О том, о сем; О переменчивой погоде в мае; И немного о фотографии.

May 17, 2022 18:57



Всего-то чуть больше двух недель прошло, после моего посещения заброшенных садов, а уж все акации зелены! См. предыдущий пост.
И куда делась желтизна здешних мест?! - Отцвели не только акации, а и всё вокруг! По сути, жары ещё не было, если не считать
2-3-х одиночных дней хамсина, с сухим изнуряющим жарким ветром. Хамсины приходят к нам с юга, принося температуры близкие +40 °C.
Возможно, майские хамсины, всего лишь своеобразный намёк для природы: мол, знойное и засушливое лето не за горами..
И она, внемля, приготовилась к нему - созрели и пожелтели травы, отцвели полевые цветы.


И, тем не менее, май считается одним из самых зелёных месяцев в году. Несмотря на то, что о сезоне дождей никто из людей
уже не вспоминает, о них всё ещё помнит природа. А так же, свежая и отдохнувшая за зиму, местами ещё влажная, земля.
Да и майская в меру тёплая погода, благоволит ей. Особенно комфортна и хороша первая половина мая, с дневными температурами
воздуха около 25 градусов. Оттого-то мне люб этот период.
Оттого-то в выходные и не сидится дома, а как только выдаётся свободный день, так начинаю планировать его заранее.


К этому же дню я готовился с особым тщанием, поскольку решил посвятить его любимому делу. А именно, фотографии..
С вечера приготовил все фотопринадлежности, необходимые для этого. Не забыл про инфракрасный фильтр и штатив.
И со спокойной душой улёгся спать.
- Утро же встретило меня не ласково. Небо затянутое кучевыми облаками от края до края, да сильные порывы ветра.
Такая погода никак не располагала к съёмке, и я даже начал подумывать, а не отказаться ли от этой затеи.

В растерянности глядя на улицу в окно, вспомнил своего незабвенного соседа Петю. Обычно он приходил ко мне по субботам,
с самого утра, с предложением составить ему компанию. Поскольку к питию относился сдержанно, я отнекивался и, улыбаясь, говорил:
- Пётр, ну кто же с утра пьёт? - не, я не буду и тебе не советую!
На что он говаривал, чуть изменяя слова из песни В. Высоцкого: Нет, Захарыч, уж если я чего решил, то выпью-то обязательно!

И уходил он без каких-либо обид, а в следующую субботу или через две приходил вновь, и всё повторялось - словно какой-то ритуал.
И так несколько лет, пока мы жили рядом. Ему почему-то нравилось величать меня по отчеству, хотя был постарше меня.
Эрудированный и начитанный молодой парень, 30 лет, с двумя политехническими высшими. Впрочем, пьяным я его не видел ни разу.

Эти воспоминания и сподвигли меня к принятию окончательного решения, тем более, что дома сидеть не хотелось.
Закинув на плечи с вечера приготовленный рюкзак, с блуждающей на губах улыбкой вышел из дома, крутя в голове "уж если я чего решил"..

- Тёплый и переменчивый ветер, за городом был значительно сильнее. Чувствовалось, как хорошо и вольготно ему на этих просторах.
К тому времени как я добрался до садов, разрывы в облаках стали больше и иногда.. на краткий миг, выглядывало солнышко.


Именно оно-то мне и было нужно. Инфракрасная съёмка требует длинных выдержек, до 15 секунд при ярком солнце.
А без него, при таком ветре, превращалась в пустую затею. Появление солнца, пусть и кратковременное, вселяло призрачную надежду.
- Подготовка к съёмке не заняла много времени. Сколько времени надо, чтоб разложить и установить штатив?!
И приготовился ждать появления светила небесного. Однако оно появляться не спешило.


- После получасового ожидания, моё терпение лопнуло, и я сделал пробный снимок с 20- секундной выдержкой.
(И это всё, что удалось из него вытянуть при обработке.)


Инфракрасная съёмка заманчива и интересна, но и таит в себе немало нюансов.
Во-первых, при ИК-съёмке, в видоискателе ничего не видно! Так как ИК-фильтр отсекает видимый диапазон.
Во-вторых, как я уже отмечал выше, необходима длинная выдержка, а также штатив, и солнце!
- Если с первым и вторым проблем не было, то с последним.. И это в нашей солнечной стране!


"Во время инфракрасной съёмки невозможно глазами увидеть предполагаемый сюжет. Его можно только почувствовать - душой.
Вообще эта фотография такая же зыбкая и едва уловимая, как наши мечты и фантазии."

Луис КАСТАНЬЕДА
Точнее не скажешь!


Готовясь с вечера к завтрашней съёмке, я вспомнил об объективе Гелиос 44-2, с фокусным расстоянием 58 мм, купленным мною
в Москве в далёкие годы 16 апреля 1985 года, для плёночного фотоаппарата Зенит-Е. Пользовался я им мало, и потому он как новый
преспокойно лежал в шкафу - в фирменной упаковке и со всеми бумажками. После приобретения к нему переходника на новую камеру,
он использовался считанные разы. Однако он был единственным запасным объективом, на который можно было нацепить ИК-фильтр,
пусть и через переходные кольца.

- Поскольку хорошего солнца так и не было, дабы скоротать время, я поменял объектив на Гелиос 44 и попробовал снимать с ним.
И тут же понял - работать с объективом с ручной фокусировкой, совсем другая "песня".


Стоит заметить, что используемые в фотографии слова: смаз и шевелёнка - не что иное, как нечёткость изображения.
И то и другое являются дефектом фото, кроме редких случаев преднамеренного использования этих эффектов.
Так вот, при сильном ветре, шевелёнки не избежать даже на коротких выдержках.. В этих случаях не поможет и штатив.
Лишь статические объекты останутся резкими.
При ИК-съёмке, с ветром и без солнца - вообще пустая затея.


Как видно из моих, не очень удачных результатов, инфракрасная съёмка не ограничивается "белыми листьями", получаемые
после стандартной обработки. Инфракрасная съёмка, из-за непредсказуемости результатов, таит в себе и некую загадку.
Что само по себе, представляет определённый интерес. А судя по фотографиям в сети, то и не только для меня.
По-моему, именно поэтому это направление в фотоискусстве, позволяющее получить сюрреалистические кадры, живо до сих пор.

Мои же успехи на этом поприще, более чем скромные. У меня даже нет ИК-камеры, о приобретении коей лишь задумываюсь.
Так что не судите строго..


А ещё через полчаса, водрузив свой скромный скарб на спину, так и не дождавшись чистого неба, отправился в сторону дома.
И тут, стоило мне уйти из садов и перейти трассу, как сквозь, казалось бы, плотные облака, выглянуло солнышко.
- И я вновь расчехлил камеру. Не пропадать же дню! - Вот только менять объектив Гелиос 44 стоявший на камере, не стал.


А, выйдя на аллею, решил ещё раз протестировать его для себя, без всякой надежды на хороший результат.

- Наши листопадные деревья к маю одевается в зелёную свежую листву. Такие же деревья как жакаранда, начинают цвести ещё
до появления первых листиков. Это можно увидеть на любой алле, в любом парке.
При всей пестроте майского цветения в наших краях, раскидистую Жакаранду (Фиалковое дерево)., не перепутаешь ни с чем.
Во-первых, оно источает нежнейший аромат!


А во-вторых, его восхитительный цвет мало кого оставляет равнодушным.
Даже, если из фото с его ветвями сделать своего рода коллаж. Впрочем, называется это скрутка. 2-3 минуты в редакторе,
чтобы подобрать угол вращения. Как-то на днях, устав от редактирования, решил поиграться с инструментами.. и результат мне понравился.


Цветы у Жакаранды очень мелкие.. и висят высоко. - Снято на старую камеру, с безумным зумом.. лет 10 назад.


Как оказалось, я зря недооценивал этот объектив. Вот только кривизна поля у него зашкаливала. Это искажение видно на дорожке..
Но всё это я узнал уже дома, скинув фотографии на комп. До этого приходилось пребывать в полном неведении.
Много ли увидишь на 3 дюймовом дисплее камеры?! - да ещё и на солнце.


К тому же, он оказался достаточно цветаст. И цвета его очень естественны. Как пример - метельчатые соцветия насыщенно-красных цветочков,
русселии хвощевидной, в реальности такие и есть. Мне всегда было трудно передать их цвет, а тут даже не пришлось редактировать.


Тоже и с розами..


Вот только, так и не утихший ветер отчаянно мешал съёмке.


Ближе к концу аллеи расположился цветник, который не заметил меньше недели назад, проезжая здесь на велосипеде.


Почему он мне не бросился в глаза? - Может тогда розы ещё не цвели?! - В любом случае, эта находка меня обрадовала, и добавила оптимизма.


Чудны розовые розы. Одна беда, в наших краях они почти не пахнут.


За лавочкой цветник предстал во всей своей красе.


Так как я не был уверен в этом объективе, я сделал ещё один похожий кадр.
Исходя из прошлого опыта съёмки с ним, мне казалось, что большая часть кадров уйдёт в брак.


Но Гелиос 44-2 - превзошёл все мои ожидания. То ли я приспособился к нему.


Практически, ни один кадр не был забракован мною. Хотя я уже и отвык от ручной фокусировки.


Конечно, ему сложно соперничать с современными японскими автофокусными объективами, ценою в несколько тысяч зелёных.
Однако его-то цена копеечная. Да и выпущен он был в 1984, то есть - почти 40 лет назад.
- Компания Сони, например, представила первую фотокамеру Cyber-shot.. лишь в 1996 году.

К чему я пишу об этом?! - Да к тому, что в Союзе была неплохая фотоиндустрия!
Помнится, был и замечательный ежемесячный иллюстрированный журнал Советское фото.


Приведу несколько выдержек из интересной и большой стати "Этапы развития советского фотоаппаратостроения".

"На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году "Гран-При" были удостоены объективы: "Руссар" 5,6/20, "Мир-1" 2,8/37, "Таир-11" 2,8/135, "Таир-3" 4/300,
"МТО-500" 8/500, "МТО-1000" 10/1000, и 35мм дальномерная камера "Ленинград", со встроенным пружинным мотором. "
... "1970 г - В настоящее время парк фотоаппаратов в стране составляет примерно 25 млн. шт., на каждые 100 семей приходится около 38 аппаратов.
К 1975 г. количество аппаратов в стране превысит 30 млн. шт.".

В те годы выпускались фотоаппараты: "Момент", "Москва", "Зоркий", "Киев " - всего около 30 наименований, и десятки объективов к ним.

Был и экспорт, в 70 стран мира.. Пабло Пикассо, например, снимал камерой ФЭД-2.
В книге "Практика профессиональной фотографии", в 1981 году, Филип Готлоп так пишет о продающихся в Англии советских фотоаппаратах:
"В продаже есть несколько типов советских аппаратов и вы не прогадаете, купив любой из них."

Жаль, что в 90-е всё это сошло на нет.

- На этой же аллее, метров через сто, был ещё один розарий. Похожий на первый, как две капли воды.


Из википедии:
"В каталоге «Neckermann Herbst/Winter 1981/82» (ФРГ) цена фотоаппарата «Зенит-Е» с объективом «Гелиос-44-2» составляла 199 марок ФРГ"

- Все мои первые фотоаппараты были плёночные, в том числе и Зенит-Е..
Соответственно, были и фотопринадлежности, коих было немало:
проявители и закрепители, бачки для плёнки и ванночки (кюветы), фотоувеличители и красные фонари..
А также, фотобумага и ночные бдения при красном свете. Как правило, в ванной комнате!:-)

Нынче же, фотоаппарат и компьютер - вот и все принадлежности, если не заниматься фотопечатью.
К тому же, фотоаппараты заменили iPhone и прочие гаджеты, облегчающие процесс съёмки в разы..
- И как мы видим, технологии не стоят на месте.

О том и о сём, Ришон ле-Цион, Авторское, Природа Израиля, Пешая фотопрогулка

Previous post Next post
Up