Apr 15, 2011 01:07
Я ни на грамм не верю Луке с его пойманными террористами - но выглядит он убедительно. И, боюсь, многих в Белоруссии убедил - ведь каждому народу хочется иметь дееспособного лидера. Естественно, я не мог пройти мимо белорусской темы, когда вчера общался с Михаилом Сапожниковым, главой роснановской проектной компании ДВИН - той самой, которая делает детекторы взрывчатки и наркотиков на меченых нейтронах.
На сам нейтрон метку не нацепить, потому как элементарная частица - но факт его вылета и направление отмечается альфа-частицей, которая летит ровно в другую сторону. Детектировав частицу, можно понять, какой именно нейтрон выбил из анализируемого вещества гамма-кванты - и снять спектр гамма-излучения только от интересующих нас нейтронов, а не каких попало, летающих в пространстве.
Зная спектр, можно определить химический состав вещества. Что там у командировочного в чемодане - стиральный порошок или белый китаец - можно определить автоматически, без участия человека вообще. Компьютер сам лучше в спектрах разберется.
Пока Сапожников говорит о том, что метод будет дополнять обычный рентгеновский контроль, который хорошо выявляет ножи и пистолеты. Сейчас один чемодан обследуется детектором за пару минут - на мой взгляд, слишком медленно для сплошного скрининга. Однако ситуация может измениться, если проверку удастся поставить на поток. Например установка, в которой есть сразу несколько нейтронных детекторов, может быстро обработать аэродромный контейнер для багажа - или как там эта штука называется, в которой чемоданы в самолет загружают. Это не только уменьшит возможную опасность, но и упростит проверку. Но как быть с ручными вещами, чтобы это не осложняло жизнь пассажиров, а облегчало ее? Например сделать ячейки, в которые запирается ручная кладь, проверяется оптом, и возвращается через несколько минут. Наверное, можно чего-нибудь и поумнее придумать. Я уверен, что технология вполне, как это по-русски, disruptive - может изменить и сам уровень безопасности и ее процедуры. Вот первые автомобили тоже делались по образцу конных экипажей и только потом у них появился свой дизайн.