Видимо, это первый пост из цикла. У меня таких книжек кубометра два. Думаю со временем переписать все самое резонансное. Чтоб было. Интересно перечитывать.
...Все чаще мне кажется, что прав был тот, кто сказал, что выигрывая в малом, можно потерять в большом. Потакая вкусам отдельных людей, можно забыть, чего ты хотел изначально добиться. Идя на поводу у предпочтений, фобий и удобств одного зрителя, можно угробить замысел спектакля.
...Нельзя стесняться того, что делаешь, даже если оно не идеально. Ничто не идеально. Главное - переться от процесса самому. Тогда и другие пропрутся. Личный пример и личная вера решают все. Любое отношение к чему бы то ни было на этом строится.
...Люди составляют мнения, веря на слово. но - всегда снижая градус услышанного. Если говоришь им, что у тебя все зашибись - они думают, что у тебя все ничего так, средненько. Если признаешься хотя бы в ничтожном косяке - они думают, что ты в полной жопе. Поэтому никогда, НИКОГДА нельзя критиковать себя вне близкого круга, коллектива. Подумают, что ты в полной жопе и занимаешься ерундой. И не будут уважать никогда ни тебя самого, ни то, что ты делаешь. Даже если ты мировой шедевр создашь. Так что базар надо фильтровать. Во имя цели своей, если она, конечно тебе дорога.
...Почему у нас в стране стыдно радоваться тому, что у тебя что-то получилось не хуже, чем у других? Почему у нас принято себя принижать? Непонятно. Видимо поэтому у нас полная страна нереализованных талантов, гениальных мозгов в десятки раз больше,чем во всем мире. Но они никому не нужны. А почему, спрашивается? Да потому, что себя не уважают. А если сам себя не уважаешь и не любишь - с какого переляху это должны делать другие? Выходит, они правы и просто выражают твое собственное отношение. Добрые, милые, чуткие, СОЗВУЧНЫЕ нам люди.
...Взять себе за правило в любом деле, требующем оценки сначала замечать и запоминать хорошее, а уж потом - ошибки, недоделки, промахи и прочие косяки. И того, и другого хватает везде. Дело лишь в том, на чем заострять внимание. Если искать хорошее - и средняя работа чему-нибудь научит и вообще порадует. А если плохое - то и шедевр ничего, кроме унылого недоумения не вызовет. Важен настрой и тонкая корректировка собственного "внутреннего снайпера". Чувствуешь, что недоволен собой, ворчня одолела? - возьми пять откровенно говенных работ и найди в них по пять пунктов позитива. А потом - в своей. Много удивительного узнаешь.
... Откуда в людях страх перед собственным успехом? Почему мы ищем подвоха в похвале и с радостью глотаем ругань, ища в ней истину в последней инстанции? Что это за рабская психология? Как в детском саду, черт возьми: не высовывайся, не зазнавайся, ты что, лучше всех? А вот да, я - лучше всех! И мне больше всех надо! и это - здорово, потому что у меня через это дело столько сил, что я горы свернуть могу. А постоянные сомнения, стыд и вина на пустом месте - это извращенный способ самоубийства, только и всего. Стыдиться надо не того, что сделал, а того, что не сделал. А не ошибается только трус - потому что ни хрена не делает.
...Мусольство косяков убивает веру в победу. Косяк надо разобрать, понять его происхождение, прихлопнуть и забыть, а не носиться с ним, как с индульгенцией.
...Все так называемые "здравые смыслы", "трезвые оценки своих сил" , "предыдущий опыт ошибок", "объективный анализ возможностей" и прочая разлагающаяся субстанция пусть бодро идет туда, откуда все родом. И сидит там в темноте, сырости и покое. Надо просто брать и делать, что бы кто ни говорил. Всем не угодишь и на каждый чих не наздравствуешься. Поэтому надо прежде всего угодить самому себе. Получилось так, как ты хотел, хотя бы приблизхительно - все, это не зря, в следующий раз будет еще лучше.
...Понял, что никогда не соглашусь ни с одним досужим обличителем, тыкающим палочкой в наш театр. Все косяки наши я и так знаю, без добрых указаний. Кстати, указания, как правило - это банальная вкусовщина и бытовая зависть. Сам не умею - сталбыть, испорчу настроение ближнему своему, собью с него "спесь", а то еще возгордится. Да пусть гордится! Человек должен быть горд своей работой и своим призванием, а не извиняться перед всеми за то, что у него в этой жизни хорошо выходят не только экскременты.
...Театр - не бордель, а зритель - не клиент. Посему он не может быть всегда прав. Если у него не хватило ума или кругозора понять замысел спектакля, то это проблема не качества спектакля, а общей культуры зрителя. Нельзя обвинять автора в том, что тебе лично не понравилось его произведение. Не понравилось - значит, не твое. И все. Молчи и ищи свое. А наши добрые современники не могут молчать, они начинают упражняться в красноречии. Да как упражнятся... Почитал вот отзывы на "Театромании"... Даже в ресторане люди ведут себя приличнее, когда им не пришлось по душе заказанное неизвестное блюдо, а от искусства почему-то требуется быть манной кашей, понятной и грудничку, и маразматику из дома престарелых.
...Не оправдываться, а объяснять, почему именно так, а не иначе. Всегда, много раз, повторяясь, быть может. Не все люди думают быстро, кому-то надо и трижды объяснить. Это ничего, это нормально. Побольше терпения и все.
...Режиссер не играет в угадайку с залом и не пытается смотреть глазами публики. Его задача - заставить публику смотреть своими глазами. Это, пожалуй, самое важное - чтоб они сначала увидели то, что видишь ты, а потом уже что-то свое. С артистами - то же самое.
...Настоящая критика всегда конструктивна, подробно обоснована и никогда не однобока, т.е. разбирает и плюсы, и минусы. Также в настоящей критике никогда не бывает общих фраз типа "все круто", "все плохо" и прочих бессмысленных прилагательных. Все остальное - не критика, а слив эмоций укушенного в мягкое место индивидуума. А раз он укушен - значит, его пробрало. Уже полдела.
...Люблю читать старую театральную критику. Видно, что эти люди любили театр и разбирались в его священной сути больше и лучше, чем иные сегодняшние постановщики с распиаренным именем.
...Угода недовольным - та же халтура. Ведь проще прогнуться и угодить, чем доказывать свою правоту.
...Толерастия -яд. Список жертв этого убийцы огромен. Особенно это касается современных попыток обтолерастить мировую классику.
... Плох тот генерал, который не верит в то, что его солдаты - самые сильные и смелые, хоть и бабники да пьяницы. Плох тот солдат, который не верит в то, что генерал знает дорогу через любые альпы, пусть даже он псих и в припадке гнева грозится всех запороть на конюшне.
...Верить себе, в себя, друг другу и друг в друга. Ежесекундно. Любое сомнение - проверять сразу же. Иначе - болото каботинства и профессиональная смерть. Сомневающегося - расспроси. Закрывается - разверни. Убегает - догони. Но ничего, ничего не оставляй недосказанным.
...Никогда не верь профанам, особенно, когда они тебя распяли на булавках и, в лупу разглядывая, формируют свое о тебе мнение. Никогда. Нафига тебе мнение профанов? Если уж так необходим бодрящий душ из фекалий - покажись профессионалу. В его фекалиях можно и пару крупных жемчужин найти.
...Быть психом в глазах окружающих - нормально. Вызывать их непонимание и раздражение - нормально. А вот когда они на тебя не нарадуются, причем все - вот это как раз ненормально. Принюхайся к себе: не умер ли ты?
...Художника обидеть может, конечно, каждый. Это просто. Художники - божьи клоуны, люди тонкие и ранимые. Но этому каждому рано или поздно за такое попадет. Больно. Помни об этом и не обращай внимания на идиотов.
...Как говорил один хороший человек, которому я многим обязан в искусстве: "Милейший, прежде чем судить о чем-то громко и азартно - сделайте не хуже. Тогда вы будете иметь на это право, пока же вы имеете право лишь на вопросы."
...Делай, что должно и будь, что будет.