18 июня 2020 года, японской компанией Сигма, был анонсирован объектив Sigma 100-400mm F5-6.3 DG DN OS / Contemporary.
К тому времени, это был пятый в линейке объективов серии DG DN, и для меня самый долгожданный. (На сегодняшний день их более 10)
Вся эта современная серия "DG DN" обеспечивает совместимость с новейшими типами полнокадровых беззеркальных камер для моделей
с креплением Sony E и Leica L.
Все они имеют новую оптическую конструкцию, и отличаются от прежних версий компактностью и качеством сборки.
В штатах и в Европе его продажи начались сразу же, но очень маленькими партиями.
До нас же он дошёл примерно к третьей волне коронавируса, или может чуть раньше. К тому времени выяснилось, что у него есть проблемы
с автофокусом, которые решались обновлением версии прошивки до V002. Однако её можно было сделать только в сервисных центрах Сигмы.
И честно говоря, как-то не хотелось свежекупленный новый объектив сразу же отдавать дяде в ремонт, пусть и на пару дней.
В этих случаях теряется новизна вещи. Да и кто их знает, что они там могут сделать?! - уронить, поцарапать.. и т.д.
И потянулись ожидания. Если учесть, что я перешёл на фотоаппараты фирмы Сони, начав с Sony Alpha A7 в 2014 году..
то эти ожидания продлились около 8-и лет. Конечно, я несколько драматизирую, поскольку была и альтернатива.
- Ещё в 2017 году, вместе с профессиональной с камерой Sony A9, появился объектив Sony FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS, серии G Master.
Этот супертелевик от Sony, с быстрой фокусировкой (до 30 кадров в секунду, зависит от камеры) идеально подходит для съёмки спортивных событий,
дикой природы и прочего. У него, так же, отличное качество изображения, возможность использования телеконверторов на 1,4x и 2,0x.
Но всё его плюсы перевешивает один минус, а именно его цена - в 2 498,00 $, доходящая у нас, вместе с налогами, до вообще неприемлемых сумм.
Нынче цена чуть меньше, но не на много. Поэтому его я даже не рассматривал. Этот же, изначально стоил в 2,5 раза меньше, чем Сони.
К тому же, Сигма продаётся у нас без налогов. Даже не знаю, чем это можно объяснить. Но мне и не важно - куда приятней платить меньше ..
И вот свершилось! - К началу 7-й волны короновируса, я получил долгожданный Sigma 100-400mm f/5-6.3 DG DN OS.
Я не просто так упоминаю о волнах этой заразы, выращенной в лабораториях. Всё это очень повлияло как на производство, так и логистику поставок.
Я заказал его у поставщиков фирмы Сигма в Израиле, ещё в ноябре. Первые поставки, с новой прошитой версией, ожидались в феврале..
А получил его только в третьей декаде июня.
Глядя на чужие фото, давно самому хотелось попробовать телеобъектив в пейзажной съёмке.
Первые же пробы этого "чуда", показали его удивительную резкость, как на 100 мм, так и на 400 мм, при открытой диафрагме.
Фото, размещённое ниже, взято с фирменного сайта Сигма.
Я лишь добавил некоторые "тактико-технические" данные объектива. Впрочем, с моей камерой он выглядит несколько иначе.
Кроме того, длина 197,2 мм указанная здесь, относится к объективу в сложенном виде и без бленды и без камеры.
В реале, длина объектива с блендой и с камерой - около 310 миллиметров.
А в полностью развёрнутом виде, с выдвинутым тубусом и с блендой, общая длина "агрегата" доходит до 380 миллиметров.
Вес, указанный в спецификации в 1140 грамм, это тоже чистый вес объектива, без бленды и без штативной лапки, которой на фото нет.
А это ещё около 200 грамм. Если к этому добавить вес фотокамеры в 550-600 грамм, то общий вес приблизится к 1 кг. 900 грамм.
Почти 2 кило, что в общем-то немало. Вот почему я и называю его базукой. Хотя, из телеобъективов этот зум один из самых компактных.
Однако тактильные ощущения оказались довольно приятными. И на камере объектив сидит органично, и не выглядит этаким монстром.
Единственное, его приходится поддерживать левой рукой. Вес мне показался приемлемым, и не напрягал совершенно.
Мало того, он влез в небольшой заплечный фоторюкзак, с которым я не расстаюсь вот уже лет пять. Пришлось лишь убрать переборки
на липучках. Благодаря чему и удалось его взять на велопрогулку. Уж очень хотелось испробовать его в деле.
- К сожалению, утро выдалось жаркое, с высоким процентом влажности. Удалённые объекты тонули в дымке, и казались призрачными.
Пришлось переключиться на ближние объекты и проверить его резкость и так называемое "боке"(bokeh). (Размытие в зоне нерезкости.)
И то и другое мне понравилось, особенно впечатлила резкость. 100% увеличение (кроп) из предыдущего кадра.
Возле полей снимать было нечего, и я направился к цветам. Снимок на 100 мм.
Вначале протестировал переключатель режима фокусировки. Их в объективе три: 0 - 6 м, от 6 м - ∞, и Full.
И разница была ощутима, особенно на ближних объектах. В режиме от 0 до 6 метров, он фокусировался мгновенно.
Хотя и в режиме "Full" тоже была неплохой. Снимок на 100 мм.
Стоит заметить, что компания Сони, даром "хлеб" не ест.)) Они изначально ограничили скорость фокусировки сторонних объективов
15 кадрами в секунду. То есть, вдвое. Хотите 30 кадров/с - покупайте нашу продукцию. А нет.. Впрочем, мне и 15-ти.. за глаза. Снимок на 300 мм.
Поскольку я всё снимал с рук, без штатива, то проверил и внутренний оптический стабилизатор изображения.
У его переключателя тоже 3 положения: 2; OS; OFF. То есть, включен, выключен, и режим с цифрой 2 - с которой до конца не разобрался.
Но всё работает чётко. Стоило стабилизатор отключить, как тут же получил "шевелёнку". И кадр ушёл в брак. Снимок на 400 мм.
Стоя возле цветочков, посмотрел на противоположную сторону, за шоссе, с робкой надеждой, что туман рассеялся. Но, увы!
С другой стороны, посмотрев в окуляр фотокамеры, мне понравилось картина в целом.
Считается, что телеобъективы с фокусным расстоянием от 100 до 800 мм позволяют фотографировать объекты
на расстоянии до нескольких сотен метров, но из-за такого расстояния снимают с малой глубиной резкости.
И с этим трудно не согласиться. Тем более что на это влияет и состояние воздуха, его прозрачность, движение восходящих
и нисходящих потоков. И, конечно же, туман.
А здесь, в этом кадре, как по заказу, вобралось всё:
Передний план, с ярко-зелёной разделительной полосой, обочина за дорогой и далее поле, за которым
возвышалась лесополоса. На заднем плане, в тумане, просматривались высотные здания Тель-Авива.
Вдобавок, пролетал самолёт, который тоже удалось захватить. Расстояние до лесополосы, на которой я фокусировался,
было 738 метров. Именно эту цифру и выдал мне точечный замер.
К сожалению, забыл снять ещё один кадр с большей глубиной резкости, с прикрытой диафрагмой, около F18-F22.
Но и на F9 получилось неплохо. Снимок на 100 мм.
Поснимал фруктовый сад. Снимок на 100 мм.
Снимок на 200 мм.
Уже на светофоре вспомнил о пальмах, растущих посреди поля, и о которых вспоминал не раз. Снимок на 100 мм.
С этим объективом "достать" до них не составило никакого труда. Снимок на 100 мм.
Мало того, они с трудом убрались в кадр при фокусном около 200 мм.
И уже оттуда проехал на недостроенные дороги. Впрочем, в последнее время, то обычный веломаршрут. Снимок на 200 мм.
К этому времени небо чуть прояснилось, но снимать в этих выжженных солнцем местах было нечего. Поэтому в ход пошёл велосипед. ~ 396 мм
И какая-то травка. Уж очень не хотелось убирать объектив в рюкзак. Хотелось испытать этот мощный инструмент ещё, и ещё. ~ 400 мм
Подошёл и огромный эвкалипт. Обычно они растут ввысь. Здесь же, в поле, он вымахал вширь. Снимок на 100 мм.
И, не сходя с места снимок верхушки дерева, на 400 мм.
А увидев улиток, переключился на них. Точнее, на верхнюю особь - 100 мм.
И, опять же не сходя с места, на 400 мм.
И тут услышал слабый звук самолёта. Не раздумывая развернул "базуку" в его сторону, и нажал на курок спуск.
Самолёт летел высоко. Потому я нажал дважды, на всякий случай. Однако в этом не было необходимости, автофокус сработал чётко.
И мне это очень понравилось! Было ощущение, что с ним можно достать до "небес"..))) ~ 400 мм + небольшой кроп..
Пощёлкав ещё немного на разных диафрагмах, и убедившись в работоспособности объектива, отправил его в рюкзак.
Однозначно, несмотря на его вес и достаточно большие габариты, я рад тому, что он появился в моём арсенале.
Жаль, что нет возможности использовать с ним телеконверторы на 1,4x и 2,0x, выпускаемые компанией Sigma.
На это наложила запрет компания Сони, побоявшись уменьшения продаж своих дорогостоящих монстров.
На камерах Leica, Panasonic и самой Sigma, этот объектив работает и с телеконверторами, превращая фокусные 100-400 мм
в 140-560 мм - в случае использования 1,4x; и 200-800 мм - в случае установки 2,0x.
И то ещё одна "ложка дёгтя" - от Сони. А было бы неплохо пострелять, и на 560, и на 800 мм..
В любом случае, телеобъектив в пейзажной съёмке может быть очень востребован, а временами - просто не заменим.
Пока же, буду нарабатывать навыки.. Поскольку он даёт совершенно другой взгляд, как на передачу перспективы, так и на построение кадра.
"Титаническая задача фотографа - запечатлеть сиюминутный кадр, такой же красивый в реальности, каким он был бы во сне".
Ансель Адамс.
Благодарю за внимание!