Что касается ситуации вокруг ROOF. 8 июня прошло открытие экспозиции. Да открытие было весьма людным, было много мнений и откликов, увидел около 70% положительных мнений и эмоций и около 30% в минус или просто никак. Провел аналитику посещения, изучил людей по видео и фото, прочел все статьи, пообщался в фейсбуке и твиттере.
Многие журналисты и, просто местные, художники обвинили ROOF в любительском «искусстве». Однако, я постараюсь расшифровать коды и мыслительные процессы, которыми руководствовались авторы этой выставки и попытаюсь опровергнуть или просто описать, в чем суть их идей.
Основная мысль, которую мне хотелось бы донести - это то, что по большому счету основной целью проведения AB EX KR было ничто иное как выражение гражданской позиции совершенно разных людей собравшихся вместе и привлечение внимания. Разумеется, в короткие сроки (а если быть точнее, всего 4 месяца) стояла задача сделать максимально резонансную и позиционную экспозицию.
Результат не заставил себя ждать, абстрактный экспрессионизм как одно из течений модернизма, адепты которого пришли к абстракции лишь к началу 20 века как нельзя лучше (а часто и отражая саму суть модернизма) стали ложиться в выбранные социальные проблематики молодых авторов.
Я нисколько не умоляю какие-то графические недоработки ребят или неправильность выбора формата, однако хочу обратить ваше внимание, что в современном искусстве и арт среде невозможно привлечь внимание или удивить просто авторским мастерством.
Апатия, разочарованность, отказ от фигуратива, автоматическое искусство: все это стало важными терминологическими частями целого. Складывая воедино эту выставку, я вижу четкий детерминант, определяющий то человеческое разочарование, которое ROOF и стремились вложить в указанную выше экспозицию. Способность заявить, что совершенно любой человек вправе выражать свое мнение посредством визуального языка - вот идеологический стержень, вокруг которого и строилась выработка объектов, по своему наивная, но идеологическая. (Для показательности моего утверждения хочу провести аналогию с таким направлением как граффити, которое возникло и сформировалось в 1920-е годы в Штатах и было наиболее искренним выражением, политической позицией, а может даже человеческим криком и реакцией, на социальный климат того времени).
Местами, разглядывая работы совсем неопытных авторов, я ловил себя на мысли, что в их произведениях есть даже какая-то романтичная футуристичность. Утопия нашего современного, того, что окружает сейчас и несовпадение с тем, что было нарисовано в голове у масс. А что мы можем видеть сейчас (если можем, или, что стало весьма распространенным после 4 марта, если позволяют видеть)? Вот какой вопрос ставят авторы.
Можно сколь угодно долго дискутировать на тему того, что искусство удел интеллигенции (вспомним штамп - Искусство не для всех), как и считаю сам, но, если мы посмотрим на 20 век, в условиях его интенсификации и визуального поворота, то мы выясним, что все образы искусства успешно стали использоваться в масс-медиа, а как результат стали ширпотребом. Это потому многие выберут посмотреть на Матисса или Дега, вместо совриска, что эти авторы не так опопсели с использованием режущих инструментов AD. Да, реклама это и есть проводник искусства в массы, скальпель, которые разрезает различия между слоями и заявляет «Ты этого достоина». Подсолнухи Ван Гога, Крик Мунка, Мона Лиза да Винчи, Обед Лодочников Ренуара, Девочка на шаре Пикассо и список можно продолжать и продолжать. Заметте, я не трогаю Уорхола, Дюшана, Дали, Малевича и т.д.
Вот и получается, что заглядывая немного дальше, мы можем обнаружить, что симулякры, копии и подражание работ ROOF вовсе не от неопытности, а есть ничто иное как желание классическим языком абстракции выцарапать на современных материалах те социальные оскомины, которые набили шишки многим из нас. Чего таить: выборы, демократия, казаки, правительство края в лице замов губернатора и многое-многое другое.
Смотря на работы и релизы я замечаю истинную эмоциональную позицию каждого, кто решил сотворить свое авторское высказывание, я вижу неумелость, но вместе с тем незашоренность. Зная каждого из них и наблюдая за их процессом подготовки в течении 4 месяцев я увидел как эти молодые и неокрепшие, совершенно обычные люди ломают свои стереотипы шаг за шагом окунаясь в классицизм, модернизм, постмодернизм. Ломая, потому, что позитивный опыт, по моему мнению (и надеюсь, вы согласитесь, не только по моему), менее полезен. Лишь травматизм и моральная ломка приводят к истинному росту.
Искренне хочется верить, что и у тех, кто приобщается к миру Искусства и тех, кто уже давно выступает в роли сведущих, смогли разглядеть в заштампованных копиях Ротко, Поллока, Ньюмена, Рейнхардта искренние идеи. Идеи. Именно это и является главным отличием от традиционного искусства. Простого мастерского владения кистью недостаточно.
Дальнейшая эволюция ROOF, на мой взгляд, пойдет по пути уменьшения неритмичности и энтропии, совершенствования владения материалами, техниками и обострения социальных проблематик. Сам Бретон (основоположник сюрреализма, а, как Вы знаете, есть прямая связь между сюрреализмом и абстракцией) говорил, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной волны. Будем верить.