсель Варме погиб еще в воздухе, сраженный германской пулей. Вскоре после этого Эдуард Бём смог дать точную очередь по кабине еще одного "Фармана", в результате чего был убит пилот лейтенант Шарль Девин. К счастью, напарник Девина рядовой Клемент Веритэ успел перехватить управление, не дав самолету совершенно разбиться при падении, благодаря чему и выжил. Наконец, немецкий летчик остался один на один с "Красным дьяволом", все это время пытавшимся контратаковать, спасая своих товарищей, и один раз даже выходившим на "Фоккер" в лобовую атаку. Казалось, положение француза становится безнадежным, но удача не отвернулась от Хаппе. Как только Бём занял выгодную позицию для нанесения завершающего удара, вдруг выяснилось, что боекомплект к пулемету истребителя закончился. Столь счастливое стечение обстоятельств позволило французскому асу благополучно вернуться в Бельфор, хотя и не без ущерба - "Фарман" капитана получил почти два десятка пробоин. В целом рейд нельзя было считать совсем уж неудачным - Хаппе и его товарищам удалось сбросить бомбы на цель и добиться нескольких прямых попаданий в заводские сооружения. Но при этом два самолета и четверо авиаторов не вернулись из боя, и это были самые большие разовые потери, понесенные эскадрильей MF 29 в 1915 году.

Что же до унтер-офицера Бёма, то после завершения сражения он развернулся на свой аэродром, но пролетая над местом крушения одного из противников, заметил среди обломков движение. Эдуард приземлился рядом и обнаружил, что французский авиатор жив и подает знаки рукой. Немец помог сержанту Пиго (а это был именно он) выбраться из разрушенной кабины и оказал раненому первую помощь. За великолепно проведенный воздушный бой унтер-офицер Бём спустя несколько дней был награжден Железным Крестом I класса. Увы, боевая карьера этого летчика оказалась непродолжительной. 21 января 1916 года Эдуард погиб, когда его самолет при взлете с аэродрома Энзисхайм потерпел крушение из-за технической неисправности.

Великая война, авиация

Previous post Next post
Up