Рихард Вагнер и Людвиг II Баварский. Странная пара: король и композитор.

Dec 07, 2014 14:28




Сначала Рихард Вагнер решил, что посетитель прибегнул к хитрости, чтобы увидеть его, что это попытка одного из его многочисленных кредиторов вручить ему судебную повестку.
Какое дело могло быть к нему у секретаря баварского короля и как ему удалось выследить композитора в доме его штутгардского друга? Он отказался принять посетителя. Однако посыльный оказался настойчивым и при второй попытке вручил композитору фотографию монарха, кольцо с рубином и приглашение немедленно приехать в Мюнхен.

Людвиг, царствовавший менее двух месяцев, впервые встретился со своим музыкальным кумиром 4 мая 1864 года. Вагнеру был 51 год, и он находился в отчаянном положении - несмотря на то, что был автором таких замечательных опер, как "Летучий голландец" и "Тангейзер", - из-за своей бедности, неудавшегося брака и политической опалы в результате обвинений в республиканский настроениях.
Юный монарх, которому ещё не исполнилось 19 лет, пристрастился к музыке Вагнера, побывав за три года до этого на представлении "Лоэнгрина", который потряс его до слёз. Прочитав либретто незаконченного и ещё не ставившегося вагнеровского цикла из четырёх опер "Кольцо нибелунга", Людвиг поклялся взять на себя роль венценосного покровителя, имеющего достаточно денег и власти, чтобы воплотить этот гигантский труд на сцене.
В восторге от встречи с королём, Вагнер писал другу, что Людвиг любит его "с пылом и нежностью первой любви; он всё обо мне знает и понимает - понимает меня, как моя собственная душа". Людвиг пообещал заплатить за всё, что пришлось в прошлом выстрадать Вагнеру, устранить из его жизни все мелочные заботы, "чтобы Вы могли свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе Вашего восхитительного искусства".
Людвиг предоставил в распоряжение Вагнера загородную виллу и переехал в замок Берг, чтобы быть рядом с композитором. Когда они не проводили время вместе, планируя оперы, которые будут написаны и поставлены в ближайшие годы, они обменивались письмами, которые нельзя назвать иначе, как любовными - хотя никто никогда не подозревал Вагнера в том, что он разделяет скрытую гомосексуальность Людвига. "Нерасторжима связывающая нас нить, в моей душе пылает, вечная, священная и чарующая любовь к Вам", - писал монарх. "Без Вас я более ничто", - отвечал композитор. "О мой король, Вы - божество!" Вагнер не мог не знать, что у его царственного покровителя нет слуха; короля привлекал фантастический мир сюжетов.
Вагнер дирижировал оперой "Летучий голландец" в Мюнхене 4 декабря 1864 года; король сидел в королевском ложе, разделив с композитором его триумф. Премьера "Тристана и Изольды" в следующем году прошла с таким же успехом. Однако даже у влюбленных бывают размолвки; когда о Людвига дошло известие, что его кумир называет короля "мой мальчик", он временно лишил Вагнера своего королевского общества. Гораздо серьёзней был ропот недовольства в придворных кругах. Вначале негодование вызывала щедрость короля, тратившего на Вагнера государственные деньги, обеспечивавшие композитору экстравагантный образ жизни. Затем, в ноябре 1865 года, Вагнер опрометчиво раскритиковал правительство - непростительное оскорбление для щепетильных баварцев, считавших композитора из Саксонии иностранцем. Члены королевской семьи, объединившись, выступили 1 декабря с ультиматумом: Людвигу следовало сделать выбор между Вагнером и "любовью и уважением своего верного народа". Король выбрал народ, и через 10 дней Вагнер уже ехал на поезде в Швейцарию - опальный композитор объявил, что едет поправлять здоровье. Идиллия короля и композитора продолжалась 18 месяцев.
Вагнер начал плодотворную жизнь в Швейцарии, а король продолжал издалека оказывать ему моральную и финансовую поддержку. Людвиг принял участие в строительстве великолепного театра в Байрейте для постановки опер Вагнера и присутствовал на первой полной постановке "Кольца нибелунга". Это была их первая встреча за восемь лет. В финале четвертой оперы скрытного монарха убедили встать и выйти к барьеру королевской ложи, чтобы присоединиться к предназначенным Вагнеру овациям.
Узнав о смерти композитора в Венеции 13 февраля 1883 года, Людвиг заявил: "Тело Вагнера принадлежит мне" - и приказал перевезти его в Байрейт для захоронения. "Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир, - объявил он, - и именно я спас его для мира".
Ссылки по теме:
Людвиг II Баварский. Краткая история.

история, музыка

Previous post Next post
Up